Дело № 5-122/2024
УИД №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 июля 2024 года город Пермь
Судья Кировского районного суда г. Перми Рогатнева А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Королько Л.И.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Омарова У.В.О.,
переводчика А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Омарова У.В.,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях №, составленному заместителем начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции № 3 (дислокация Кировский район) Управления МВД России по городу Перми майором полиции Ш., 16 июля 2024 года в 12 часов 00 минут в отделе полиции № 3 Управления МВД России по г. Перми, расположенном по <адрес>, был выявлен гражданин Азербайджана Омаров У.В., который, как показала проверка, являясь иностранным гражданином, прибыл в Российскую Федерацию 01 июля 2024 года с целью «частная», на миграционном учете не состоит. В предыдущий период пребывания в Российской Федерации с 30 мая 2023 года по 24 октября 2023 года въехал с целью «частная». С заявлением об оформлении патента на работу, разрешения на временное проживание или вида на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации в подразделения по вопросам миграции не обращался. В период с 29 августа 2023 года по дату выезда – 24 октября 2023 года Омаров У.В. пребывал в Российской Федерации незаконно.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении Омарова У.В.О. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Омаров У.В.О. с событиями, описанными в протоколе, согласился полностью, в предыдущий раз прибыл в Российскую Федерацию 30 мая 2023 года до даты выезда 24 октября 2023 года. С заявлением об оформлении патента, выдаче разрешения на пребывание в Российской Федерации, вида на жительство в Российской Федерации иностранного гражданина в подразделение по вопросам миграции не обращался. О том, что он пребывал в Российской Федерации дольше законного срока пребывания он знал, но не успел выехать. Жена и две дочери проживают в Республике Азербайджан, сын – в Российской Федерации в <адрес>, оформляет вид на жительство, недвижимости в собственности на территории Российской Федерации также не имеет.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения Омарова У.В.О., судья приходит к следующим выводам.
За нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, наступает административная ответственность по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115 -ФЗ).
Согласно статье 2 данного закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 5 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных названным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с названным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно пункту 2 указанной статьи временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного названным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данной норме.
В силу пункта 5 статьи 5 Закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 названного закона, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.
Исходя из положений Закона № 115-ФЗ, к числу документов, подтверждающих право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, относится патент.
В соответствии со статьей 2 Закона № 115-ФЗ патент - документ, подтверждающий в соответствии с названным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Пунктом 5 статьи 13.3 Закона № 115-ФЗ установлено, что патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.
Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не требуется.
В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что гражданин Республики Азербайджан Омаров У.В.О. прибыл на территорию Российской Федерации 30 мая 2023 года в порядке, не требующем получения визы. В период с 29 августа 2023 года по 24 октября 2023 года срок своего дальнейшего пребывания в законном порядке Омаров У.В.О. не продлил, какие-либо меры для решения вопроса о законном пребывании на территории Российской Федерации не принял, в связи с чем, в период с 29 августа 2023 года по 24 октября 2023 года он находится на территории Российской Федерации в отсутствие документа, подтверждающего право на пребывание в Российской Федерации, уклоняясь от выезда, нарушая, тем самым, режим пребывания на территории Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно:
- сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 16 июля 2024 года;
- ходатайством начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции № 3 (дислокация Кировский район) Управления МВД России по города Перми;
- сведениям базы данных ФМС России АС ЦБДУИГ о том, что в период с 30 мая 2023 года по 24 октября 2023 года Омарова У.В.О. находился на территории Российской Федерации;
- объяснением Омарова У.В.О. о том, что в предыдущий раз прибыл в РФ 30 мая 2023 года, до 28 августа 2023 года состоял на миграционном учете и проживал у А. по <адрес>, до даты выезда 24 октября 2023 года. С заявлением об оформлении патента, выдаче разрешения на пребывание в Российской Федерации, вида на жительство в Российской Федерации иностранного гражданина в подразделение по вопросам миграции не обращался. О том, что он пребывал в РФ дольше законного срока пребывания он знал.
Приведенные доказательства признаются относимыми, допустимыми и достоверными относительно обстоятельств правонарушения, и в своей совокупности являются достаточными для установления вины Омарова У.В.О. в том, что он, в нарушение приведенных положений Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, существенно превысил непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации, по истечении которого не выехал из Российской Федерации, в период с 29 августа 2023 года по 24 октября 2023 года находился на территории Российской Федерации незаконно, нарушая режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, притом, что он, как гражданин иностранного государства, обязан знать и соблюдать требования миграционного законодательства Российской Федерации, а также действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее правовое положение иностранных граждан.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судья квалифицирует действия Омарова У.В.О., не содержащие уголовно наказуемого деяния, по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – как нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу Омарова У.В.О., не имеется.
Доказательств того, что Омаров У.В.О. предпринимал какие-либо меры по легализации своего нахождения на территории Российской Федерации, не представлено, что свидетельствует об игнорировании им установленного в Российской Федерации правопорядка и стойком несоблюдении им требований миграционного законодательства Российской Федерации, и характеризует иностранного гражданина Омарова У.В.О. с отрицательной стороны.
Статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1).
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание назначается в пределах установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом № 115-ФЗ (часть 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность Омарова У.В.О., не выявлено.
Принимая во внимание положения статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, данные о личности Омарова У.В.О., ранее не привлекавшего к административной ответственности за нарушения в миграционной сфере, отсутствие на территории Российской Федерации устойчивых семейных связей, а также данных, объективно препятствовавших ему своевременно легализовать свое пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, судья считает необходимым назначить Омарову У.В.О. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере с административным выдворением за пределы Российской Федерации в принудительной форме, с помещением для выдворения в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан на срок, установленный ч. 1 ст. 27.19.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3.8 стать 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях если при назначении административного наказания в случае, при котором санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3.6 и 3.7 настоящей статьи, а также административных правонарушений, предусмотренных ч. 5 - 8 ст. 6.21, ч. 3 и 4 ст. 6.21.1, ч. 3 и 4 ст. 6.21.2, ч. 3 ст. 20.25 настоящего Кодекса), судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, а также в случае отсутствия государства, готового принять на своей территории лицо без гражданства, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от 40 000 до 50 000 рублей либо обязательных работ на срок от 150 до 200 часов.
Оценивая характер совершенного административного правонарушения, объектом которого является обеспечение режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, длительность периода незаконного пребывания иностранного гражданина, отсутствие у Омарова У.В.О. постоянного и легального источника дохода, официального трудоустройства, отсутствие у него в Российской Федерации объектов недвижимости, судья не усматривает оснований для применения положений части 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости. Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации прямо предусмотрена санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следует отметить, что государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
Грубое нарушение Омаровым У.В.О. законодательства Российской Федерации влечет возложение на него неблагоприятных правовых последствий, вытекающих из его же неправомерного поведения, причинившего существенный ущерб охраняемым общественным отношениям.
По настоящему делу имеется действительная необходимость применения меры ответственности в виде выдворения за пределы Российской Федерации, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, что не нарушает нормы международного и национального права, поскольку назначенное наказание в виде выдворения направлено на интересы общественной безопасности и общественного порядка.
Учитывая фактические обстоятельства и характер вменяемого Омарову У.В.О. административного правонарушения, объектом посягательства которого является установленный порядок обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Сведений о том, что Омаров У.В.О. не может содержаться в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан, не имеется.
Руководствуясь статьями 29.9-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Омарова У.В. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации, с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по городу Перми, расположенный по <адрес>, на срок 90 суток, исчисляя данный срок с 17 июля 2024 года по 15 октября 2024 года включительно.
Обязанности по временному содержанию Омарова У.В.О. до его помещения в ЦВСИГ возложить на ОП № 3 Управления МВД России по г.Перми.
В соответствии с ч. 2 ст. 32.9 КоАП РФ исполнение постановления об административном выдворении в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства возложить на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов – Отделение судебных приставов по Кировскому району г.Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 2 ст. 27.19.1 КоАП РФ при отсутствии фактической возможности исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина в срок, указанный в части 1 статьи 27.19.1 КоАП РФ, срок содержания иностранного гражданина, подлежащего принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальном учреждении может быть продлен судьей по ходатайству судебного пристава-исполнителя, исполняющего постановление по делу об административном правонарушении, а также уполномоченного должностного лица органа внутренних дел, но не более чем на 90 суток.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 32.9 КоАП РФ постановление об административном принудительном выдворении за пределы Российской Федерации может быть приведено к немедленному исполнению при наличии у иностранного гражданина документов, удостоверяющих его личность, денежных средств для приобретения проездных документов, а также ходатайства иностранного гражданина о приведении постановления к немедленному исполнению, которое подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: .......
Разъяснить, что в соответствии с частью 1.1 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.
Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, предоставить любым доступным способом связи в Кировский районный суд города Перми для приобщения к материалам дела.
Постановление в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми.
Судья А.Н. Рогатнева