Решение от 10.07.2019 по делу № 33а-2963/2019 от 02.07.2019

Дело № 33а-2963 судья Дмитриева И.И. 2019 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июля 2019 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Сергуненко П.А.,

судей Сиротиной Е.С. и Яшиной И.В.

при секретаре судебного заседания Соловьевой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери

по докладу судьи Сергуненко П.А.,

дело по апелляционным жалобам администрации г.Твери и Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г.Твери на решение Пролетарского районного суда г.Твери от 22 апреля 2019 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования прокурора Пролетарского района города Твери удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации города Твери, выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципальных жилых помещений в доме <данные изъяты>

Возложить на администрацию города Твери обязанность инициировать процедуру, установленную пунктами 42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 в отношении многоквартирного дома <данные изъяты>

Обязать администрацию города Твери в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу уведомить суд о его исполнении.

Административные исковые требования прокурора Пролетарского района города Твери к Межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым, пригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по заключению Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от <данные изъяты> в соответствии с п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, возложении обязанности принять одно из решений, предусмотренных п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, в отношении многоквартирного дома <данные изъяты>, оставить без удовлетворения».

Судебная коллегия

установила:

прокурор Пролетарского района города Твери обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Твери, Межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым помещением, пригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Пролетарского района города Твери проведена проверка по вопросу ненадлежащих условий проживания граждан в доме <данные изъяты> Установлено, что <данные изъяты> построен в 1901 году и является объектом культурного наследия региональной категории охраны (решение Калининского облисполкома от 08 февраля 1989 года № 32, постановление Законодательного Собрания Тверской области от 27 ноября 1997 года № 647).

В 2002 году ГУП Тверской области «Тверьреставрация» проведено техническое обследование конструктивных элементов указанного дома. По результатам обследования была составлена научно-проектная документация с заключением о том, что здание как общежитие не соответствует, подлежат проведению плановые реставрационные работы. Постановлением Тверской городской Думы от 29 мая 2003 года № 50 «О городской целевой программе «Реконструкция общежитий во Дворе Пролетарки в 2002-2007 годах» <данные изъяты> признан нуждающимся в капитальном ремонте и реконструкции, а также расселении граждан в целях улучшения их жилищных условий. Однако данная программа не была реализована. Также не была реализована и следующая программа «Двор Пролетарки» на 2005-2010гг.», утвержденная решением Тверской городской Думы от 11.10.2005 №90. По результатам инспекционной проверки ГУ «ГЖИ» Тверской области от 12 апреля 2010 года приняты меры административного воздействия за нарушение правил содержания и ремонта <данные изъяты>. На сегодняшний день безопасные условия для проживания граждан <данные изъяты> не обеспечены.

Согласно заключению ГУ «ГЖИ» Тверской области <данные изъяты> проведения мероприятия по государственному контролю технического состояния указанного дома, жилые помещения <данные изъяты> не соответствуют требованиям, которым должны отвечать жилые помещения: фундамент ленточный имеет места разрушения трещины в кладке, отсутствуют отмостки здания; местами разрушение кирпичной кладки, выветривание раствора заделки кладки стен фасада, на лестничных клетках разрушен штукатурный слой, следы протечек, в местах общего пользования оконные заполнения деревянные створные имеют перекосы, отсутствует двойное заполнение, местами нет рам, окна заколочены досками, оконные коробки и рамы местами рассохлись, остекление местами нарушено, неисправности ходовых мест, ограждения перил лестничных маршей, отсутствие ступеней перехода в холе со второго на третий этаж, техническое состояние трубопроводов внутридомовой системы водоотведения, водоснабжения, отопления, электроснабжения в ненадлежащем состоянии. ГУ «ГЖИ» Тверской области» по результатам проведенных мероприятий по государственному контролю за техническим состоянием жилого дома направлено заключение на рассмотрение межведомственной комиссии муниципального образования город Тверь.

В многоквартирном <данные изъяты> выявлены факторы, свидетельствующие о существующей опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях дома, состояние несущих и ограждающих конструкций которого не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию дома. Согласно ответу администрации данный вопрос значился в повестке дня, члены комиссии решили предложить собственникам жилых помещений представить пакет документов, предусмотренных Положением № 47. При этом в уведомлениях, направленных собственникам, отсутствуют сведения о сроках предоставления документов. Вопрос о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по существу не разрешен, соответствующее решение не принято. Таким образом, фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа и вынесла формальное решение об истребовании документов. Таким образом, бездействие администрации города Твери и межведомственной комиссии может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами жилых помещений, <данные изъяты>, так и иных граждан.

Определением суда от 15 марта 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МКУ «УМЖФ».

Представитель административного истца прокурор Дементьева Н.А. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что администрация города Твери в пределах своих полномочий не обеспечила сохранность помещений спорного жилого дома, не обратилась в Межведомственную комиссию с соответствующим заявлением для инициирования процедуры признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В свою очередь, Межведомственная комиссия приняла формальное решение о запросе документов у собственников жилых помещений, уклонившись от рассмотрения вопроса по существу.

Представитель административного истца прокурор Степенкова О.В. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что исковые требования основаны на заключении ГУ «ГЖИ», которое было направлено в Межведомственную комиссию, а впоследствии в прокуратуру.

Представитель административного ответчика администрации города Твери и заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери Сусанина М.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель административного ответчика администрации города Твери и заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери Снурницын А.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери Иванова И.Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержала доводы представителя административного ответчика.

Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Нагибина СВ. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Милакина Ю.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, просила суд удовлетворить их.

Представитель заинтересованного лица МКУ «УМЖФ» Зятькова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционных жалобах администрации г.Твери и Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г.Твери ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в иске, указывается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушении норм материального и процессуального права.

Административные ответчики, ссылаясь на Положение о признании помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утв. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 №47, пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», ст. 72 БК РФ, ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Положения о порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории г.Твери, утв. Постановлением администрации г.Твери от 13.03.2014 № 303 указал, что постановленное судом решение не соответствует принципам исполнимости. По мнению административных ответчиков, возложение обязанности по предоставлению документов, указанных в п.45 вышеуказанного Положения, на администрацию города Твери является необоснованным и противоречащим законодательству, поскольку обязанность по предоставлению указанных документов возлагается на собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладатель или гражданин. Никем из перечисленных лиц администрация города Твери не является. Установленный судебным решением срок является неисполнимым. По мнению апеллянтов, судом не разрешен вопрос, являются ли акт Главного управления «ГЖИ» Тверской области от 27.07.2018 №10931 и заключение Управления основаниями для выполнения процедур, предусмотренных главой IV Положения, поскольку нормы данного раздела регулируют порядок признания помещения пригодными/непригодными для проживания, не регламентируя решение аналогичного вопроса в отношении общего имущества. Апеллянты полагают, что к участию в настоящем деле подлежали привлечению все лица, обладающие правом на обращение с заявлением в межведомственную комиссию, то есть все собственники помещений в многоквартирном <данные изъяты>. Результатом муниципального жилищного контроля обращение в межведомственную комиссию с заявлением о признании помещения, тем более, если оно не является объектом муниципальной собственности, непригодным для проживания, признания его аварийным предмет муниципального жилищного контроля не составляет.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Пролетарского района г.Твери просит апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда без изменения, ввиду его законности и обоснованности. Доводы апелляционных жалоб являлись предметом всестороннего и полного исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Непредставление собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов, в том числе обследование жилых помещений, независимо от финансово-экономических возможностей.

Учитывая изложенное, установленный судом месячный срок с момента вступления решения в законную силу является разумным.

Необращение собственников жилых помещений в <данные изъяты> и нанимателей помещений дома, находящихся в муниципальной собственности, в межведомственную комиссию не освобождает администрацию г. Твери от исполнения установленных обязанностей по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию решения о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Все доказательства, представленные сторонами, оценены судом по правилам, предусмотренным КАС РФ, в том числе с точки зрения их относимости и допустимости. Поскольку доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалоб не имеется.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации города Твери, заинтересованного лица Департамента жилищно - коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери Снурницын А.Е., администрации г.Твери Чеканова Т.Н., представитель заинтересованного лица Департамента Управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Нагибина С.В. поддержали доводы апелляционных жалоб по указанным в них основаниям.

Прокурор Попович А.В. возражал против удовлетворения доводов апелляционных жалоб, поддержал письменные возражения прокурора Пролетарского района г.Твери.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобы, выслушав участвовавших в суде апелляционной инстанции лиц, оценив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 6 статьи 2, статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также за соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим требованиям, обеспечивают органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль.

Согласно статьям 42, 44, 65 Устава города Твери, принятого решением Тверской городской Думы от 23 июня 2005 года № 68, администрация города Твери осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Твери. Органы местного самоуправления от имени города Твери самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами города Твери.

Экономическую основу местного самоуправления города составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета города, а также имущественные права города. В собственности города в соответствии с действующим законодательством находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (статья 46 Устава).

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса к компетенции органов местного самоуправления относится учёт Муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Жилое помещение может быть признано пригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение № 47).

Согласно пункту 7 Положения № 47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

При этом, согласно пункту 45.1 Положения № 47 в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.

Постановлением администрации города Твери от 6 августа 2014 года № 895 создана межведомственная комиссия города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также утверждено Положение о данной комиссии.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу пункта 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью, в том числе, обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности (пункт 1.1 Правил).

Пунктом 2.1 данных Правил определена система технических осмотров, целью которых является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений.

Пункт 2.1.3 Правил предусматривает, что обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении № 2.

Данная норма корреспондируется с пунктом 20 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 года, которым установлено, что если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, от 28 января 2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания (пункт 1). Действие данного положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).

Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. Межведомственная комиссия производит оценку и обследование помещений и дома на предмет их соответствия установленным в данном положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимает орган местного самоуправления.

Согласно пункту 42 Положения № 47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, многоквартирный дом <данные изъяты> построен в 1901 году (трехэтажный, кирпичный, кровля металлическая), является объектом культурного наследия региональной категории охраны (Решение Калининского облисполкома от 8 февраля 1989 года № 32, Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 27 ноября 1997 года № 647), входит в состав историко-архитектурного комплекса середины XIX - начала XX веков «Морозовский городок».

Жилые помещения находятся как в собственности граждан, так и в муниципальной собственности (59 комнат в муниципальной собственности (т.1 л.д.128), места общего пользования принадлежат на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в данном многоквартирном доме.

Постановлением Тверской городской Думы от 29 мая 2003 года № 50 «О городской целевой программ «Реконструкция общежитий во Дворе Пролетарки в 2002-2007 годах» данный дом признан нуждающимся в капитальном ремонте и реконструкции, а также расселении граждан в целях улучшения их жилищных условий. Однако данная программа не была реализована. Также не была реализована и следующая программа «Двор Пролетарки» на 2005-2010 годы, утвержденная решением Тверской городской Думы от 11 октября 2005 года № 90.

Постановлением администрации города Твери от 6 августа 2014 года № 895 создана межведомственная комиссия города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также утверждено Положение о данной комиссии.

В результате проведения Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области мероприятий по государственному контролю за техническим состоянием <данные изъяты> актом <данные изъяты> установлено: фундамент ленточный имеет места разрушения, трещины в кладке, отсутствие отмостки, местами разрушение кирпичной кладки стен, выветривание раствора заделки кладки стен фасада, на лестничных клетках разрушен штукатурный слой, следы протечек, неисправности ходовых мест, ограждения перил лестничных маршей, отсутствие ступеней перехода в холе со второго на третий этаж, в местах общего пользования оконные заполнения деревянные створные имеют перекосы, отсутствует двойное заполнение, местами нет рам, окна заколочены досками, оконные коробки и рамы местами рассохлись, остекление местами нарушено, техническое состояние трубопроводов внутридомовой системы водоотведения, водоснабжения, отопления в ненадлежащем состоянии: наличие коррозии, следов ремонта, в подвале затопление водой, затхлый запах, отсутствие проветривания; система электроснабжения в ненадлежащем состоянии, проводка открытая, в подвале освещение неисправно, имеются скрутки проводов; в этажных щитах наличие скруток проводов, потеряна эластичность, проводка из алюминиевых проводов, на потолочных перекрытиях многочисленные следы поражения плесневыми пятнами.

На основании данного акта 01 августа 2018 года Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области вынесено заключение о несоответствии жилых помещений указанного дома Твери требованиям пунктов 10, 11, 16 Положения № 47, которое направлено в межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, - пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке пункта 42 Положения № 47 с предложением рассмотреть данное заключение и принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения № 47.

Заключение уполномоченного органа рассмотрено на заседании межведомственной комиссии г. Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции 06 сентября 2018 года.

По итогам заседания комиссии по рассмотрению заключения Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области предложено собственникам и нанимателям помещений дома представить в комиссию документов в соответствии с пунктом 45 Положения № 47.

Суд, проанализировав содержание оспариваемого решения комиссии пришел к верному выводу, что вопрос о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Межведомственной комиссией города Твери по существу не разрешен, решение, предусмотренное пунктом 47 Положения, комиссией не принято, что свидетельствует о незаконном бездействии администрации г. Твери по рассмотрению заключения Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области.

Согласно пункту 42 Положения № 47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Пунктами 44 - 47 Положения № 47 установлены процедура проведения оценки соответствия помещения, дома установленным требованиям, срок рассмотрения поступившего заявления, а также принятие решения по результатам работы комиссии.

В соответствии с пунктом 44 Положения № 47 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в данном положении требованиям включает в себя: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля); определение состава привлекаемых экспертов; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного положения; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения.

В силу пункта 45 названного Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим
сносу или реконструкции;

д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов - ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания – по усмотрению заявителя.

По смыслу пункта 45.1 Положения в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, комиссия должна предложить всем собственникам помещений данного многоквартирного дома представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.

В силу пункта 1.3 Положения о межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением администрации города Твери от 6 августа 2014 года № 895 «О межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» данная комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом при администрации города Твери, следовательно, администрации города достоверно было известно о предложении собственникам помещений данного дома предоставить в комиссию документы, предусмотренные пунктом 45 Положения № 47.

Данные документы администрацией города Твери представлены не были, что правильно расценено судом как незаконное бездействие, выразившееся в не реализации полномочий по осуществлению контроля за сохранностью жилищного фонда.

Вопреки возложенным на орган местного самоуправления обязанностям по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц администрацией города не приняты меры по организации обследования дома и представлению в комиссию необходимых документов, в том числе заключения специализированной организации, предоставление которого в комиссию в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является обязательным (подпункт «г» пункта 45 Положения № 47).

В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.

Помимо решений, предусмотренных пунктом 47 Положения комиссия в силу абзаца 1 пункта 46 Положения может принять решение о проведении дополнительного обследования помещения либо возвратить заявление и документы без их рассмотрения по существу в порядке абзаца 3 пункта 46 Положения.

По смыслу пункта 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Согласно пункту 47 Положения № 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям; о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Суд первой инст░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 45 ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 47 ░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 47 ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 309, 311 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

33а-2963/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Пролетарского района г. Твери
Ответчики
Администрация г. твери
Межведомственная комиссия города Твери по признанию помещения жилым помещением, пригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции
Другие
ГУ "ГЖИ Тверской области"
ГУ по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области
ООО "ОктАн"
департамент архитектуры и строительства администрации города Твери
Департамент ЖКХ, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами Администрации гю. Твери
Суд
Тверской областной суд
Судья
Сергуненко Павел Андреевич
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
10.07.2019Судебное заседание
19.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2019Передано в экспедицию
10.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее