11RS0020-01-2022-000799-52 Дело № 2-553/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кослан 13 мая 2022 года
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Мининой О.Н., при секретаре судебного заседания Митиной Е.В.,
с участием прокурора Пашкиной Н.А., представителя истца Ивановой Е.Г., ответчика Ветошкина В.М., представителя ответчика – адвоката Фридриха Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский Усогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Ветошкину В. М., Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о снятии со стационарного обслуживания, обязании организовать проведение мероприятий по переводу в иное стационарное учреждение,
установил:
ГБУ РК «Усогорский ДИПИ» обратился в суд с иском к Ветошкину В.М. о снятии со стационарного обслуживания, обязании выехать из учреждения, мотивируя тем, что ответчик со дня поступления в дом-интернат <Дата> систематически и грубо нарушает установленный порядок проживания граждан в доме-интернат, злоупотребляет спиртными напитками, оскорбляет персонал учреждения, грубо разговаривает как с персоналом учреждения, так и с проживающими в интернате. <Дата> истек срок действия договора <Номер> от <Дата> (дополнительные соглашения от <Дата>, от <Дата>) о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, продлить срок действия договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания Ветошкин В.М. отказался, регистрации по месту пребывания в учреждении не имеет. При поступлении в ГБУ РК «Усогорский ДИПИ» Ветошкин В.М. был ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка учреждения, но указанные требования Ветошкин В.М. не соблюдал, чем самым нарушал условия договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. <Дата> Ветошкин В.М. оформил письменное заявление о приеме на стационарное обслуживание в государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканский Тентюковский дом интернат для престарелых и инвалидов».
К участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Представитель истца Иванова Е.Г. в судебном заседании исковые требования уточнила, просила обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми организовать проведение мероприятий по переводу Ветошкина В. М. из ГБУ РК «Усогорский ДИПИ» в иное стационарное учреждение социального обслуживания населения Республики Коми, Ветошкина В. М. снять со стационарного обслуживания в ГБУ РК «Усогорский ДИПИ».
Ответчик Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд своего представителя не направило, представило отзыв относительно иска, в котором поддержало заявленные исковые требования ГБУ РК «Усогорский ДИПИ».
Ответчик Ветошкин В.М. в судебном заседании уточненные исковые требования признал. Суду пояснил, что с <Дата> года обращался с заявлением о переводе его в Тентюковский ДИПИ, но ему всегда отказывали. Он не желает заключать договор социального обслуживания с Усогорским ДИПИ, не желает быть зарегистрированным в данном учреждении.
Представитель ответчика позицию своего доверителя поддержал.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего возможным исковые требования удовлетворить, установил следующее.
Ветошкин В.М. является .
<Дата> Ветошкин В.М. был зачислен на стационарное обслуживание в ГБУ РК «Усогорский ДИПИ».
Согласно акта <Номер> от <Дата> Ветошкину В.М. были прочитаны вслух Правила внутреннего распорядка ГБУ РК «Усогорский ДИПИ», а так же было предложено подписать договор <Номер> о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания от <Дата>, ответчик от подписи в ознакомлении с Правилами внутреннего распорядка отказался, в договоре о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания от подписи отказался, и до <Дата> проживал без регистрации по месту пребывания, не оплачивая оказываемые ему социальные услуги.
С <Дата> по настоящее время Ветошкин В.М. оплачивает социальные услуги. Ветошкин В.М. является получателем пенсии по инвалидности в размере 20943,42 руб. и ежемесячной денежной выплаты в размере 4087,36 руб. Социальные услуги оплачиваются им путем перечисления ОПФР по <Адрес> на лицевой счет ГБУ РК «Усогорский ДИПИ» пенсии и ежемесячной денежной выплаты в размере 75% по заявлениям Ветошкина В.М. от <Дата>.
<Дата> между ГБУ РК «Усогорский ДИПИ» и Ветошкиным В.М. был заключен договор <Номер> о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, по которому Ветошкину М.В. предоставляются социальные услуги на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг <Номер> от <Дата>, выданной Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, которая является неотъемлемой частью договора. Срок действия индивидуальной программы предоставления социальных услуг <Номер> от <Дата> был пересмотрен <Дата>, и Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми была утверждена новая программа предоставления социальных услуг <Номер> от <Дата> сроком действия до <Дата>.
<Дата> Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми утверждена индивидуальная программа предоставления социальных услуг <Номер> на новый трехлетний срок до <Дата>, однако Ветошкин В.М. отказался от подписи программы, не согласившись с ее условиями. Кроме того <Дата> истек срок действия договора <Номер> от <Дата> (дополнительные соглашения от <Дата>, от <Дата>) о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, продлить договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания Ветошкин В.М. отказался, регистрации по месту пребывания в учреждении не имеет с <Дата>.
Таким образом, суд установил, что после <Дата> между Ветошкиным В.М. и ГБУ РК «Усогорский ДИПИ» отсутствуют какие-либо договорные отношения.
Ветошкин В.М. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <Адрес>, ранее имел регистрацию по месту пребывания в учреждении по адресу: <Адрес>, <Адрес> на период с <Дата> по <Дата>. С <Дата> отказался продлить регистрацию по месту пребывания в учреждении, отказался подписывать заявление о регистрации по месту пребывания.
В настоящее время в учреждении действуют правила внутреннего распорядка ГБУ РК «Республиканский Усогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов», утвержденные <Дата> директором данного учреждения, которыми установлено, что получатели социальных услуг имеют право, в том числе, на: уважительное и гуманное отношение; отказ от предоставления социальных услуг; обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход (пункт 2).
Получатели социальных услуг обязаны: соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату (пункт 3).
В спальных помещениях Учреждения и прилегающей к ним территории в часы послеобеденного и ночного отдыха должна соблюдать полная тишина. Покой получателей социальных услуг не должен нарушаться пением, громкими разговорами, радио, телевизором, игрой на музыкальных инструментах и т.д.(пункт 20). Получатели социальных услуг составляют единый коллектив, должны оказывать друг другу взаимную помощь и принимать активное участие в общественной жизни Учреждения (пункт 28). Работники Учреждения и Получатели социальных услуг Учреждения должны соблюдать общепринятые правила поведения, вежливость и корректность в общении друг с другом (пункт 29). Получатель социальных услуг должен бережно относиться к имуществу и оборудованию Учреждения, соблюдать чистоту и порядок в комнатах и местах общего пользования (пункт 34).
Получателям социальных услуг запрещается: хранить в комнатах громоздкие вещи, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсические, отравляющие, наркотические материалы и вещества, скоропортящиеся продукты питания; готовить пищу в жилых и непредназначенных для этого комнатах; проносить в Учреждение и распивать спиртные напитки; играть в азартные игры; переносить инвентарь и имущество Учреждения из одной комнаты в другую без согласия работников Учреждения; ложиться в постель в одежде и обуви; стирать и сушить белье в комнате; курить в помещениях Учреждения; пользовать электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара (пункт 35). В случае ухода с территории Учреждения Получатели социальных услуг обязаны поставить в известность постовую медицинскую сестру, представителя охранной сигнализации и возвратиться в Учреждение не позднее 20 часов местного времени. Обо всех случаях невозвращения в установленный срок без уважительных причин Получателей социальных услуг, получивших разрешение на временное выбытие из Учреждения, Учреждением проводится расследование и составляется соответствующий акт (пункты 41-42).
При поступлении в ГБУ РК «Усогорский ДИПИ» Ветошкин В.М. был ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка указанного учреждения в присутствии сестры-хозяйки Павловой М.В., заведующего хозяйством Арихиной М.В., специалиста по социальной работе Меньшина В.А., о чем был составлен акт.
С первых дней проживания ГБУ РК «Усогорский ДИПИ» Ветошкин В.М. показал себя как конфликтный человек, систематически нарушающий Правила внутреннего распорядка Учреждения. Ветошкин В.М. склонен к противоправному поведению, злоупотребляет спиртными напитками, приносит алкоголь в комнату, курит в комнате, оскорбляет и высказывает угрозы персоналу и получателям социальных услуг. Для принятия мер в отношении Ветошкина В.М. администрацией учреждения неоднократно направлялись заявления в адрес ОМВД России по Удорскому району, а также многочисленные сообщения от сотрудников учреждения были зарегистрированы в дежурной части ОМВД России по Удорскому району.
Кроме того, Ветошкин В.М. часто находится в агрессивном состоянии, предъявляет жалобы на боли то в области сердца, то на скачки давления, то на проблемы с желудком. При регулярных осмотрах медицинскими работниками учреждения и предлагаемой ему медицинской помощи, в том числе от госпитализации в ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ» отказывается. Вместе с тем систематически требует для себя назначение лекарственных препаратов. Ветошкин В.М. регулярно по телефону вызывает работников «Скорой помощи», жалуясь на «несуществующие» боли, или службу «112», дежурную часть отделения полиции с различными недостоверными сообщениями.
Администрация учреждения в <Дата> г. обращалась с ходатайством к главному врачу ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ» о проведении медико-социальной экспертизы для пересмотра диагноза и заключения врачебной комиссии, разрешающее проживание получателя социальных услуг Ветошкина В.М. в интернате общего профиля. В соответствии с протоколом врачебной комиссии от <Дата> <Номер> и заключением уполномоченной медицинской организации о наличии медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме от <Дата> у Ветошкина В.М. выявлены медицинские противопоказания для пребывания в доме-интернате общего профиля. <Дата> получатель социальных услуг Ветошкин В.М. был ознакомлен с медицинским заключением путем зачитывания вслух.
Согласно актам, служебным и докладным запискам сотрудников учреждения Ветошкин В.М. неоднократно нарушал правила внутреннего распорядка, привлекался к административной ответственности, был осужден приговором Удорского районного суда Республики Коми от <Дата> по п. «з» ч. 2 ст. 112 УК РФ к 1 году лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ с испытательным сроком 1 год за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью с применением предмета, используемого в качестве оружия, в отношении другого постояльца ДИПИ.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В статье 28 настоящего закона определено, что социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных объединений инвалидов.
Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных организациях. Условия пребывания инвалидов в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с настоящим Федеральным законом и содействовать удовлетворению их потребностей.
По смыслу статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, то есть совершение определенных действия или действий в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получатели социальных услуг имеют право на обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход.
Одной из форм социального обслуживания является предоставление социальной услуги их получателям в стационарной форме при постоянном, временном (на срок, определенной индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 статьи 20 настоящего Федерального закона ( часть 3 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ).
Порядком предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в психоневрологических интернатах (отделениях), в том числе детских, домах-интернатах (отделениях) для умственно отсталых детей, домах-интернатах (отделениях) для престарелых и инвалидов, домах-интернатах (пансионатах) для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов, утвержденным приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 05.02.2016 № 237, в дома-интернаты (отделения) для престарелых и инвалидов подлежат приему для предоставления социальных услуг в стационарной форме получатели социальных услуг- граждане пожилого возраста и инвалиды старше 18 лет, признанные нуждающимися в стационарном социальном обслуживании и не имеющие родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход ( пункт 1.2).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1).
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2).
Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3).
С учетом отсылочной нормы части 3 статьи 17 настоящего Федерального закона следует, что на отношения сторон договора о предоставлении социальных услуг распространяются положения гл. 27 - 29 Гражданского кодекса РФ в части заключения, изменения и расторжения договора, гл. 22 и 25 Гражданского кодекса РФ в части исполнения договора о предоставлении социальных услуг и ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Согласно части 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором. В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.
Поставщики социальных услуг на основании пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» имеют право отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном частью 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений пункта 8 договора от <Дата> <Номер> «О предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания», Ветошкин В.М. принял на себя обязательства, в том числе: уведомлять в письменной форме о возникновении (изменении) обстоятельств, влекущих изменение (расторжение) договора; уведомлять в письменной форме об отказе получения услуг, предусмотренных договором; соблюдать порядок предоставления социальных услуг, соответствующий форме социального обслуживания; соблюдать правила внутреннего распорядка ГБУ РК «Республиканский Усогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов», а также право потребовать досрочного расторжения настоящего договора при нарушении Исполнителем условий настоящего Договора.
В соответствии со ст.9 гл.3 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получатель социальных услуг имеет право на выбор поставщика или поставщиков социальных услуг.
Ответчик является , не имеет жилья, пригодного для проживания и которое соответствовало бы имеющемуся у него ограничению жизнедеятельности, не имеет близких родственников, которые могли бы осуществлять за ним уход.
Согласно индивидуальной программе предоставления социальных услуг, разработанной <Дата> Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми сроком до <Дата>, Ветошкин М.В. нуждается в социальном обслуживании в стационарной форме. Ветошкин В.М. не желает заключать с ГБУ РК «Усогорский ДИПИ» договор или дополнительное соглашение к ранее действовавшему договору о стационарном социальном обслуживании о продлении срока действия договора.
<Дата> Ветошкин В.М. обратился с заявлением в ГБУ РК «Тентюковский ДИПИ» о принятии на стационарное обслуживание. В тот же день представитель истца направила данное ходатайство адресату.
Руководитель ГБУ РК «Тентюковский ДИПИ» ответил, что перевод Ветошкина В.М. в данное учреждение невозможен по причине отсутствия свободных стационарных мест (исх. <Номер> от <Дата>), поставить его в очередь также не представляется возможным, так как Порядком предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг, утвержденным Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от <Дата> <Номер> не предусматривается постановку получателя социальных услуг в очередь для приема к другому поставщику социальных услуг.
В судебном заседании <Дата> Ветошкин В.М. с исковыми требованиями ГБУ РК «Усогорский ДИПИ» согласился.
Таким образом, имеются основания для снятия ответчика со стационарного обслуживания в государственном учреждении Республики Коми «Республиканский Усогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и возложении на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми обязанности организовать проведение мероприятий по переводу Ветошкина В.М. в иное стационарное учреждение социального обслуживания населения Республики Коми вне очереди.
Истец и ответчик Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в силу пункта 1 части 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, ответчик находится в тяжелом материально положении, 75% отдает на свое содержание, является , при таких обстоятельствах, руководствуясь ч. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, суд считает необходимым освободить ответчика Ветошкина В.М. от уплаты государственной пошлины по данному делу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский Усогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов» удовлетворить.
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми организовать проведение мероприятий по переводу Ветошкина В. М. из государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский Усогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в иное стационарное учреждение социального обслуживания населения Республики Коми, после чего Ветошкина В. М. снять со стационарного обслуживания в государственном учреждении Республики Коми «Республиканский Усогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Освободить Ветошкина В. М. от уплаты государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - Минина О.Н.
Мотивированное решение составлено <Дата>.