№ 2-674/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Прохоровка 28 декабря 2018 года
Прохоровский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Гнездиловой Т.В.,
при секретаре Курганской Н.Н.,
с участием истца Костюковой Е.В.,
представителя Управления пенсионного фонда РФ в Прохоровском районе Чан-оглы Л.И. (по доверенности от (дата)),
рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по иску Костюковой Е. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Прохоровском районе Белгородской области о включении периодов работы в специальный стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
26 октября 2018 года от истца в УПФР в Прохоровском районе поступило заявление об определении права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. Ей было отказано во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 11 сентября 2006 года по 22 сентября 2006 года; с 24 октября 2011 года по 31 октября 2011 года; 16 апреля 2012 года по 27 апреля 2012 года; с 25 января 2015 года по 06 февраля 2015 года; с 18 января 2016 года по 12 февраля 2016 года; с 12 октября 2017 года по 20 октября 2017 года; с 29 января 2018 года по 02 февраля 2018 года; с 05 февраля 2018 года по 16 февраля 2018 года.
Кроме того Костюкова в период времени с 01 ноября 1999 года по 03 мая 2000 года осуществляла педагогическую деятельность в учреждении образования Журавская школа-сад.
Данный период работы ответчик также не включил в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Истец просила признать право на включение в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в связи с педагогической деятельностью, спорные периоды работы в учреждении образования и обязать ответчика назначить пенсию с момента возникновения права на досрочную пенсию, ссылаясь на то, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которых работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования в полном объеме и просила назначить пенсию с 26 октября 2018 года.
Представитель ответчика с иском не согласилась, указала на то, что периоды нахождение на курсах повышения квалификации не включены в специальный стаж, в связи с тем, что их включение не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516. Период работы в Журавской школе-сад не засчитан в льготный стаж, так как Списком №781 учреждение «школа-сад» не предусмотрено.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Истцом представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие ее право на включение в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ранее достижения общего пенсионного возраста, спорных периодов.
Истец с 12.11.1990 по 22.12.1990, с 15 августа 1991 года и по настоящее время работает в общеобразовательных учреждениях, являясь педагогическим работником, что подтверждается трудовой книжкой (л.д.6-7) и сторонами по делу не оспаривается.
В соответствии с п.19 ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из сообщения УПФ РФ (ГУ) в Прохоровском районе следует, что 26 октября 2018 года к ним поступило заявление от истца об определении права на досрочную страховую пенсию. В льготный стаж для досрочного назначения пенсии не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации и работа в Журавской школе-сад (л.д.11-14).
Обстоятельства нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 11 сентября 2006 года по 22 сентября 2006 года; с 24 октября 2011 года по 31 октября 2011 года; 16 апреля 2012 года по 27 апреля 2012 года; с 25 января 2015 года по 06 февраля 2015 года; с 18 января 2016 года по 12 февраля 2016 года; с 12 октября 2017 года по 20 октября 2017 года; с 29 января 2018 года по 02 февраля 2018 года; с 05 февраля 2018 года по 16 февраля 2018 года подтверждается справкой уточняющей характер работы и условий труда Журавской СОШ (л.д.8) и ответчиком не оспаривается.
Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии со ст.167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, при котором работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, для отдельных категорий работников, к которым относится истец, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления педагогической деятельности со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовой пенсии в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 года, отсутствуют.
При таких обстоятельствах оспариваемые истцом периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (ст.7 ч.1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1).
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно трудовой книжке и справки уточняющей характер работы и условий труда, истец в период с 01 ноября 1999 года по 03 мая 2000 года работала учителем русского языка и литературы в Журавской средней школе-сад.
Постановлением главы администрации Прохоровского района от 03 сентября 1996 года, Журавская средняя школа реорганизована в Журавскую среднюю школу-сад.
Постановлением главы администрации Прохоровского района от 06 марта 2000 года, Журавская средняя школа-сад реорганизована в Журавскую среднюю общеобразовательную школу.
Сведения о работе истца в указанный период не опровергнут ни одним доказательством, действующим законодательством не исключается подтверждение стажа справками, поэтому оснований не доверять содержанию указанных справок, суд не усматривает.
Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях включался в стаж работы по специальности.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.
Согласно ст.10 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч.1 ст.3 настоящего закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии со ст. 55 п.3 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовых форм подчиненности, как указывается в п. 3 ст. 12 Закона РФ «Об образовании».
В списке профессий и должностей, дающих право на получение пенсии за выслугу лет, указаны преподаватели как общих средних школ, так и воспитатели детских садов. То обстоятельство, что в период работы истца учебное учреждение именовалось как Журавская средняя школа-сад, не может лишить истца специального трудового стажа. Род занятий истца как педагогического работника не изменился, она также работала учителем, исполняла тот же круг обязанностей, что и исполняла в Журавской средней школе и имела полную ставку нагрузки, что не оспаривается ответчиком.
Следовательно, указанный период работы истца в Журавской средней школе-сад Прохоровского района подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Учитывая, что на момент обращения истца в Управление Пенсионного фонда РФ в Прохоровском районе спорные периоды работы подлежали включению в специальный трудовой стаж, который на момент обращения составлял 25 лет, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку ответчик необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсию истцу следует назначить при наступлении права для назначения досрочной пенсии с момента его обращения в пенсионный орган, то есть с 26 октября 2018 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Костюковой Е. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Прохоровском районе Белгородской области о включении периодов работы в специальный стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию удовлетворить.
Признать за Костюковой Е. В. право на включение в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в связи с педагогической деятельностью периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 11 сентября 2006 года по 22 сентября 2006 года; с 24 октября 2011 года по 31 октября 2011 года; 16 апреля 2012 года по 27 апреля 2012 года; с 25 января 2015 года по 06 февраля 2015 года; с 18 января 2016 года по 12 февраля 2016 года; с 12 октября 2017 года по 20 октября 2017 года; с 29 января 2018 года по 02 февраля 2018 года; с 05 февраля 2018 года по 16 февраля 2018 года и период работы с 01 ноября 1999 года по 03 мая 2000 года в Журавской средней школе-сад Прохоровского района Белгородской области, обязав Управление Пенсионного фонда РФ по Прохоровскому району Белгородской области включить данные периоды в специальный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Трудовую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста Костюковой Е. В. назначить с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Прохоровском районе Белгородской области, то есть с 26 октября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Прохоровский районный суд Белгородской области в течение месяца.
Судья Т.В.Гнездилова
Решение в окончательной форме
принято 29 декабря 2018 года.
Судья Т.В. Гнездилова