11RS0016-01-2019-000331-68
дело №12-319/2019
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Рачковская Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Рочевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 4 декабря 2019 года жалобу Леканова А. М. на постановление начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми Покидко В.Н. от 10.10.2019, которым Леканов А. М. привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми Покидко В.Н. от 10.10.2019 №<данные изъяты> Леканов А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Леканов А.М. обратился в суд с жалобой, в обоснование которой указал, что в момент совершения вменяемого правонарушения транспортное средство марки «<данные изъяты> <данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком «№» находилось во временном владении и пользовании <данные изъяты>
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Леканов А.М., будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив своего защитника Маркнлову Т.В., действующую на основании доверенности, которая в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в жалобе в полном объеме.
От ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Судья определил рассмотреть жалобу при имеющейся явке.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав объяснения защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, допросив свидетеля, прихожу к следующим выводам.
Частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере пятисот тысяч рублей.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержден Приказом Минтранса России от 05.06.2019 № 167 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», согласно которому специальное разрешение выдается владельцу транспортного средства или его представителю.
Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела следует, что 10.10.2019 в 11:42:02 по адресу: «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» на участке Сыктывкар-Ухта, 27+580 водитель транспортного средства марки «<данные изъяты>», с государственным регистрационным знаком «№», собственником которого является Леканов А.М., в нарушение п. 23.5 Правил дорожного движения, ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, двигался без специального разрешения с осевой нагрузкой 13,814 т на ось №2, при предельно допустимой осевой нагрузкой 13,814 т на ось №2, при предельно допустимой общей массе 25 т (превышение +50,408%).
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Леканова А.М. к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не соглашаясь с постановлением должностного лица, Леканов А.М. указывает, что в момент фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме транспортное средство марки «<данные изъяты> <данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком «№» находилось во владении и пользовании Б.В.И. на основании заключенного с последним договора аренды транспортного средства без экипажа от 20.08.2019.
Частью 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
В силу ч. 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
В подтверждение доводов о нахождении транспортного средства марки «<данные изъяты>», с государственным регистрационным знаком «№» в момент фиксации административного правонарушения в пользовании иного лица в материалы дела предоставлены копия договора аренды транспортного средства без экипажа от 20.08.2019, заключенного между Лекановым А.М. и <данные изъяты> на срок с <данные изъяты> по <данные изъяты>, копия акта приема-передачи транспортного средства от <данные изъяты>, копия страхового полиса серии <данные изъяты>, согласно которой лицом, допущенным к управлению транспортным средством, помимо Леканова А.М. является <данные изъяты>
Согласно показаниям <данные изъяты> допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля, последний действительно в период с 20.08.2019 по 30.08.2019 использовал указанное транспортное средство на основании договора аренды, осуществляя перевозку грузов для личных нужд. В день совершения правонарушения, а именно, 27.08.2019 он осуществлял перевозку песка, и допустил превышение указанных выше параметров загрузки автомашины.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, распределение бремени доказывания между государством в лице органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и соответствующими собственниками (владельцами) транспортных средств, будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции.
В рассматриваемом случае необходимо учитывать положения ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, по убеждению судьи, доказательства, представленные Лекановым А.М. в подтверждение довода о том, что в момент фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме транспортное средство марки «<данные изъяты>», с государственным регистрационным знаком «№» находилось в пользовании иного лица, позволяют сделать вывод о необоснованности привлечения Леканова А.М. к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление №<данные изъяты> начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми Покидко В.Н. от 10.10.2019, вынесенное в отношении Леканова А.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Леканова А.М. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.5-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление №<данные изъяты> начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми Покидко В.Н. от 10.10.2019 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Леканова А. М. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по ч.6 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Леканова А. М. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях Леканова А. М. состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.В. Рачковская