РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2024 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего суд И.С.Леккеревой,
при секретаре: О.В.Альмададха,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Анны Владимировны к Министерству имущественных и земельных отношений РК о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, о возложении обязанности произвести определенные действия,
у с т а н о в и л:
Андреева А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений РК, по тем мотивам, что хх.хх.хх г. в ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» поступило ее заявлении № о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного в ... Прионежского района РК, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. хх.хх.хх г. заявление Андреевой А.В. было рассмотрено Министерством имущественных и земельных отношений РК. В своем ответе административный ответчик указал, что местоположение испрашиваемого земельного участка, согласно представленной схеме, пересекается с местоположением земельного участка, в отношении которого по ранее поданному заявлению иного лица от хх.хх.хх г. Министерством обеспечено опубликование извещения о предоставлении земельного участка в газете «Прионежье» от хх.хх.хх г., размещено на сайте администрации ... муниципального района. Вместе с тем, газета «Прионежье» от хх.хх.хх г. № не содержит извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного в ... Прионежского района, в связи с чем, оспариваемое решения является незаконным. На основании изложенного, Андреева А.В. просила решение Министерства имущественных и земельных отношений РК об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка № от хх.хх.хх г. признать незаконным, обязать Министерство имущественных и земельный отношений РК повторно рассмотреть заявление Андреевой А.В. от хх.хх.хх г. №.
В ходе рассмотрения дела истец требования уточнила, просила признать незаконным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений РК «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» от хх.хх.хх г. №; аннулировать, исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: ...; признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений № от хх.хх.хх г., принятое на основании заявления Андреевой А.В. от хх.хх.хх г. №.
Судом вынесено определение отхх.хх.хх г. о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Представитель истца Филатов К.С., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Иные лица, участвующие в деле своих представителей в судебное заседание не направили, извещены.
Суд, заслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Андреева А.В. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений РК с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, площадью ... кв.м., для индивидуального жилищного строительства, государственная собственность, на который не разграничена по адресу: .... Заявление было зарегистрировано хх.хх.хх г. за №.
хх.хх.хх г. Министерство имущественных и земельных отношений РК, в своем ответе (№) истцу указало, что местоположение испрашиваемого земельного участка, согласно представленной схеме, пересекается с местоположением земельного участка, в отношении которого по ранее поданному заявлению иного лица от хх.хх.хх г. Министерством обеспечено опубликование извещения о предоставлении земельного участка в газете «Прионежье» от хх.хх.хх г.
Из материалов дела также следует, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений РК от хх.хх.хх г. № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, площадью ... кв.м., местоположение: ..., территориальная зона – зона индивидуальной жилой застройки (Ж-1), вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли населенных пунктов.
хх.хх.хх г. в письме № Министерство уведомило Поломошных Е.В. о принятии по его заявлению от хх.хх.хх г. распоряжения хх.хх.хх г. №, указав, что проведение кадастровых работ осуществляется Министерством. Решение о проведении аукциона в отношении образуемого земельного участка принимается после выполнения соответствующих работ и постановки участка на кадастровый учет.
Также, как следует из материалов дела на заявление истца от хх.хх.хх г. № Министерство имущественных и земельных отношений РК в своем ответе от хх.хх.хх г. № отказало истцу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, площадью ... кв.м., местоположение: ..., цель использования – для индивидуального жилищного строительства, по тем основаниям, что исходя из схемы расположения участка, образование участка приведет к ограничению доступа к земельному участку с кадастровым номером №, сведения о котором содержатся в ЕГРН. В случае если победителем аукциона станет иное лицо, то права истца как правообладателя участка с кадастровым номером № могут быть нарушены.
Также, в письме от хх.хх.хх г. № Министерство по заявлению истца № от хх.хх.хх г. кроме указанных оснований для отказа истцу в предварительном согласовании предоставления без торгов земельного участка в аренду площадью ... кв.м. в ... Прионежского района РК, в целях использования для индивидуального жилищного строительства, указало на то, что в силу действующих правовых норм тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники. При формировании испрашиваемого участка, доступ к участку обеспечивается путем тупикового проезда. Исходя из схемы размещение площадки для разворота пожарной техники не представляется возможным, то есть схема не соответствует п. 6 ст. 11.9, пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с п. 8.13 Приказа МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 Системы противопожарной защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (вместе с СП 4.13130.2013. свод правил.Системы противопожарной защиты)" - "Тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров".
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с подпунктом 10 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Кодекса.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен в статье 39.16 ЗК РФ.
В частности, пунктом 13 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 данного Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участкадля осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие исполнение ответчиком подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ, то есть опубликование и размещение извещения о предоставления земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что основания для отказа истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанные в решении Министерства имущественных и земельных отношений РК об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка № от хх.хх.хх г. отсутствовали.
Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 26 октября 2017 года N 2389-О, положения пункта 6 статьи 11.9ЗК РФ, направленные на недопущение или устранение недостатков при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков, обеспечивают рациональное использование земли, которая в силу статьи 9 (часть 1) Конституции Российской Федерации используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
При этом указанные в пункте 6 статьи 11.9ЗК РФ оценочные критерии не предполагают их произвольного применения. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что само по себе использование в норме оценочных понятий не свидетельствует о неопределенности ее содержания, поскольку разнообразие фактических обстоятельств делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, а использование законодателем оценочной характеристики преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций (постановление от 30 июня 2011 года N 14-П; определения от 17 июля 2012 года N 1316-О, от 29 сентября 2022 года N 2641-О, от 30 марта 2023 года N 647-О и др.).
Таким образом, из совокупного анализа приведенной нормы с учетом ее толкования Конституционным Судом Российской Федерации следует, что основным критерием невозможности образования земельного участка является препятствие рациональному использованию и охране земель, при этом суды в каждом конкретном случае должны оценивать фактические обстоятельства дела, обеспечивая, в том числе, защиту прав собственников земельных участков, смежных по отношению к вновь образуемому.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в силу пункта 7 статьи 39.15ЗК РФ должно содержать все основания отказа.
Из материалов дела усматривается, что Андреева А.В. неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о предоставлениией в аренду земельного участка. В частности она подавала заявление хх.хх.хх г., при этом заявитель испрашивает участок смежный к имеющему в ее собственности участку. В ответе на указанное заявление от хх.хх.хх г. ответчик указал, что образование участка приведет к ограничению доступа к земельному участку с кадастровым номером №, сведения о котором содержатся в ЕГРН. В случае если победителем аукциона станет иное лицо, то права истца как правообладателя участка с кадастровым номером № могут быть нарушены. Однако, указанный отказ Министерства и решение Министерства об отказе истцу в предоставлении участка от хх.хх.хх г. на заявление от хх.хх.хх г., содержащее также ссылку не невозможность образования участка согласно предлагаемой заявителем схемы, поскольку доступ к образуемому участку обеспечивается путем тупикового проезда и при таким образовании участка будет невозможно разместить разворотную площадку для пожарной техники, приняты ответчиком без учета наличия автомобильной дороги с кадастровым номером №, посредством которой обеспечивается доступ к земельному участку с кадастровым номером №. При этом выводы ответчика о невозможности размещения разворотной площадки для пожарной техники в результате образования участка согласно схеме истца, нечем не подтверждены.
Таким образом, поскольку заявление истца было подано ответчику ранее заявления от хх.хх.хх г., по результатам рассмотрения которого Министерством принято распоряжение от хх.хх.хх г. № и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, площадью ... кв.м., местоположение: ..., территориальная зона – зона индивидуальной жилой застройки (Ж-1), вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли населенных пунктов, на основании которого осуществлен кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: ..., при этом основания для отказа, приведенные Министерством, в предоставлении участка истцу не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, считает их подлежащими удовлетворению и полагает необходимым признать решение Министерства имущественных и земельных отношений РК об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка № от хх.хх.хх г. незаконным, признать незаконным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений РК «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» от хх.хх.хх г. №; аннулировать, исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: ...; признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений № от хх.хх.хх г., принятое на основании заявления Андреевой А.В. от хх.хх.хх г. №, обязать Министерство имущественных и земельный отношений РК повторно рассмотреть заявление Андреевой А.В. от хх.хх.хх г. №.
На основании ст.ст. 94, 98 ГПК РФ с Министерства имущественных и земельных отношений РК в пользу Андреевой А.В. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Андреевой Анны Владимировны удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений РК об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка № от хх.хх.хх г..
Признать незаконным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений РК «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» от хх.хх.хх г. №.
Аннулировать из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: ....
Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений № от хх.хх.хх г., принятое на основании заявления Андреевой Анны Владимировны от хх.хх.хх г. №.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений РК повторно рассмотреть заявление Андреевой Анны Владимировны от хх.хх.хх г. №.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений РК в пользу Андреевой Анны Владимировны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья И.С.Леккерева
Мотивированное решение составлено 24 января 2024 года.