Докладчик Юркина И.В. Апел. дело № 33-3053/2018
Судья Ильин В.Г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е2 июля 2018 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Юркиной И.В.,
судей Савелькиной Г.О., Спиридонова А.Е.,
при секретаре судебного заседания Ивановой М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Прокопьевой М.Э. к администрации Цивильского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации Цивильского района Чувашской Республики на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 16 марта 2018 года.
Заслушав доклад председательствующего Юркиной И.В., выслушав объяснения представителя истицы Прокопьевой М.Э. – Прокопьевой В.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокопьева М.Э. обратилась в суд с иском к администрации Цивильского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Прокопьева М.Э. является сиротой, ее мать ФИО1 лишена родительских прав на основании решения Красноармейского районного суда Чувашской Республики от <адрес>. Постановлением главы администрации Цивильского района Чувашской Республики от 14 января 2015 года № Прокопьева М.Э. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями. В настоящее время истице исполнилось 25 лет. Однако ответчиком не принимаются меры по обеспечению Прокопьевой М.Э. жилым помещением, чем нарушаются ее жилищные права. Истица также указывает, что в настоящее время она зарегистрирована в квартире ..., которая на праве собственности принадлежит ее сестре. По вопросу предоставления благоустроенного жилого помещения истица неоднократно обращалась к ответчику, который ей сообщал об отсутствии свободных жилых помещений и необходимости соблюдения очередности предоставления. С учетом изложенного истица полагает, что имеются основания для внеочередного предоставления ей благоустроенного жилого помещения.
Истица Прокопьева М.Э. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истицы Прокопьевой М.Э. – Прокопьева В.С. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Цивильского района Чувашской Республики Варфоломеева Д.Р. исковые требования не признала, пояснив, что администрация Цивильского района Чувашской Республики не оспаривает право истицы на обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Однако данное право истицы не может быть реализовано ввиду отсутствия финансирования на приобретение жилья для Прокопьевой М.Э.
Представители третьих лиц Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства финансов Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном письменном отзыве на иск просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 16 марта 2018 года на администрацию Цивильского района Чувашской Республики возложена обязанность предоставить Прокопьевой М.Э. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте г.Цивильска Чувашской Республики.
На данное решение суда ответчиком администрацией Цивильского района Чувашской Республики подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности. В обоснование апелляционной жалобы указано, что обеспечение Прокопьевой М.Э. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения возможно лишь в порядке очередности исходя из времени поступления заявления. Предоставление субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в пределах лимитов бюджетных обязательств. Однако ввиду отсутствия надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация Цивильского района Чувашской Республики не имеет возможности предоставить Прокопьевой М.Э. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истицы, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Аналогичные положения изложены и в статье 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений».
В части 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» указано, что полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Прокопьева М.Э., ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО1 на основании решения Красноармейского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, а отцовство в отношении Прокопьевой М.Э. не установлено.
На основании постановления главы администрации Красноармейского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № ... Прокопьева М.Э. была направлена на воспитание и обучение в школу-интернат для детей-сирот с дошкольной группой.
Согласно архивной справке Козловского районного государственного архива от 11 декабря 2012 года № в документах архивного фонда РГОУ «.... детский дом» Министерства образования Чувашской Республики в личном деле воспитанницы ... школы-интерната Прокопьевой М.Э. имеются сведения о том, что она была зачислена в ... школу-интернат с 7 марта 1996 года, в которой воспитывалась и проживала по 4 апреля 2007 года.
Из сообщения Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «... химико-механический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 13 февраля 2018 года № следует, что в период с 1 сентября 2009 года по 28 июня 2013 года Прокопьева М.Э. обучалась в названном образовательном учреждении. В период обучения Прокопьева М.Э. находилась на полном государственном обеспечении.
Из материалов дела также следует, что истица Прокопьева М.Э. с 17 июля 2014 года значится зарегистрированной в квартире ...
Постановлением главы администрации Цивильского района Чувашской Республики от 14 января 2015 года № Прокопьева М.Э. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, под порядковым №.
Разрешая спор и принимая решение о возложении на администрацию Цивильского района Чувашской Республики обязанности предоставить Прокопьевой М.Э. благоустроенное жилое помещение, суд первой инстанции исходил из того, что Прокопьева М.Э. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
В апелляционной жалобе указано, что обеспечение Прокопьевой М.Э. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения возможно лишь в порядке очередности.
Между тем, судебная коллегия полагает, что изложенные в апелляционной жалобе доводы являются несостоятельными.
Так, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не устанавливает очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
По своей сути формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. При этом необходимость формирования списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвана обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не с целью формирования очередности в обеспечении жильем по времени включения в список.
При этом право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В связи с этим жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом юридически значимых обстоятельств.
При этом следует иметь в виду, что формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку обеспечение жилым помещением указанной категории лиц не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционную жалобу администрации Цивильского района Чувашской Республики на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 16 марта 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи Г.О. Савелькина
А.Е. Спиридонов