Решение по делу № 33-376/2023 (33-20102/2022;) от 25.11.2022

Мотивированное определение изготовлено 13.01.2023

УИД: 66RS0005-01-2022-002298-19

Дело № 33-376/2023 (33-20102/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 10.01.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волковой Я.Ю.,

судей Зоновой А.Е., Мурашовой Ж.А.,

при ведении протокола помощником судьи Ещенко Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Римар Марины Владимировны к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ» о признании права на получение субсидии,

по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 23.08.2022 (дело № 2-3287/2022).

Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., объяснения представителя ответчика по доверенности № ФЦ-2 от 09.01.2023 Тарасова И.В., судебная коллегия

установила:

Римар М.В. обратилась с иском к Федеральному государственному автономному учреждению ««Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации», в обоснование требований указала, что является членом семьи военнослужащего Римара В.В., который проходил военную службу по контракту в войсковой части 52929 п.Сибирский Алтайского края в должности старшины. 06.05.2016 Римар В.В. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с 12.02.2015, дал согласие на получение жилищной субсидии на банковский счет при условии сдачи занимаемых им помещений. 25.01.2018 Римар В.В. уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста в отставку. С 06.06.2018 Римар В.В. исключен из списков личного состава воинской части. При увольнении с военной службы ему не выплачена жилищная субсидия, но он был оставлен на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 09.06.2018 Римар В.В. умер в результате заболевания, полученного в период военной службы. 27.07.2018 Римар В.В. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи со смертью. Истец полагала, что Римар В.В. не реализовал своевременно право на обеспечение жилым помещением по вине ответчика, вопрос о предоставлении жилого помещения должен был быть разрешен до исключения его из списков личного состава войсковой части, то есть до 06.06.2018. После смерти Римара В.В. открылось наследство, Римар М.В., дочь Римара В.В., является его наследником по закону, жилищная субсидия в состав наследственной массы не вошла. С учетом изложенного истец полагала, что на основании ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит включению в наследственную массу жилищная субсидия, право на получение которой не реализовал ее отец при жизни. Просила суд обязать ответчика признать за ней право на получение денежных средств в виде субсидии на приобретение жилья, полагавшейся к зачислению на расчетный счет отца.

Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 23.08.2022 в удовлетворении исковых требований Римар М.В. отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Полагает, что суд ошибочно отнес нереализованное имущественное право на жилищную субсидию Римара В.В. к правам, неразрывно связанным с личностью как к мерам социальной помощи, поскольку право на обеспечение военнослужащего жилым помещением является государственной гарантией, которая распространяется не только на военнослужащего, но и на членов его семьи, и не является видом социальной помощи. Право на внеочередную выплату жилищной субсидии, не реализованное ответчиком при жизни отца истца, не входит в перечень неразрывно связанных с личностью прав и обязанностей, в соответствии с п.15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», в связи с чем должно быть признано за истцом как наследником Римара В.В.

Представитель ответчика по доверенности Тарасов И.В. в заседании судебной коллегии возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчиков.

Истец, третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания стороны, третье лицо извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке. Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности постановленного судом решения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Римар В.В. являлся военнослужащим Министерства обороны РФ и уволен с военной службы25.01.2018по достижении предельного возраста пребывания на военной службе на основании п. «а» п.1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.20).

С 06.06.2018 Римар В.В. исключен из списков личного состава воинской части.

Из уведомления № 32 ФГКУ «Центррегионжилье» от 08.06.2018 следует, что Римар В.В. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с 12.02.2015 (решение об изменении даты постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений от 06.05.2016) Из уведомления также следует, что членов семьи Римара В.В., подлежащих учету для предоставления субсидии, не имеется (л.д. 27, 49, 48).

09.06.2018 Римар В.В. умер в результате заболевания, полученного в период прохождения военной службы, что подтверждается заключением военно-врачебной комиссии № 2 (л.д. 11, 13, 14).

27.07.2018 Римар В.В. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в связи со смертью (л.д.19).

Римар М.В. является дочерью Римара В.В., что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д. 15)

Из заявления о перечислении жилищной субсидии следует, что детей у Римара В.В., подлежащих учету в качестве членов семьи для предоставления субсидии нет, членов семьи нет (л.д.23).

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", разъяснениями п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», пришел к выводу, что истец не приобрела право на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, поскольку ее отец Римар В.В. состоял на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением составом семьи – один человек (он сам). Право Римар В.В. на получение меры социальной поддержки при жизни реализовано не было, возможность перехода нереализованного права на получение жилищной субсидии по линии Министерства обороны Российской Федерации уволенного военнослужащего в порядке наследования положениями законодательства не предусмотрена.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, полагая их основанными на верном установлении юридически значимых обстоятельств по делу, подтвержденных совокупностью представленных доказательств, отвечающих критериям относимости, допустимости и достаточности.

Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно ч. 1 ст. 15 которого установлено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15).

Жилищная субсидия является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, а ее предоставление - исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.

Судом первой инстанции правильно учтено, что право на обеспечение членов семьи военнослужащего является дополнительной социальной гарантией и такое право членов семьи военнослужащего является производным от основного права, которое имеется у самого военнослужащего.

При этом действующее законодательство, устанавливающее право членов семьи военнослужащего на обеспечение жильем, не предусматривает возможности обеспечения членов семьи военнослужащего отдельными жилыми помещениями (жилищной субсидией) в том случае, если такие члены семьи проживают отдельно.

К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ).

Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510 (далее - Порядок предоставления субсидии), регулирующий вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации (пункт 1 Порядка предоставления субсидии), предусматривает, что решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается в порядке очередности уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях (пункт 5 Порядка предоставления субсидии).

В целях реализации права на жилищное обеспечение в форме получения жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган уполномоченный орган либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей; за несовершеннолетних и (или) недееспособных членов семьи заявление подписывается их законным представителем (пункт 4 Порядка предоставления субсидии).

Доказательств того, что Римар М.В. на момент принятия решения о принятии Римара В.В. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, обращения с заявлением о перечислении жилищной субсидии, проживала с отцом, являлась членом его семьи и нуждалась в жилом помещении, была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий как член семьи Римара В.В. как военнослужащего, не представлено.

Из материалов дела также следует, что право на получение меры социальной поддержки в виде получения жилищной субсидии Римар В.В. при жизни не реализовал, при этом в заявлении о перечислении субсидии он сообщил сведения только в отношении себя в качестве единственного лица, которому она положена, без наличия у него членов семьи.

Таким образом, право иных лиц на получение жилищной субсидии производно от прав самого военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) и оно не может быть реализовано ими самостоятельно. Лица, которые совместно не проживали с военнослужащим либо гражданином, уволенным с военной службы, не являлись членами их семей, исходя из положений Порядка предоставления субсидии, не могут претендовать на получение жилищной субсидии.

Ссылки подателя жалобы на то, что судом при рассмотрении возникшего спора не учтены положения гражданского законодательства (ст. 1112 ГК РФ) не могут быть признаны состоятельными, поскольку указанные нормы закона к возникшим правоотношениями не применимы.

Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя.

Таким образом, в состав наследства входит только то имущество и те имущественные права, которые принадлежали наследодателю на день открытия наследства.

Возможность перехода в порядке наследования нереализованного наследодателем права на получение мер социальной поддержки, неразрывно связанных с личностью наследодателя, законом не предусмотрена. Доводы жалобы истца об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.

Оснований для удовлетворения требований Римар М.В. в виду необеспечения ее отца на момент увольнения жилым помещением или жилищной субсидией у суда первой инстанции также не имелось, поскольку данные доводы истца также не основаны на нормах материального права.

Верно оценив установленные по делу фактические обстоятельства, анализ и оценка которым приведены в оспариваемом решении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку к моменту смерти Римар В.В. субсидия для приобретения строительства или приобретения жилого помещения им не была получена, распоряжений о ее перечислении не принималось, исковые требования Римар М.В. о признании за ней права на получение денежных средств в виде субсидии на приобретение жилья, полагавшиеся к зачислению на расчетный счет отца, в порядке наследования, удовлетворению не подлежат.

Мотивы, по которым суд пришел к изложенным выводам, подробно со ссылкой на нормы законодательства и конкретные обстоятельства дела изложены в решении.

Приведенное в апелляционной жалобе толкование закона, судебной коллегией не может быть принято во внимание, поскольку является неверным.

Иных доводов жалоба не содержит.

С учетом указанного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не усматривается.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 23.08.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий

Я.Ю. Волкова

Судьи

Ж.А. Мурашова

А.Е. Зонова

Мотивированное определение изготовлено 13.01.2023

УИД: 66RS0005-01-2022-002298-19

Дело № 33-376/2023 (33-20102/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 10.01.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волковой Я.Ю.,

судей Зоновой А.Е., Мурашовой Ж.А.,

при ведении протокола помощником судьи Ещенко Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Римар Марины Владимировны к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ» о признании права на получение субсидии,

по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 23.08.2022 (дело № 2-3287/2022).

Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., объяснения представителя ответчика по доверенности № ФЦ-2 от 09.01.2023 Тарасова И.В., судебная коллегия

установила:

Римар М.В. обратилась с иском к Федеральному государственному автономному учреждению ««Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации», в обоснование требований указала, что является членом семьи военнослужащего Римара В.В., который проходил военную службу по контракту в войсковой части 52929 п.Сибирский Алтайского края в должности старшины. 06.05.2016 Римар В.В. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с 12.02.2015, дал согласие на получение жилищной субсидии на банковский счет при условии сдачи занимаемых им помещений. 25.01.2018 Римар В.В. уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста в отставку. С 06.06.2018 Римар В.В. исключен из списков личного состава воинской части. При увольнении с военной службы ему не выплачена жилищная субсидия, но он был оставлен на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 09.06.2018 Римар В.В. умер в результате заболевания, полученного в период военной службы. 27.07.2018 Римар В.В. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи со смертью. Истец полагала, что Римар В.В. не реализовал своевременно право на обеспечение жилым помещением по вине ответчика, вопрос о предоставлении жилого помещения должен был быть разрешен до исключения его из списков личного состава войсковой части, то есть до 06.06.2018. После смерти Римара В.В. открылось наследство, Римар М.В., дочь Римара В.В., является его наследником по закону, жилищная субсидия в состав наследственной массы не вошла. С учетом изложенного истец полагала, что на основании ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит включению в наследственную массу жилищная субсидия, право на получение которой не реализовал ее отец при жизни. Просила суд обязать ответчика признать за ней право на получение денежных средств в виде субсидии на приобретение жилья, полагавшейся к зачислению на расчетный счет отца.

Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 23.08.2022 в удовлетворении исковых требований Римар М.В. отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Полагает, что суд ошибочно отнес нереализованное имущественное право на жилищную субсидию Римара В.В. к правам, неразрывно связанным с личностью как к мерам социальной помощи, поскольку право на обеспечение военнослужащего жилым помещением является государственной гарантией, которая распространяется не только на военнослужащего, но и на членов его семьи, и не является видом социальной помощи. Право на внеочередную выплату жилищной субсидии, не реализованное ответчиком при жизни отца истца, не входит в перечень неразрывно связанных с личностью прав и обязанностей, в соответствии с п.15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», в связи с чем должно быть признано за истцом как наследником Римара В.В.

Представитель ответчика по доверенности Тарасов И.В. в заседании судебной коллегии возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчиков.

Истец, третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания стороны, третье лицо извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке. Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности постановленного судом решения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Римар В.В. являлся военнослужащим Министерства обороны РФ и уволен с военной службы25.01.2018по достижении предельного возраста пребывания на военной службе на основании п. «а» п.1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.20).

С 06.06.2018 Римар В.В. исключен из списков личного состава воинской части.

Из уведомления № 32 ФГКУ «Центррегионжилье» от 08.06.2018 следует, что Римар В.В. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с 12.02.2015 (решение об изменении даты постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений от 06.05.2016) Из уведомления также следует, что членов семьи Римара В.В., подлежащих учету для предоставления субсидии, не имеется (л.д. 27, 49, 48).

09.06.2018 Римар В.В. умер в результате заболевания, полученного в период прохождения военной службы, что подтверждается заключением военно-врачебной комиссии № 2 (л.д. 11, 13, 14).

27.07.2018 Римар В.В. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в связи со смертью (л.д.19).

Римар М.В. является дочерью Римара В.В., что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д. 15)

Из заявления о перечислении жилищной субсидии следует, что детей у Римара В.В., подлежащих учету в качестве членов семьи для предоставления субсидии нет, членов семьи нет (л.д.23).

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", разъяснениями п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», пришел к выводу, что истец не приобрела право на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, поскольку ее отец Римар В.В. состоял на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением составом семьи – один человек (он сам). Право Римар В.В. на получение меры социальной поддержки при жизни реализовано не было, возможность перехода нереализованного права на получение жилищной субсидии по линии Министерства обороны Российской Федерации уволенного военнослужащего в порядке наследования положениями законодательства не предусмотрена.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, полагая их основанными на верном установлении юридически значимых обстоятельств по делу, подтвержденных совокупностью представленных доказательств, отвечающих критериям относимости, допустимости и достаточности.

Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно ч. 1 ст. 15 которого установлено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15).

Жилищная субсидия является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, а ее предоставление - исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.

Судом первой инстанции правильно учтено, что право на обеспечение членов семьи военнослужащего является дополнительной социальной гарантией и такое право членов семьи военнослужащего является производным от основного права, которое имеется у самого военнослужащего.

При этом действующее законодательство, устанавливающее право членов семьи военнослужащего на обеспечение жильем, не предусматривает возможности обеспечения членов семьи военнослужащего отдельными жилыми помещениями (жилищной субсидией) в том случае, если такие члены семьи проживают отдельно.

К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ).

Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510 (далее - Порядок предоставления субсидии), регулирующий вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации (пункт 1 Порядка предоставления субсидии), предусматривает, что решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается в порядке очередности уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях (пункт 5 Порядка предоставления субсидии).

В целях реализации права на жилищное обеспечение в форме получения жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган уполномоченный орган либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей; за несовершеннолетних и (или) недееспособных членов семьи заявление подписывается их законным представителем (пункт 4 Порядка предоставления субсидии).

Доказательств того, что Римар М.В. на момент принятия решения о принятии Римара В.В. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, обращения с заявлением о перечислении жилищной субсидии, проживала с отцом, являлась членом его семьи и нуждалась в жилом помещении, была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий как член семьи Римара В.В. как военнослужащего, не представлено.

Из материалов дела также следует, что право на получение меры социальной поддержки в виде получения жилищной субсидии Римар В.В. при жизни не реализовал, при этом в заявлении о перечислении субсидии он сообщил сведения только в отношении себя в качестве единственного лица, которому она положена, без наличия у него членов семьи.

Таким образом, право иных лиц на получение жилищной субсидии производно от прав самого военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) и оно не может быть реализовано ими самостоятельно. Лица, которые совместно не проживали с военнослужащим либо гражданином, уволенным с военной службы, не являлись членами их семей, исходя из положений Порядка предоставления субсидии, не могут претендовать на получение жилищной субсидии.

Ссылки подателя жалобы на то, что судом при рассмотрении возникшего спора не учтены положения гражданского законодательства (ст. 1112 ГК РФ) не могут быть признаны состоятельными, поскольку указанные нормы закона к возникшим правоотношениями не применимы.

Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя.

Таким образом, в состав наследства входит только то имущество и те имущественные права, которые принадлежали наследодателю на день открытия наследства.

Возможность перехода в порядке наследования нереализованного наследодателем права на получение мер социальной поддержки, неразрывно связанных с личностью наследодателя, законом не предусмотрена. Доводы жалобы истца об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.

Оснований для удовлетворения требований Римар М.В. в виду необеспечения ее отца на момент увольнения жилым помещением или жилищной субсидией у суда первой инстанции также не имелось, поскольку данные доводы истца также не основаны на нормах материального права.

Верно оценив установленные по делу фактические обстоятельства, анализ и оценка которым приведены в оспариваемом решении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку к моменту смерти Римар В.В. субсидия для приобретения строительства или приобретения жилого помещения им не была получена, распоряжений о ее перечислении не принималось, исковые требования Римар М.В. о признании за ней права на получение денежных средств в виде субсидии на приобретение жилья, полагавшиеся к зачислению на расчетный счет отца, в порядке наследования, удовлетворению не подлежат.

Мотивы, по которым суд пришел к изложенным выводам, подробно со ссылкой на нормы законодательства и конкретные обстоятельства дела изложены в решении.

Приведенное в апелляционной жалобе толкование закона, судебной коллегией не может быть принято во внимание, поскольку является неверным.

Иных доводов жалоба не содержит.

С учетом указанного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не усматривается.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 23.08.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий

Я.Ю. Волкова

Судьи

Ж.А. Мурашова

А.Е. Зонова

33-376/2023 (33-20102/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Римар Марина Владимировна
Ответчики
Филиал Центральный ФГАУ Росжилкомплекс
Другие
Министерство Обороны РФ
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Зонова Анна Евгеньевна
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
29.11.2022Передача дела судье
10.01.2023Судебное заседание
13.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2023Передано в экспедицию
10.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее