№ 2-3644/2024
63RS0038-01-2024-002894-81
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2024 года г. Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Полезновой А.Н.,
при секретаре Долгаевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3644/2024 по иску заместителя прокурора г.Самары, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБДОУ «Детский сад № 136» г.о.Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности оборудовать пандусом вход в здание образовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г.Самары, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБДОУ «Детский сад №136» г.о.Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности оборудовать пандусом вход в здание образовательного учреждения
В обосновании своих требований указал, что прокуратурой города Самары проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в МБДОУ «Детский сад №136» г.о. Самара, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.
В ходе проверки установлено, что входная группа в здание МБДОУ «Детский сад №136» г.о. Самара, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудован приспособлением для инвалидов-колясочников, что препятствует доступу последних к объекту социальной инфраструктуры. Таким образом, несовершеннолетние граждане и их родители не имеют возможности получить образование, тем самым нарушаются их права, гарантированные законодательством об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ, прокурор г.Самары просил обязать МБДОУ «Детский сад №136» г.о.Самара в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать пандусом вход в здание образовательного учреждения по адресу: <адрес>; отнести материальные расходы по устранению указанных нарушений в МБДОУ «Детский сад №136» г.о.Самара на департамент образования администрации г.о.Самара.
Представитель прокурора г.Самары по доверенности Лепшина А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Департамента образования администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, о дате и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 136» г.о.Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения на иск.
Учитывая отсутствие возражений со стороны помощника прокурора относительно рассмотрения дела в порядке заочного производства, а также положений ст. 167, ч. 1 ст. 233 ГПК РФ суд полагает возможным дело рассмотреть в порядке заочного судопроизводства с вынесением по делу заочного решения в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, и посредством размещения информации о дате и месте рассмотрения гражданского дела на сайте Кировского районного суда г.Самары (http://kirovsky.sam.sudrf.ru/).
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ № 273-ФЗ) на образовательное учреждение возложена обязанность создания безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательной организации.
Частью 7 ст. 28 ФЗ № 273-ФЗ определено, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 323-Ф3 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан» государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Статьей 1 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», определено, что социальная инфраструктура для детей представляет систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (далее - Закон) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Пунктом 1 ст.9 ФЗ № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, тачального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
Согласно п.п. 1.1. Положения «О Департаменте образования Администрации городского округа Самара» № 707 от 26.03.2009, Департамент образования Администрации городского округа Самара (далее - Департамент) является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере образования.
Из п.п. 3.25. указанного Положения следует, что в пределах своей компетенции Департамент осуществляет на условиях и в порядке, установленном действующим законодательством, функции заказчика-застройщика для нужд Департамента, формирует план капитального ремонта муниципальных учреждений городского округа Самара в сфере образования, осуществляет согласование технических заданий на проектирование, проектов на строительство и реконструкцию зданий муниципальных учреждений городского округа Самара в сфере образования, а также иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Также приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 утвержден «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», который определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) образовательных учреждений, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой города Самары проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в МБДОУ «Детский сад № 136» г.о. Самара, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.
В ходе проверки установлено, что входная группа в здание МБДОУ «Детский сад № 136» г.о. Самара, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудован приспособлениями для инвалидов-колясочников, что препятствует доступу последних к объекту социальной инфраструктуры.
Таким образом, несовершеннолетние граждане и их родители не имеют возможности получить образование, тем самым нарушаются их права, гарантированные законодательством об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
26.03.2024 в адрес МБДОУ «Детский сад № 136» г.о. Самара направлено представление прокурора г.Самара № от 11.03.2024 для устранения выявленных нарушений в месячный срок со дня его получения.
Однако в установленный срок допущенные нарушения МБДОУ «Детский сад № 136» г.о. Самара не устранены.
Заведующей МБДОУ «Детский сад № 136» г.о. Самара ФИО5 в адрес прокурора направлено письмо № от 18.03.2024 о том, что допущенные нарушения будут устранены по мере финансирования.
17.04.2024 заведующая МБДОУ «Детский сад № 136» г.о. Самара ФИО5 обратилась в Департамент образования администрации г.о.Самара с требованием о выделении финансирования на установку пандуса в размере 555000 руб. с приложенными коммерческими предложениями. Однако ответ до настоящего времени не получен.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что допущенные МБДОУ «Детский сад № 136» г.о. Самара нарушения в оборудовании входа в здание образовательного учреждения препятствуют инвалидам в реализации гарантированных им Конституцией Российской Федерации прав равных с другими гражданами, суд приходит к выводу о том, что исковые требования следует удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 136» ░.░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 136» ░.░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 136» ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░