№ 2-720/2019 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,
с участием: старшего помощника прокурора Усть-Вымского района Республики Коми Органовой Т.В.,
с извещением: представителя ответчика ООО «Управляющая компания Микуньская»,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, 27 августа 2019 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Вымского района Республики Коми к ООО «Управляющая компания Микуньская», об обязании в срок до 01.05.2020 г.:
- в соответствии с требованиями федерального законодательства организовать места первичного сбора и размещения ртутьсодержащих ламп, утративших потребительские свойства, для многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам:
Республика Коми Усть-Вымский район г. Микунь: улица Гоголя, дома №№ 17, 29, 31, 35, улица Пионерская, дома №№ 5, 7, 22, 29, 63, 65, 70, 74, улица Железнодорожная, дома №№ 2, 4, улица Комсомольская, дома №№ 2, 3, 4, 4а, 5, 12, 14, улица Дзержинского, дома №№ 28, 30, 32, улица Мечникова, дом № 2, улица Ленина, дома №№ 24, 25, 15, 32, улица Трудовые Резервы, дом № 5;
- разработать Инструкцию по организации сбора, накопления и размещения ртутьсодержащих отходов;
- разработать и утвердить паспорта отходов I - IV классов опасности, образующихся в процессе осуществления деятельности Общества;
- назначить лицо, ответственное за обращение с ртутьсодержащими отходами, образующимися в процессе осуществления деятельности Общества и организовать его профессиональное обучение;
УСТАНОВИЛ:
прокурор Усть-Вымского района Республики Коми обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с иском к ООО «Управляющая компания Микуньская» об обязании в срок до 01.05.2020 г.:
- в соответствии с требованиями федерального законодательства организовать места первичного сбора и размещения ртутьсодержащих ламп, утративших потребительские свойства, для многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам:
Республика Коми Усть-Вымский район г. Микунь: улица Гоголя, дома №№ 17, 29, 31, 35, улица Пионерская, дома №№ 5, 7, 22, 29, 63, 65, 70, 74, улица Железнодорожная, дома №№ 2, 4, улица Комсомольская, дома №№ 2, 3, 4, 4а, 5, 12, 14, улица Дзержинского, дома №№ 28, 30, 32, улица Мечникова, дом № 2, улица Ленина, дома №№ 24, 25, 15, 32, улица Трудовые Резервы, дом № 5;
- разработать Инструкцию по организации сбора, накопления и размещения ртутьсодержащих отходов;
- разработать и утвердить паспорта отходов I - IV классов опасности, образующихся в процессе осуществления деятельности Общества;
- назначить лицо, ответственное за обращение с ртутьсодержащими отходами, образующимися в процессе осуществления деятельности Общества и организовать его профессиональное обучение.
В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Вымского района Республики Коми Органова Т.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Управляющая компания Микуньская»в судебном заседании участия не принимал.
Заслушав старшего помощника прокурора Усть-Вымского района Республики Коми Органову Т.В., проверив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокуратурой Усть-Вымского района Республики Коми проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления ООО «Управляющая компания Микуньская», при осуществлении сбора и передачи для транспортировки и утилизации ртутьсодержащих ламп, утративших потребительские свойства.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно- гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1, 3 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (п. 16). Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42).
Таким образом, на управляющие организации, заключившие договор управления многоквартирным домом, возложены обязанности по содержанию общего имущества находящегося на обслуживании дома, в том числе обязанности по соблюдению требований об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологических норм и правил.
В соответствии с требованием ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
Статьей 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства имеют код ФККО 4 71 101 01 52 1; учитывая, что одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду (пункт 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30,09.201 1 № 792), соответственно указанный вид отходов относится к I классу опасности, то есть к чрезвычайно опасным отходам.
В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, включены работы по организации накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передаче в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила № 681), которые являются обязательными для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы), в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц (п. 1 Правил № 681).
Пунктом 5 Правил № 681 установлено, что накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.
В соответствии с п. 7 Правил № 681 потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару.
Пунктами 8(1), 8 (2) Правил № 681 установлено, что у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с Правилами № 491.
Место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией.
При этом места для накопления ртутьсодержащих ламп должны создаваться в каждом многоквартирном доме, поскольку договоры управления многоквартирным домом заключаются с каждым домом в отдельности.
Подпунктом «д(1)» п. 11 Правил № 491 установлено, что организация мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса также являются составной частью деятельности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемой управляющими организациями в зависимости от способа управления.
В соответствии с п. 12 Правил № 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в пп. «д(1)» п. 11 Правил № 491, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, в соответствии с нормами жилищного законодательства Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме по договору управления многоквартирным домом фактически передают свои обязанности «образователя» отходов производства и потребления управляющей компании.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц установлено, что основным видом деятельности ООО «Управляющая компания Микуньская» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
В управлении Общества находится 30 многоквартирных жилых домов, расположенные по следующим адресам:
Республика Коми Усть-Вымский район г. Микунь: улица Гоголя, дома №№ 17, 29, 31, 35, улица Пионерская, дома №№ 5, 7, 22, 29, 63, 65, 70, 74, улица Железнодорожная, дома №№ 2, 4, улица Комсомольская, дома №№ 2, 3, 4, 4а, 5, 12, 14, улица Дзержинского, дома №№ 28, 30, 32, улица Мечникова, дом № 2, улица Ленина, дома №№ 24, 25, 15, 32, улица Трудовые Резервы, дом № 5.
Согласно информации Общества от 31.07.2019 г. сбор ртутьсодержащих ламп от жителей многоквартирных домов, находящихся в управлении общества, не организован. Лица, ответственные за сбор и первичное размещение отработанных ртутьсодержащих ламп не определены.
ООО «Управляющая компания Микуньская», являясь управляющей организацией, должно обеспечивать первичный сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов.
В нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства, ООО «Управляющая компания Микуньская» первичный сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп, образующихся у собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, надлежащим образом не организованы.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документыо квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Вместе с тем, в нарушение требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ, лицо, допущенное к сбору ртутьсодержащих ламп, не имеет документовоквалификации, выданных порезультатам прохождения
Профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Вследствие неисполнения требований вышеуказанного законодательства управляющей компанией ООО «Управляющая компания Микуньская» создается угроза бесконтрольного накапливания ртутьсодержащих отходов, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также нарушает жилищные права неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, исковые требования прокурора Усть-Вымского района Республики Коми к ООО «Управляющая компания Микуньская» об обязании в срок до 01.05.2020 г.:
- в соответствии с требованиями федерального законодательства организовать места первичного сбора и размещения ртутьсодержащих ламп, утративших потребительские свойства, для многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам:
Республика Коми Усть-Вымский район г. Микунь: улица Гоголя, дома №№ 17, 29, 31, 35, улица Пионерская, дома №№ 5, 7, 22, 29, 63, 65, 70, 74, улица Железнодорожная, дома №№ 2, 4, улица Комсомольская, дома №№ 2, 3, 4, 4а, 5, 12, 14, улица Дзержинского, дома №№ 28, 30, 32, улица Мечникова, дом № 2, улица Ленина, дома №№ 24, 25, 15, 32, улица Трудовые Резервы, дом № 5;
- разработать Инструкцию по организации сбора, накопления и размещения ртутьсодержащих отходов;
- разработать и утвердить паспорта отходов I - IV классов опасности, образующихся в процессе осуществления деятельности Общества;
- назначить лицо, ответственное за обращение с ртутьсодержащими отходами, образующимися в процессе осуществления деятельности Общества и организовать его профессиональное обучение; являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «Управляющая компания Микуньская» госпошлину в доход бюджета МР «Усть-Вымский» на основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Усть-Вымского района Республики Коми удовлетворить.
Обязать ООО «Управляющая компания Микуньская» в срок до 01.05.2020 г.: - в соответствии с требованиями федерального законодательства организовать места первичного сбора и размещения ртутьсодержащих ламп, утративших потребительские свойства, для многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам:
Республика Коми Усть-Вымский район г. Микунь: улица Гоголя, дома №№ 17, 29, 31, 35, улица Пионерская, дома №№ 5, 7, 22, 29, 63, 65, 70, 74, улица Железнодорожная, дома №№ 2, 4, улица Комсомольская, дома №№ 2, 3, 4, 4а, 5, 12, 14, улица Дзержинского, дома №№ 28, 30, 32, улица Мечникова, дом № 2, улица Ленина, дома №№ 24, 25, 15, 32, улица Трудовые Резервы, дом № 5;
- разработать Инструкцию по организации сбора, накопления и размещения ртутьсодержащих отходов;
- разработать и утвердить паспорта отходов I - IV классов опасности, образующихся в процессе осуществления деятельности Общества; назначить лицо, ответственное за обращение с ртутьсодержащими отходами, образующимися в процессе осуществления деятельности Общества и организовать его профессиональное обучение.
Взыскать с ООО «Управляющая компания Микуньская»государственную пошлину в доход бюджета Муниципального образования Муниципального района «Усть-Вымский» в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
...........
........... судья - А.Ю. Лисиенко
...........
...........