Дело № 2-257/2024
УИД - 22RS0039-01-2024-000351-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Петропавловское 17 декабря 2024 года
Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Полетайкиной А.В.,
при секретаре Халяпиной Д.А.,
с участием истца прокурора Петропавловского района Суходоева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петропавловского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию Новообинский сельсовет Петропавловского района Алтайского края в лице администрации Новообинского сельсовета Петропавловского района Алтайского края, Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Многофункциональный культурный центр» Петропавловского района Алтайского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Петропавловского района Алтайского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Петропавловский районный суд Алтайского края с исковым заявлением к Муниципальному образованию Новообинский сельсовет Петропавловского района Алтайского края в лице Администрации Новообинского сельсовета Петропавловского района Алтайского края, Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Многофункциональный культурный центр» Петропавловского района Алтайского края (далее - МБУК «Многофункциональный культурный центр») о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ по оборудованию помещения, занимаемого филиалом МБУК «Многофункциональный культурный центр» - Новообинским Домом культуры, расположенного по адресу: <адрес>, системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Петропавловского района Алтайского края проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры Петропавловского района Алтайского края, по результатам которой в деятельности филиала МБУК «Многофункциональный культурный центр» - Новообинского Дома культуры выявлены нарушения действующего законодательства. Так, собственником помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором находится Новообинский Дом культуры, является муниципальное образование Новообинский сельсовет Петропавловского района Алтайского края, при этом, в соответствии с договором безвозмездного пользования нежилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ, указанный объект недвижимости передан в безвозмездное пользование МБУК «Многофункциональный культурный центр». Согласно Уставу Новообинский Дом культуры является его структурным подразделением (филиалом) МБУК «Многофункциональный культурный центр», предметом деятельности которого является выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей в сфере культуры, соответственно оказывает деятельность в сфере культуры и является объектом культуры. В нарушение требований действующего законодательства Новообинский Дом культуры не оборудован системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в адрес Новообинского Дома культуры вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности. По результатам рассмотрения представления в прокуратуру района поступил ответ из Новообинского Дома культуры от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что выявленные нарушения законодательства РФ, изложенные в представлении, нашли своё подтверждение, однако не устранены. Более того, согласно информации МБУК «Многофункциональный культурный центр» от ДД.ММ.ГГГГ, здание Новообинского Дома культуры не оборудовано системой экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в связи с отсутствием финансовой возможности. Таким образом, изложенные в представлении прокурора нарушения закона не устранены, что свидетельствуют о длительном невыполнении ответчиками требований законодательства и нарушает права неопределённого круга лиц, создают условия, при которых учреждение не может обеспечить безопасность работников и посетителей, а также ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае осуществления террористического акта.
Определением судьи Петропавловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований со стороны ответчика привлечен комитет по культуре, делам молодежи и спорту Администрации Петропавловского района Алтайского края.
В судебном заседании представитель истца - прокурор Петропавловского района Алтайского края Суходоев А.С. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным в иске доводам.
Представители ответчиков Муниципального образования Новообинский сельсовет Петропавловского района Алтайского края в лице Администрации Новообинского сельсовета Петропавловского района Алтайского края Устинова Н.В., МБУК «Многофункциональный культурный центр» Пахомова О.С., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. До судебного заседания представили заявления о признании иска в полном объеме.
Из содержания заявлений о признании иска усматривается, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчикам разъяснены и понятны.
В силу положений ч. 1, 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Представители третьих лиц Администрации Петропавловского района Алтайского края Лоскутова Н.А., комитета по культуре, делам молодежи и спорту Администрации Петропавловского района Алтайского края Тюльпинова О.Н., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав объяснения прокурора района, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст. 1 и п. 9 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя, в том числе, финансирование расходов на обеспечение безопасности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму относится приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Как следует из ст.3 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) – это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Кроме того, в соответствии с Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05.10.2009 (далее - Концепция), цель противодействия терроризму в Российской Федерации – защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Пунктом «д» статьи 11 Концепции установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Противодействие терроризму в Российской федерации осуществляется посредством осуществления мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает определение прав, обязанностей и ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов.
На основании п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Для целей антитеррористической защищенности постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий) (п. 1 Требований).
В силу п. 2 Требований для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, детские школы искусств, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры или органы местного самоуправления в области культуры, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации) в сфере культуры, являющиеся правообладателями объектов (территорий).
При этом, исходя из п. 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
В соответствии с абзацем «з» п. 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются, в том числе, мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В силу ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу п.42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (п. 4 ст. 5.2 ФЗ «О противодействии терроризму»).
Положениями ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (пункт 6.1 части 1); органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 4).
В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории Петропавловского района в здании, расположенном по адресу: <адрес>, находится Новообинский Дом культуры.
В соответствии с п. 1.1 договора безвозмездного пользования нежилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация Новообинского сельсовета Петропавловского района Алтайского края обязуется передать в безвозмездное временное пользование МБУК «Многофункциональный культурный центр» нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Во исполнение условий договора безвозмездного пользования нежилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ МБУК «Многофункциональный культурный центр» на основании акта приема-передачи нежилого помещения передан объект недвижимости: нежилое помещение, площадью 180 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно пунктам 1.8, 1.9 Устава МБУК «Многофункциональный культурный центр», утвержденного постановлением Администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Устав), МБУК «Многофункциональный культурный центр» приобретает, осуществляет имущественные, личные неимущественные права, исполняет обязанности и отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за учреждением, так и приобретённым за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества.
Учитывая, что пунктом 1.13 Устава определено, что Новообинский Дом культуры является структурным подразделением (филиалом) МБУК «Многофункциональный культурный центр», а на основании п. 2.2 Устава предметом деятельности МБУК «Многофункциональный культурный центр» является выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей в сфере услуг, Новообинский Дом культуры соответственно оказывает деятельность в сфере культуры и является объектом культуры.
Как установлено проверкой, проведенной прокуратурой района, Новообинский Дом культуры в нарушение вышеуказанных норм законодательства не оборудован системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Учитывая, что выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об антитеррористической защищенности являются недопустимыми и создают предпосылки для причинения вреда работникам и посетителям учреждения, ДД.ММ.ГГГГ по выявленному факту нарушения требований законодательства, на имя заведующего Новообинским Домом культуры прокуратурой района вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности.
По результатам рассмотрения представления, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступил ответ из МБУК «Многофункциональный культурный центр», согласно которому доводы нарушения, изложенные в представлении, нашли своё подтверждение, до Учредителя, которым в соответствии с п. 1.4 Устава является муниципальное образование Петропавловский район Алтайского края, функции и полномочия которого на основании п. 1.5 Устава осуществляет Администрация Петропавловского района Алтайского края в лице комитета по культуре, делам молодежи и спорту Администрации Петропавловского района Алтайского края, доведено до сведения о выявленных нарушениях законодательства и необходимости оборудовать системы экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Однако из ответа директора МБУК «Многофункциональный культурный центр» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора района следует, что оборудовать Новообинский Дом культуры системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не возможно в связи с отсутствием финансовой возможности.
Как следует из информации ответчика МБУК «Многофункциональный культурный центр», предоставленной по запросу суда, выявленные нарушения законодательства об антитеррористической защищенности до настоящего времени не устранены, системы оповещения в Новообинском Доме культуры не установлены из-за отсутствия финансовых средств.
Таким образом, как установлено в ходе судебного разбирательства, мероприятия по обеспечению в установленном порядке антитеррористической защищенности работников и посетителей Новообинского Дома культуры не реализованы.
На момент рассмотрения дела суду не представлены сведения о выполнении ответчиками требований прокуратуры района.
Однако, наличие в Новообинском Доме культуры систем экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов граждан.
При таких обстоятельствах, суд считает требования истца обоснованными, подлежащими удовлетворению, поскольку не проведение вышеперечисленных мероприятий со стороны ответчиков является нарушением законодательства, а, следовательно, подлежит устранению.
В силу положений статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, признание иска ответчиками, характер разрешенных требований, установленные в судебном заседании обстоятельства, связанные с финансированием, принимая во внимание механизм исполнения бюджетных обязательств, исходя из принципа исполнимости решения, а также учитывая положения статьи 206 ГПК РФ, суд полагает разумным установить срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда, до 31.12.2026.
Руководствуясь ст.ст. 39, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Петропавловского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию Новообинский сельсовет Петропавловского района Алтайского края в лице администрации Новообинского сельсовета Петропавловского района Алтайского края, Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Многофункциональный культурный центр» Петропавловского района Алтайского края о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Многофункциональный культурный центр» Петропавловского района Алтайского края (ОГРН №, Администрацию Новообинского сельсовета Петропавловского района Алтайского края (ОГРН №) в срок до 31 декабря 2026 года оборудовать помещение, занимаемое Новообинским Домом культуры филиал Муниципального бюджетного учреждения культуры «Многофункциональный культурный центр» Петропавловского района Алтайского края, расположенное по адресу: <адрес>, системами экстренного оповещения работников и иных лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Петропавловский районный суд Алтайского края.
Решение суда в окончательной форме принято 20 декабря 2024 года.
Судья А.В.Полетайкина