ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД: 91RS0007-01-2021-001235-36 № 2-960/2021Дело №33-522/2022 (33-11214/21) | Председательствующий судья первой инстанции | Солодовник Е.С. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 января 2022 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи - Притуленко Е.В.,
судей: - Любобратцевой Н.И.,
- Готовкиной Т.С.,
при секретаре - Калиниченко В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ССР к Муниципальному казенному учреждению Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Государственному казенному учреждению Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» (третьи лица: ФИО5 ФИО3 кызы, ФИО1, ФИО2, ФИО3; несовершеннолетние ФИО6 ФИО12 оглы, ФИО7 ФИО12 кызы, ФИО12 ФИО12 оглы в лице законного представителя ФИО9 ФИО3 кызы) о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, признании права на распоряжение средствами единовременной выплаты, совершении определенных действий, по апелляционной жалобе ССР на решение Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Притуленко Е.В., выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
в июне 2021 года ССР обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, в котором обжаловал отказ Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым в распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий; просил признать незаконным решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги; признать за ним право на распоряжение средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым»; обязать ответчика повторно рассмотреть поданное им заявление о распоряжении указанными средствами.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым выдал ему сертификат № на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, как семье, имеющей 3 несовершеннолетних детей. Между тем, в праве на распоряжение средствами единовременной выплаты обжалуемым решением ответчика ему было отказано, несмотря на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и членами его семьи, с одной стороны, и ИП ФИО1, с другой стороны, был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенный по адресу: Республика Крым, <адрес>, пгт.Красногвардейское, <адрес>.
Решение ответчика об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий, мотивированное установлением факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния, считает незаконным, полагая, что ответчик дал неправильную оценку обстоятельствам перерегистрации его и супруги с детьми ДД.ММ.ГГГГ в жилой <адрес> в <адрес> Республики Крым, приобретенный семьей в 2017 году с использованием средств материнского капитала.
До ДД.ММ.ГГГГ он и супруга ФИО5 ФИО3 кызы были зарегистрированы по месту жительства своих родителей, хотя фактически
с момента регистрации брака, с 2009 года, совместно проживали по адресу: Республика Крым, Симферополь, <адрес>., в квартире, которая с июня 2015 года является собственностью супруги.
Так как общая обеспеченность жилой площадью на члена семьи составляет 15,12 кв.м., полагает, что у ответчика отсутствовали основания для отказа ему в реализации права на распоряжение средствами единовременной выплаты
Согласно протоколу судебного заседания от 13 августа 2021 года, определением Белогорского районного суда Республики Крым, вынесенным без удаления в совещательную комнату, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты Республики Крым (л.д.139 оборот, 235 оборот, т.1).
Решением Белогорского районного суда <адрес> Республики Крым от 04 октября 2021 года в удовлетворении исковых требований ССР отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе, поданной в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, ССР поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, и принятии нового решения об удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.
По мнению автора жалобы, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, вследствие чего выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Муниципальное казенное учреждение Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым подало возражения на апелляционную жалобу со ссылкой на необоснованность указанных в ней доводов, просит жалобу отклонить, решение оставить без изменения.
Согласно определению судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 15 декабря 2021 года данное гражданское дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ; к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, несовершеннолетние ФИО6 ФИО12 оглу, ФИО7 ФИО12 кызы, ФИО12 ФИО12 оглу, в лице их законного представителя ФИО5 Лютфи кызы.
ССР подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ об изменении исковых требований. Согласно данному заявлению истец просит признать незаконным решение МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги; признать за ним право на распоряжение средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий; обязать МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым перечислить средства единовременной выплаты в размере 856854 рублей в счет оплаты стоимости приобретенной квартиры, расположенной по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт.Красногвардейское, <адрес>, кадастровый №, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ представители истца уточнили требования указав, что истец просит МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым принять решение о распоряжении ССР средствами единовременной выплаты, сформировать заявку на осуществление единовременной выплаты, которую направить в ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым»; обязать ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» перечислить на расчетный счет индивидуального предпринимателя ФИО1 средства единовременной выплаты на основании сертификата № в счет оплаты стоимости квартиры по адресу: Республика Крым, <адрес>, пгт.Красногвардейское, <адрес>, кадастровый №, приобретенной по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> рублей.
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым подало письменные возражения на иск, в которых, ссылаясь на необоснованность заявленных требований, просит в иске отказать.
Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» представило письменные пояснения, в которых указало на утвержденный порядок перечисления средств единовременной выплаты.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в том числе путем размещения информации о времени и месте рассмотрения указанной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Крым.
В заседание суда апелляционной инстанции истец и третьи лица не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Интересы ССР в заседании суда апелляционной инстанции представлял ШГВ, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности № <адрес>7 от ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что обжалуемое судебное постановление подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, возникший между сторонами спор регулируется Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" и утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659 Порядком предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
Согласно положениям статьи 3 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 (в редакции, действовавшей на момент выдачи истцу сертификата) право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.
Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой.
Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
Распоряжение средствами единовременной выплаты осуществляется лицами, указанными в статье 3 настоящего Закона, получившими сертификат, путем подачи в орган труда и социальной защиты по месту жительства заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии с настоящим Законом в течение 24 месяцев со дня получения сертификата (абз.2 ч. 1 ст. 7 Закона Республики Крым от 14.08.2019 года N 631-ЗРК/2019).
Правила подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами единовременной выплаты, устанавливаются Советом министров Республики Крым (ч.2 ст. 7 Закона Республики Крым от 14.08.2019 года N 631-ЗРК/2019).
Законом Республики Крым от 14.10.2020 N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" приостановлено до 1 января 2024 года действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
Советом министров Республики Крым принято постановление от 16.10.2020 N 659, которым утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции не принял во внимание регламентированный указанным постановлением порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки, вследствие чего неправильно определил круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле.
Между тем, согласно указанному порядку (пункты 20, 22-24, 39, 40) органы труда и социальной защиты населения до 9 декабря 2020 года формируют списки граждан, получивших сертификат, который направляется в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым для формирования Сводного списка.
Министерство на основании Сводного списка в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Крым на следующий финансовый год, формирует и утверждает список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в соответствующем году.
После принятия решения о распоряжении средствами единовременной выплаты орган труда и социальной защиты населения формирует заявку на осуществление единовременной выплаты, которую направляется в ГКУ РК "Центр социальных выплат" (пункты 22-24, 39, 40 Порядка).
ГКУ РК "Центр социальных выплат" в безналичном порядке перечисляет средства единовременной выплаты на указанный в заявке банковский счет организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого жилого помещения; банковский счет физического лица (лиц), осуществляющего (их) отчуждение приобретаемого жилого помещения; банковский счет в организации, в том числе кредитной, предоставившей средства по договору ипотечного кредита, открытый лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) в кредитной организации; на счета эскроу.
Из материалов дела усматривается, что ССР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с ФИО5 Лютфи кызы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в браке родились дети: ФИО6 ФИО12 оглу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7 ФИО12 кызы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12 ФИО12 оглу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (т.1 л.д.15, 16, 17, 18, 22, 195, 199, 208).
Удостоверением № (л.д.22, т.1) подтверждается право истца на льготы, предусмотренные законодательством для многодетных семей.
ДД.ММ.ГГГГ ССР обратился в МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" в связи с рождением ребенка ФИО12 ФИО12 оглы, указав, что его семья проживает по адресу: Республика Крым, <адрес> (л.д.158-161, том 1).
При этом им была предоставлена справка администрации г.Белогорска, из содержания которой следует, что все члены семьи истца зарегистрированы по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.170, т.1).
Согласно выписок из ЕГРН №, №, №, № указанный дом с земельным участком был приобретен семьей истца по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с использованием материнского капитала. Площадь жилого дома составляет 25,8 кв.м. (л.д. 171- 181, 215-218, т.1).
На основании решения МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ ССР выдан сертификат № на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым, удостоверяющий право истца на получение единовременной выплаты в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 631-ЗРК/2019 (л.д. 157, т.1).
ДД.ММ.ГГГГ семьей истца заключен договор купли - продажи с использованием средств единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, с гражданином РФ ФИО1, по условиям которого ФИО1 продал, а ССР и ФИО5К., выступающие от своего имени и как законные представители несовершеннолетних детей, купили в общую долевую собственность квартиру по адресу: Республика Крым, <адрес>, пгт. Красногвардейск, <адрес>, площадью 36,6 кв.м., кадастровый № (т.1 л.д.105-113).
ДД.ММ.ГГГГ ССР обратился к ответчику с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым.
Уведомлением (л.д. 58, т.1) ответчик известил ССР о включении его в список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий, однако, 16 марта 2021 года принял решение об отказе истцу в реализации указанного права, указав в качестве причины отказа: отсутствие права на дополнительную меру социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым в соответствии с ч.5 п.33 ст.6 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659, (установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния).
Указанное решение (л.д.98, том 1) не содержит сведений в чем выразился факт намеренного ухудшения истцом жилищных условий и имущественного состояния, а из возражений на иск, поданных ответчиком, следует, что до прописки в жилом доме по адресу: Республика Крым, <адрес>, семья истца проживала по двум адресам: ССР – в доме отца по адресу: <адрес>, площадью 64,7 кв.м, его супруга – в доме своего отца по адресу: <адрес>, площадью 240,1 кв.м. Также в собственности ФИО5 имеется квартира по адресу: Республика Крым, <адрес>, площадью 49,8 кв.м., кадастровый №, принадлежащая ей на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Перепрописка всей семьи по одному адресу привела к ухудшению жилищных условий и имущественного положения, в связи с чем на основании ч.5 п.33 ст. 6 принято решение об отказе (л.д. 73-75).
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции указал, что Законом Республики Крым от 14.08.2019 года №631 - ЗРК/2019 (в редакции, действовавшей на дату обращения ССР с заявлением о выдаче сертификата) для возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки не было предусмотрено условие о регистрации всех членов семьи в одном жилом помещении, а предусматривалось лишь условие о совместном проживании. Законом Республики Крым от 23.09.2020 года №110-ЗРК/2020 (вступившим в законную силу с 10.10.2020) внесены изменения в статью 3 Закона Республики Крым от 14.08.2019 года №631 - ЗРК/2019, согласно которым право на дополнительную меру социальной поддержки возникает при условии совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу, то есть членами семьи (для целей применения данного Закона) стали признаваться лица, проживающие и зарегистрированные совместно с заявителем.
Согласно пп.5 п.33 ст. 6 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659, решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в случае установления факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния.
По смыслу пп.6 п.2 ст. 2 указанного Порядка намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения - совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 квадратных метров: обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи; отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи; перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи; отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее; вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги), их детей).
Ссылаясь на то, что со дня рождения ребенка (после 04.03.2019 года) до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты (до 15.01.2021) истцом совершены действия, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 квадратных метров, суд пришел к выводу, что при указанных обстоятельствах действия истца по намеренному ухудшению жилищных условий дают право ответчику для отказа ССР в распоряжении средствами единовременной выплаты.
Судебная коллегия полагает, что такой вывод суда первой инстанции является ошибочным, а отказ ССР в удовлетворении заявленных им требований не основан на законе.
Дополнительная мера социальной поддержки, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым, установлена Законом Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 (ред. от 23.09.2020, с изм. от 14.10.2020) "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", предусматривающим право на дополнительную меру социальной поддержки граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым, при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой (ч.2 ст. 3). Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи.
Как следует из материалов дела, на момент обращения ССР в МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019, семья истца проживала в жилом помещении площадью 25,8 кв.м. по адресу: Республика Крым, <адрес>; а также в собственности члена семьи истца (супруги) находилась квартира площадью 49,80 кв.м. по адресу: Республика Крым, <адрес>.
Таким образом, размер обеспеченности общей площадью жилых помещений членов семьи истца составлял 15,12 кв.м., то есть не более 18 кв.м. на каждого.
Обращение истца за распоряжением средствами единовременной выплаты последовало 15 января 2021 года. На этот момент действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 было приостановлено до 1 января 2024 года Законом Республики Крым от 14.10.2020 N 116-ЗРК/2020.
Вместе с тем, ст. 2 Закона Республики Крым от 14.10.2020 N116-ЗРК/2020 определено, что порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу настоящего Закона, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Реализуя положения указанного Закона постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
Пунктом 33 статьи 6 указанного порядка установлены основания, с учетом которых орган труда и социальной защиты населения, выдавший сертификат, принимает решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты.
В качестве таких оснований указан: 1) предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты; 2) наличие недостоверных сведений, влияющих на возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки, в заявлении о распоряжении средствами единовременной выплаты или в представленных документах; 3) предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат; 4) наличие в собственности родителей (одинокого родителя) более двух земельных участков для индивидуального жилищного строительства; 5) установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния; 6) утрата права гражданином на получение дополнительной меры социальной поддержки; 7) обращение с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты после 1 октября соответствующего года при условии получения уведомления о включении в список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в соответствующем году.
При этом под намеренным ухудшением жилищных условий и имущественного положения понимается совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи следующих действий: обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи; отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи; перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи; отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее; вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги), их детей).
Иных оснований ни порядок, утвержденный постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659, ни п.6 ст.2 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 (введенный Законом Республики Крым от 23.09.2020 N 110-ЗРК/2020) не предусматривал.
Более того, делая вывод о намеренном ухудшении истцом жилищных условий после рождения ребенка, суд не принял во внимание положения части 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой определено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По смыслу правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 258-О-О, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, применение нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, добросовестность граждан (получателей меры социальной поддержки) в спорных правоотношениях презюмируется, обратное подлежит доказыванию истцом.
Принимая решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных им требований, суд первой инстанции не принял во внимание, что предусмотренных ст. 10 ГК РФ оснований для отказа истцу в защите его права на распоряжение средствами единовременной выплаты при рассмотрении настоящего дела установлено не было.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что при подаче заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий, ССР был представлен полный пакет документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал истцу в признании незаконным решения Муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым № 2 от 16 марта 2021 года об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий.
С учетом приведенного принятое по делу решение подлежит отмене на основании п.4 ч.4 и п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, как не отвечающее требованиям ст. 195 ГПК РФ, с принятием нового решения о частичном удовлетворении требований ССР
Ввиду незаконного отказа истцу в реализации права на дополнительную меру социальной поддержки, решение МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым №2 от 16 марта 2021 года подлежит признанию незаконным, с возложением на данного ответчика обязанности назначить ССР дополнительную меру социальной поддержки для улучшения жилищных условий на основании сертификата №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, и осуществить действия, предписанные Порядком, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659.
При этом требование истца об обязании ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» перечислить на расчетный счет индивидуального предпринимателя ФИО1 средства единовременной выплаты в размере 856854 рублей за приобретение квартиры по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит, поскольку является преждевременным, так как ГКУ РК "Центр социальных выплат" перечисляет средства единовременной выплаты только после принятия решения о распоряжении средствами единовременной выплаты и на основании заявки на осуществление единовременной выплаты, сформированной органом труда и социальной защиты населения.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белогорского районного суда Республики Крым от 04 октября 2021 года отменить; принять по делу новое решение.
Иск ССР удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым назначить ССР дополнительную меру социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьи, имеющей детей, и осуществить действия, направленные на распоряжение средствами единовременной выплаты на основании сертификата №, выданного на имя ССР на основании решения Муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
В иной части требований – отказать.
Председательствующий:
Судьи: