Решение по делу № 2-175/2021 от 07.05.2021

Дело № 2-175/2021

Решение

Именем Российской Федерации

23 сентября 2021 года                            с. Богородское

    Ульчский районный суд Хабаровского края в составе: судьи Хегай Л.А., при секретаре судебного заседания Федореевой Л.В., с участием помощника прокурора Ульчского района Хабаровского края Ковальчук А.А., представителя ответчика Руссковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края о запрете эксплуатации полигона размещения твердых коммунальных отходов,

Установил:

    Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор (далее прокурор) на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края (с учетом изменения требований) о возложении обязанности в срок до 06.12.2022 обеспечить прекращение использование объекта размещения твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , провести рекультивацию данного земельного участка.

В обоснование требований в иске указано, что Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой в результате проверки исполнения в аэропорту Богородское законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов выявлены нарушения воздушного законодательства, выразившиеся в эксплуатации вблизи аэропорта полигона по размещению и захоронению отходов производства и потребления. Так, приаэродромная территория аэродрома Богородское установлена приказом ДВ МТУ Росавиации от 18.11.2020 № 316-П. Внешняя граница шестой подзоны определена радиусом 15 км. от контрольной точки аэродрома. В соответствии с действующим законодательством установлен запрет на размещение любых объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома. Вместе с тем, проверкой установлено, что в границах шестой подзоны приаэродромной территории на расстоянии 2 км. от аэропорта Богородское на вышеуказанном земельном участке расположен полигон размещения твердых коммунальных отходов, на котором происходит складирование отходов, в том числе пищевых, привлекающих колонии птиц в границах воздушных подходов к аэродрому. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. Поскольку размещение отходов осуществлялось на полигоне, следовательно, в силу изложенных правовых норм организовать рекультивацию земельного участка после прекращения складирования отходов производства также обязан собственник в лице соответствующего органа местного самоуправления. Неисполнение требований действующего воздушного законодательства, при эксплуатации полигона по утилизации и захоронению отходов производства и потребления создает угрозу возникновения авиакатастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями в виде причинения вреда жизни, здоровью, законным интересам граждан.

В письменных возражениях администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края (далее администрация района) указано, что ответчик с требованиями прокурора не согласен, считая их незаконными и необоснованными, поскольку земельный участок под свалку мусора и скотомогильник был оборудован в 1971-1972 гг. за счет средств дирекции строящегося Тахтинского леспромхоза силами Тахтинской МПК, впоследствии предоставлен постановлением главы администрации с. Богородское от 10.11.1995 Ульчскому МПП ЖКХ в аренду сроком на 20 лет. В 2010 году участок был поставлен на кадастровый учет . В 2012 году в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», по которым объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, данный земельный участок в качестве объекта размещения отходов включен в государственный реестр под № 15501 (свалка). Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На момент принятия свалки в государственный реестр его размещение соответствовало всем требованиям законодательства и не относилось к объектам захоронения отходов, которые расположены на территориях, использование которых    для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации (п. 17 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792). Размещение свалки для складирования твердых бытовых отходов было осуществлено на земельном участке до 11.03.2010, то есть, до даты утверждения Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ, запрещающего такое размещение. Согласно п.1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации были утверждены Постановлением Правительства РФ 11.03.2010, согласно п. 3 этого постановления Правила вступают в силу с 01.11.2010 и не содержат положений, указывающих на распространение его действия на отношения, возникшие ранее. Свалка уже функционировала на момент утверждения границ воздушных подходов, представленных истцом. В связи с изменениями в законодательстве свалка была исключена из государственного реестра в 2015 году. Приаэродромная территория аэродрома Богородское установлена приказом ДВ МТУ Росавиации от 18.11.2020 № 316-П. С 01 января 2016 г. изменилось правовое регулирование по вопросу обращения с отходами производства и потребления. В соответствии с положениями статьи 6 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в области обращения с отходами, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора); участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением, и др. относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день на территории Хабаровского края реализуется концепция перехода на новую систему обращения с ТКО, утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (постановление Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 года № 477-пр, с изменениями от 15.08.2019г.). В 2019 году администрацией Ульчского муниципального района утверждена схема расположения земельного участка разрешенным видом использования — «Специальная деятельность». Земельный участок отнесен к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения. Данный земельный участок определен как место накопления отходов. Территория, где исторически сложилось место вывоза мусора не является полигоном. На сегодняшний день в Хабаровском крае не выбран региональный оператор, в чьи функции входит заключение договоров с потребителями на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с Территориальной схемой; заключение договоров с операторами по обращению с ТКО на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО; заключение договоров с операторами по обращению с ТКО, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, использование которых предусмотрено Территориальной схемой; обеспечение выполнения целевых показателей, установленных Территориальной схемой; организация и проведение торгов на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО; организация сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и края; осуществление контроля за учетом объема и массы принятых ТКО; согласование с профильным министерством условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования ТКО; внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО; обеспечение общего доступа к информации в области обращения с ТКО путем ее размещения в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на своем официальном сайте или на официальном сайте министерства; ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО, в том числе ранее размещенных в зоне деятельности Регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора Регионального оператора, обеспечивая обращение с ТКО на таких местах в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г, № 1156; осуществление иных функций в сфере деятельности по обращению с ТКО, предусмотренных законодательством Российской Федерации и края, а также Соглашением.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочиями органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами является участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ №89), полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами заключается в создании и содержании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определении схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Строительство аэродрома с. Богородское осуществлялось в 2000-е годы, то есть намного позже образования места складирования бытовых отходов. Ликвидация места складирования мусора приведет к «мусорному коллапсу» на территории района, и как следствие удорожание для населения тарифов на вывоз и утилизацию отходов, что нанесет больший экологический урон, противоречит общественным интересам. Приостановление деятельности имеющегося места складирования мусора приведет к значительному ухудшению санитарно-экологической обстановки в сельском поселении «Село Богородское» и прилегающих к нему лесных и береговых территорий, поскольку полномочия по строительству полигона являются полномочиями субъекта РФ и регионального оператора, который до настоящего времени на территории Хабаровского края не определен. Иные полигоны для захоронения отходов на территории района отсутствуют, то есть не имеется места, куда возможно было бы вывезти отходы, находящиеся на месте размещения мусора в районе с. Богородское. Прокурором не представлены доказательств того, что имеется реальная угроза безопасности воздушного пространства, что эксплуатация места накопления мусора влечет к привлечению и массовому скоплению птиц, что имеется прямая причинная связь между деятельностью ответчика по эксплуатации места накопления мусора и массовым скоплением птиц. В силу абз. 2 п. 2 ст.1065 Гражданского кодекса РФ суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности, если приостановление либо прекращении деятельности противоречит общественным интересам, а приостановление или прекращение деятельности ответчика по захоронению твердых бытовых отходов на указанном месте противоречит общественным интересам, поскольку реализация на территории муниципального образования полномочий местного значения в области организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, разрешаемых через органы местного самоуправления исходя из интересов населения. Удовлетворение требований истца приведет к невозможности разрешения указанных вопросов, поскольку данное место является единственным на территории муниципального образования объектом размещения бытовых отходов. Возможность перенести место размещения отходов отсутствует по причине отсутствия территорий находящихся в ведении органов местного самоуправления, все территории входят в лесфонд. В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ стороной истца не представлено доказательств, свидетельствующих о массовом скоплении птиц в связи с деятельностью места накопления отходов, и следствием чего является угроза безопасности полетов. К тому же орнитологическая опасность может быть создана не самим фактом размещения свалки, а явиться следствием нарушений его эксплуатации и обслуживания, о чем истец не заявляет и основанием для своих требований не указывает. Требования истца о запрете эксплуатации полигона, возложении обязанности рекультивировать земельный участок в срок до 06.12.2022 является производным требованием от требования о признании деятельности по размещению на Полигоне отходов незаконной и не подлежат удовлетворению в случае отсутствия оснований для признания деятельности незаконной. Требование истца о возложении обязанности рекультивировать земельный участок не раскрывает способа очистки путем применения технологических методов без его вывоза в иное место складирования. Рекультивацией согласно Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем РФ 02.11.1996 является комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народохозяйственной ценности территорий, улучшение окружающей среды. На территории сельского поселения «Село Богородское» это единственное место возможного размещения отходов. При отсутствии иных мест размещения твердых бытовых отходов запрет деятельности по размещению отходов противоречит общественным интересам вследствие того, что создает угрозу экологической безопасности муниципального образования вследствие ее захламления. К тому же рекультивация земельного участка в соответствии с вышеуказанной инструкцией не может быть проведена в указанный истцом срок. В соответствии с положениями Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов рекультивация закрытого полигона проводиться по окончании стабилизации - процесса упрочнения свалочного грунта, достижения им постоянного устойчивого состояния. Срок стабилизации для северной климатической зоны составляет минимум 3 года (табл. 3.1. Инструкции). После процесса стабилизации тела полигона необходимо разработать проект рекультивации, экологической экспертизы. Рекультивация проводиться в два этапа - технический и биологический.

    К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», в отзыве на исковое заявление которого указано, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку расположение полигона твердых коммунальных отходов на расстоянии 2 км от аэропорта Богородское в шестой подзоне приаэродромной территории способствует массовому скоплению птиц, создает реальную угрозу возникновения авиакатастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями. 19.09.2019 ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» обращалось в администрацию района с требованием разработать меры по исключению негативного влияния поселковой свалки хозяйственно-бытовых отходов на орнитологическую обстановку и безопасность полетов в районе аэродрома Богородское, который был проигнорирован.

    В судебное заседание представитель третьего лица не явился, но просил о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

    В судебном заседании представитель истца Ковальчук А.А. требования прокурора, с учетом их изменения, поддержала в полном объеме по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении, дополнений не высказала.

    Представитель ответчика по доверенности Русскова М.А. требования не признала, дала пояснения, аналогичные доводам, содержащимся в письменных возражениях администрации района, дополнительно пояснила, что администрация района не осуществляет размещение твердых бытовых отходов на спорном земельном участке, договоры с какими-либо лицами на вывоз отходов, не заключались. Граждане, проживающие в с. Богородское, самостоятельно осуществляют вывоз отходов на исторически сложившуюся свалку.

    Принимая во внимание доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 14 Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

В соответствии со ст. 47 ВК РФ приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. На приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Во исполнение требований ст. 47 ВК РФ, в целях обеспечения безопасности использования воздушного пространства разработаны Правила выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 (далее- Правила), которыми определяется порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пп. «е» п. 2 Правил на приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, а именно шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

В соответствии с пп. «д» п. 3 Правил выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома.

Приказом № 316-П от 18.11.2020 Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта установлена приаэродромная территория аэродрома Богородское.

Согласно акта Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры от 25.03.2021 с фотоматериалами, при обследовании земельного участка, расположенного на расстоянии около 2 км в северном направлении от контрольной точки аэродрома Богородское, имеющего кадастровый номер , площадью около 37000 кв.м, установлено, что на нем находится свалка бытовых коммунальных отходов, и на момент осмотра на свалке наблюдалось массовое скопление птиц.

Согласно эколого-орнитологического обследования аэродрома и приаэродромной территории, утвержденного 24.12.2020 генеральным директором ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», с северной стороны на удалении 1500 м от ВПП 21 при въезде с. Богородское на трассе «Богородское – Нижняя Гавань» находится полигон ТБО, обнаружено до 30 особей врановых. Поскольку нахождение свалки ТБО на приаэродромной территории противоречит законодательству РФ, рекомендовано сотрудничать по данному вопросу с административными органами управления, санэпидстанцией района, транспортной прокуратурой и администрацией свалок.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от 01.04.2021, земельный участок с кадастровым номером отнесен к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, иного специального назначения, с видом разрешенного использования – специальная деятельность, находится в границах шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома Богородское. Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок отсутствуют.

Директором аэропорта Богородское 19.09.2019 в адрес главы администрации района направлено письмо с предложением принять меры к закрытию свалки бытового мусора, находящейся в непосредственной близости от аэродрома.

Согласно ответу администрации района, данного прокурору 13.04.2021, существующая свалка твердых коммунальных отходов является исторически сложившимся местом размещения отходов для с. Богородское с 1995 года, в Государственном реестре объектов размещения не состоит. В соответствии с действующим законодательством, в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, а также в рамках реализации концепции перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края, в Ульчском районе проводятся мероприятия, имеющие конечной целью строительство объекта размещения отходов производства и потребления для районного центра – с. Богородское на удалении 17 км от аэропорта и последующей рекультивации существующей свалки. Данные мероприятия включены в действующую муниципальную программу «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Ульчском муниципальном районе» со сроком реализации до 2025 года.

Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, администрации района выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 21/4ГА/2021У от 15.04.2021, согласно которому органу местного самоуправления предписано принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, влияющих на безопасность полетов воздушных судов и приведение в соответствие с требованиями ст. 47 ВК РФ, в том числе, нахождение в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома Богородское поселкового полигона хозяйственно-бытовых отходов, о чем проинформировать управление в срок до 06.12.2022.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение действующего законодательства, на расстоянии около 2 км в северном направлении от контрольной точки аэродрома Богородское, на земельном участке, имеющем кадастровый номер , площадью около 37000 кв.м, находится свалка бытовых коммунальных отходов, на которой установлены факты массового скопления птиц. Данный объект, где производится размещение бытовых отходов, существует длительное время, в том числе до установления приаэродромной территории аэродрома Богородское, но в качестве такового в Государственном реестре не состоит. Поэтому требования прокурора об обеспечении прекращения использования объекта размещения твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке, подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.

    В соответствии с п. 2 ст. 8 Федеральный закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 3 ст. 8 Закона об отходах производства и потребления).

В соответствии с п. 14 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26 апреля 2016 года № 13-П, органы местного самоуправления должны участвовать в реализации экологической функции, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены обязанности как по созданию условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и по обеспечению проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. Содержание данной компетенции также предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности осуществления организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора об обеспечении прекращения использования объекта размещения твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке, предъявлены к администрации района правомерны, поскольку данный орган местного самоуправления в соответствии с законодательством несет обязанности в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, в пределах представленных им полномочий. Доводы же администрации района об отсутствии правовых оснований для возложения на орган местного самоуправления данной обязанности основаны на неверном толковании норм материального права.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, согласно которым рекультивация земель - это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

В соответствии с п. 3 данных Правил, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно п.4 указанных Правил, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков; б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством); в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по рекультивации спорного земельного участка, при установленных в судебном заседании обстоятельствах, также законом возложена на органы местного самоуправления, то есть администрацию района, в связи с чем в этой части требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Пунктом 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель установлено, что лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 данных Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев: а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; в) со дня выявления деградации земель; г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.

В соответствии с п. 28 данных Правил, срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель.

В Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, рекультивация закрытых полигонов определена как комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности восстанавливаемых территорий, а также на улучшение окружающей среды. Рекультивация несанкционированных свалок требует выполнения большого объема подготовительных работ, а именно: проведения комплекса экологических исследований (гидрогеологических, геологических, почвенных, исследования атмосферы, проверки отходов на радиоактивность и т.п.); решения вопросов по утилизации отходов, консервации фильтрата, использованию биогаза, устройству экранов и т.д. (пункт 3.1). Рекультивация проводится по окончании стабилизации закрытых полигонов - процесса упрочнения свалочного грунта, достижения им постоянного устойчивого состояния. Срок процесса стабилизации для северных климатических зон в зависимости от вида рекультивации составляет от 3 до 15 лет.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

    С учетом данных норм, принимая во внимание, что администрацией района не разрабатывался проект рекультивации спорного земельного участка, свалка бытовых отходов существует длительное время, требования прокурора об исполнении ответчиком судебного решения о проведении рекультивации в срок до 06.12.2022 не основаны на законе, поэтому в данной части иск удовлетворен быть не может, поскольку в рассматриваемой ситуации ответчик обязан обеспечить разработку проекта рекультивации земельного участка и приступить к рекультивации земель в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения, которым на администрацию района возложена обязанность обеспечить прекращение использование объекта размещения твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке, при этом в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов срок проведения работ по рекультивации земель, первоначальной стадии которой является стабилизация, определяется проектом рекультивации земель, но не менее 3 лет и не более 15 лет. Таким образом, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика по рекультивации земельного участка, где находится объект размещения твердых коммунальных отходов, в порядке и в сроки, установленные законодательством РФ.    

    Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

Иск Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края о запрете эксплуатации полигона размещения твердых коммунальных отходов – удовлетворить частично.

Обязать администрацию Ульчского муниципального района Хабаровского края обеспечить прекращение использования объекта размещения твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером .

Обязать администрацию Ульчского муниципального района Хабаровского края провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части требований прокурора – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течении одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

    Решение принято в окончательной форме 01.10.2021.

Судья            подпись            Л.А. Хегай

<данные изъяты>

Судья                            Л.А. Хегай

2-175/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Николаевская-на-Амуре транспортная прокуратура
Ответчики
Администарция УМР
Другие
ФКП Аэропорты Дальнего Востока
Суд
Ульчский районный суд Хабаровского края
Судья
Хегай Лариса Александровна
Дело на странице суда
ulchsky.hbr.sudrf.ru
07.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2021Передача материалов судье
12.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2021Судебное заседание
06.07.2021Судебное заседание
03.09.2021Судебное заседание
06.09.2021Судебное заседание
23.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее