Дело №2-110/1-2023 Председательствующий - судья Сидоров Р.Н.
УИД 32RS0018-01-2023-000087-39
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-2699/2023
г.Брянск 12 сентября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В.,
судей Алейниковой С.А., Горбарчука С.А.,
при секретаре Михалевой И.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ОСФР по Брянской области Несоленого А.С. на решение Красногорского районного суда Брянской области от 15 мая 2023 года по иску Ковалева Александра Васильевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области о признании права на назначение государственной пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста.
Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., объяснения Ковалева А.В., его представителя адвоката Плиско О.Ф., судебная коллегия
установила:
Ковалев А.В. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что 1 февраля 2021 года ему бессрочно установлена 3-я группа инвалидности, он является получателем пенсии по инвалидности.
1 февраля 2023 года обратился в ОСФР по Брянской области с заявлением о назначении государственной пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, в соответствии с пп.2 п.2 ст.10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением ОСФР по Брянской области от 7 февраля 2023 ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием права, поскольку он не относится ни к одной категории граждан, предусмотренных п.2 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Ковалев А.В. считает решение незаконным и необоснованным, в связи с чем просил суд признать за ним право на назначение государственной пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.2 ст.10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», как инвалиду вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 1 февраля 2023 года, а также обязать ОСФР по Брянской области назначить ему данную пенсию с 1 февраля 2023 года.
Решением суда от 15 мая 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Брянской области Несоленый А.С. просил отменить решение суда как необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, указывая в доводах, что истец не относится к категории граждан, перечисленных в пункте 2 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем не имеет права на государственную пенсию.
В письменных возражениях Ковалев А.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствии представителя ОСФР по Брянской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, поскольку сведения об уважительных причинах неявки отсутствуют, просьб об отложении слушания или рассмотрении в отсутствие не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Частью 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), являющимся специальным нормативным правовым актом, направленным, как определено в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Согласно статье 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1);
инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности (пункт 2).
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.
Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии всоответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливаетсяодна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено Федеральнымзаконом (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Право на пенсию в соответствии с этим федеральным законом имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 10, по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
Пунктом 29 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 23 января 2019 года №16п, предусмотрено, что граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, при обращении за назначением пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы о трудовом стаже.
Для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в зависимости от категории гражданина с заявлением представляются документы: удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; о получении или перенесении лучевой болезни и других заболеваний, связанных с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации указанной катастрофы; о том, что гражданин является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; о том, что гражданин является инвалидом в результате других радиационных и техногенных катастроф.
В силу пункта 18 Приказа Минтруда России от 4 августа 2021 года №538н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения):
а) удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
б) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (подпункты 4 - 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
в) о получении или перенесении лучевой болезни и других заболеваний, связанных с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации указанной катастрофы (подпункт 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
г) о том, что гражданин является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
д) о том, что гражданин является инвалидом в результате других радиационных и техногенных катастроф (пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Из материалов дела следует, что решением Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, № 956/10-12/10 от 21 декабря 2010 года установлено, что заболевание и инвалидность Ковалева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, связаны с воздействием радиационных факторов вследствии аварии на Чернобыльской АЭС.
25 января 2011 года Ковалеву А.В. выдано удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом.
1 февраля 2021 года ему повторно установлена 3 группа инвалидности, бессрочно, заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Ковалев А.В. является получателем пенсии по инвалидности.
1 февраля 2023 года Ковалев А.В. обратился в ОСФР по Брянской области с заявлением о назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренной Федеральным законом РФ от «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением ОСФР по Брянской области от 7 февраля 2023 года ему отказано ввиду отсутствия права, поскольку не имеет статуса категории гражданина, подвергшемуся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно трудовой книжке, Ковалев А.В. имеет непрерывный трудовой стаж с 14 марта 1995 года по 19 января 2021 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, исходил из того, что истец относится к категории граждан, получившим заболевание, связанное с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем пришел к выводу о наличии у истца права на назначение государственной пенсии по старости с 1 марта 2023 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, правильной оценке представленных доказательств и подтверждаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы полностью повторяют правовую позицию ответчика в суде первой инстанции, основанием к отмене решения быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красногорского районного суда Брянской области от 15 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОСФР по Брянской области Несоленого А.С. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Красногорский районный суд Брянской области в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Е.В. Сидоренкова
Судьи областного суда С.А. Алейникова
С.А. Горбарчук
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 сентября 2023 г.