Решение по делу № 2а-220/2020 от 08.06.2020

Дело № 2а – 220/2020

УИД: 80RS0003-01-2020-000318-57

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

c. Дульдурга                                                                          16 июля 2020 года

Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Эрдынеева Д.Б.,

при секретаре Доржиевой О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                             № 2а-220/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю к Козину Р.В. о взыскании обязательных платежей и санкций в общей сумме <данные изъяты> рублей,

                        установил:

Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Козину В.В. и в обоснование административных исковых требований указал, что согласно сведениям, содержащимся в базе данных инспекции, Козин В.В. имеет в собственности имущество, которое в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон) признается объектом налогообложения налога на имущество физических лиц а именно жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь <данные изъяты> кв.м.. Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со п.1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации должник обязан уплатить налог на имущество физических лиц за 2014 год не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в базе данных инспекции, Козин В.В. имеет в собственности земельные участки, которые в соответствии с п.1 ст. 389 НК РФ признаются объектом обложения земельным налогом: земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь <данные изъяты> кв.м.. Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадь <данные изъяты> кв.м.. Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

Должник на основании п.1 ст. 388 НК РФ признается плательщиком земельного налога и согласно Решению соответствующего муниципального образования обязан уплатить земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ст. 52 НК РФ ответчику были направлены уведомления на уплату указанных выше налогов. Однако в нарушение вышеуказанных норм закона налогоплательщик не уплатил в установленный срок соответствующие суммы налогов, в связи с чем, в соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки исполнение обязанности по уплате налога были начислены пени, и на основании ст.69 НК РФ налогоплательщику было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ, по которому уплачено <данные изъяты> рублей. В остальной части требование не исполнено.

Согласно абз. 3 п.2 ст.48 НK РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов к превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Срок предъявления Козину В.В. заявления в рамках настоящего дела приходится на ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии ч.1,2 ст.95, ч.2 ст.286 КАС РФ пропущенный процессуальный срок на подачу заявления по причинам, признанным судом уважительными; может быть восстановлен. Вопрос признания причин пропуска срока, уважительными, находится в ведении суда, рассматривающего дело, и не является исчерпывающим. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Инспекция в обоснование причин пропуска процессуального срока на подачу заявления указывает следующее: сбои в формировании заявления в связи с конвертацией на новую программу электронной обработки данных.

Просит восстановить процессуальный срок на подачу административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций; взыскать с Козина В.В. задолженность в общей сумме <данные изъяты> рублей, в том числе: в пользу местного бюджета задолженность по налогу на имущество физических лиц <данные изъяты> рублей - налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год, <данные изъяты> - рублей - пени по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год; в пользу местного бюджета задолженность по земельному налогу с физических лиц: <данные изъяты>- рублей - земельный налог с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год, <данные изъяты> - рублей - пени по земельному налогу с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год.

Представитель административного истца Дамбаева Б.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя    административного истца, доводы, изложенные в заявлении поддержала в полном объеме.

Административный ответчик Козин В.В. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, при этом в заявлении указал, что просит отказать в восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ, лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Учитывая изложенное, суд посчитал возможным провести судебное заседание в отсутствие административного истца и административной ответчицы.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

На основании ч.1 ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Ст.400 НК РФ закрепляет, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Ч.ч.1,2 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Часть 1 ст.409 НК РФ определяет, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Козин В.В. как плательщик налога ни имущество физических лиц обязан уплатить данный налог за ДД.ММ.ГГГГ год не позднее ДД.ММ.ГГГГ, однако в нарушение вышеуказанных положений налогового закона не уплатил соответствующую сумму налога в установленный срок.

Кроме того, согласно ч.1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Ч.1 ст.388 НК РФ определяет, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Ч. 1 ст. 389 НК РФ устанавливает, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Как следует из ч.1 ст.397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Козин В.В. на основании п. 1 ст. 388 НК РФ признается плательщиком земельного налога и обязан уплатить земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ года не позднее ДД.ММ.ГГГГ, однако в нарушение вышеуказанных положений налогового закона не уплатил соответствующую сумму налога в установленный срок.

Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Козину В.В. было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которыми он обязан уплатить <данные изъяты> руб. недоимки, <данные изъяты> руб. пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное требование направлено Козину В.В. согласно реестру заказной корреспонденцией ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 6. ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов (пеней и штрафов) (п. 7 статьи).

Свою обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога с физических лиц Козин В.В. как плательщик не исполнил.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В Дульдургинский районный суд административное исковое заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ (л.д.). При этом данное административное исковое заявление направлено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Доказательств того, что административный истец обращался к мировому судье судебного участка № 68 Дульдургинского района Забайкальского края с заявлением о вынесении судебного приказа, суду не представлено.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налогов, пени за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога и пени за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41 и Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 02.04.2014) «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Из анализа вышеуказанной нормы следует, что в обязанности Межрайонной ИФНС России № 1 по Забайкальскому краю входит осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов.

Доказательства того, что у административного истца имелись уважительные причины пропуска срока подачи административного искового заявления о взыскании недоимки по налогам и пени, суду не представлены и судом не установлены. С административным иском административный истец обратился в Дульдургинский районный суд ДД.ММ.ГГГГ, тогда как срок обращения с административным исковым заявлением предусмотренный абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации истек 28 июля 2019 года.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.

Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Суд не усматривает уважительных причин для восстановления пропущенного срока, поскольку к уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.

Доводы истца о том, что срок подачи заявления о взыскании обязательных платежей за ДД.ММ.ГГГГ год был пропущен в связи со сбоями в формировании заявления в связи с конвертацией на новую программу электронной обработки данных, суд считает несостоятельными, поскольку право подачи данного заявления у Инспекции возникло ранее ДД.ММ.ГГГГ года, однако своевременно использовано не было. Налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности по налогам в связи с пропуском установленного шестимесячного срока. Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, объективно препятствовавших обращению Межрайонной ИФНС России по Забайкальскому краю в суд с требованиями о взыскании задолженности в пределах установленного НК РФ срока, материалы дела не содержат, в связи, с чем пропущенный срок восстановлению не подлежит.

Так же суд принимает во внимание, что каких-либо иных обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом в заявлении не приведено. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права применительно к положениям статьи 205 Гражданского кодекса Российской Федерации, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Пропуск административным истцом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд за защитой своих интересов, является самостоятельным основанием для отказа в иске.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю к Козину В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций в общей сумме 516,53 рублей, в том числе в пользу местного бюджета задолженность по налогу на имущество физических лиц <данные изъяты> рублей - налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год, <данные изъяты> рублей - пени по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год; в пользу местного бюджета задолженность по земельному налогу с физических лиц: <данные изъяты> рублей - земельный налог с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год, <данные изъяты> рублей - пени по земельному налогу с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год – отказать в связи с пропуском срока подачи административного искового заявления о взыскании недоимки по налогам и пени.

Решение может быть обжаловано сторонами в Забайкальский краевой суд через Дульдургинский районный суд Забайкальского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                 Д.Б. Эрдынеев

2а-220/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 1 по Забайкальскому краю
Ответчики
Козин Владимир Васильевич
Суд
Дульдургинский районный суд Забайкальский края
Судья
Эрдынеев Дагба Бороевич
Дело на странице суда
duldurginsky.abao.sudrf.ru
08.06.2020Регистрация административного искового заявления
09.06.2020Передача материалов судье
22.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2020Судебное заседание
23.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее