Дело № 2а-141/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Петухово 30 апреля 2020 г.
Судья Петуховского районного суда Курганской области Прокопьева О.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области к Семенову М.В. о взыскании пеней по страховым взносам и налогам,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 7 по Курганской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Семенову М.В. о взыскании пеней по страховым взносам и налогам на общую сумму 12 834 руб. 68 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что Семенов М.В. является собственником:
- жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 150 кв.м., кадастровый номер №, дата регистрации права – 30 сентября 2009 г.;
- склада-ангара по адресу: <адрес>, площадью 556,90 кв.м., кадастровый номер №, дата регистрации права – 10 июня 2014 г., дата утраты права – 15 мая 2017 г.;
- транспортного средства – автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, марка/модель SSANGYONG ACTYON SPORTS, VIN: <данные изъяты>, год выпуска 2008, дата регистрации права 17 февраля 2012 г.;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 512 кв.м., кадастровый номер №, дата регистрации права – 10 июня 2014 г., дата утраты права – 15 мая 2017 г.
Семенов М.В. являлся индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, утратил статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица – 04 декабря 2017 г.
С 1 января 2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» Межрайонная ИФНС России № 7 по Курганской области является взыскателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Обязанность по уплате налогов и страховых взносов административным ответчиком не исполнена. Налоговым органом произведено начисление пени и в его адрес были направлены требования об уплате недоимки по налогам, страховым взносам, пени, в том числе от 03 апреля 2019 г. №. Данные требования в добровольном порядке не были исполнены, что послужило основанием для обращения Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области к мировому судье судебного участка № 19 Петуховского судебного района Курганской области с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены в связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, пени – в суд с указанным административным иском, в котором просит взыскать с Семенова М.В. задолженность в сумме 12 834 руб. 68 коп., из которых: единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: пеня в размере 2 810 руб. 97 коп., за период с 01 декабря 2018 г. по 02 апреля 2019 г.; налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст. 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации: пеня в размере 37 руб. 71 коп., за период с 01 декабря 2018 г. по 02 апреля 2019 г.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: пеня в размере 337 руб. 92 коп., за период с 02 декабря 2016 г. по 02 апреля 2019 г.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.: пеня в размере 85 руб. 56 коп., за период с 01 декабря 2018 г. по 02 апреля 2019 г.; транспортный налог с физических лиц: пеня в размере 735 руб. 03 коп., за период с 01 декабря 2015 г. по 02 апреля 2019 г.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.): пеня в размере 5 660 руб. 93 коп., за период с 01 января 2017 г. по 02 апреля 2019 г.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.: пеня в размере 1 376 руб. 23 коп., за период с 01 января 2017 г. по 02 апреля 2019 г.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.: пеня в размере 826 руб. 71 коп., за период с 01 января 2017 г. по 02 апреля 2019 г.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: пеня в размере 527 руб. 42 коп., за период с 02 декабря 2016 г. по 02 апреля 2019 г.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г.): пеня в размере 436 руб. 20 коп., за период с 01 декабря 2018 г. по 02 апреля 2019 г.
Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик Семенов М.В. в установленный судом срок возражения по рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и возражения по существу заявленных требований суду не представил.
Административное дело рассмотрено судом по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК Российской Федерации) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК Российской Федерации земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 388 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 указанного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 391 НК Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 3 ст. 396 НК Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Статьями 14 и 356 НК Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с НК Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате только на территории субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных указанным Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
На территории Курганской области транспортный налог введен Законом Курганской области от 26 ноября 2002 г. № 255 «О транспортном налоге на территории Курганской области».
В соответствии со ст. 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК Российской Федерации.
В соответствии со ст. 399 НК Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается НК Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1).
В силу ст. 400 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК Российской Федерации.
Исходя из положений ст.ст. 363, 409 НК Российской Федерации транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2015 год подлежали уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 01 декабря 2016 г., за 2016 год – не позднее 01 декабря 2017 г., за 2017 год не позднее 03 декабря 2018 г.
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
С 01 января 2017 г. отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулируются главой 34 НК Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 419 НК Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с положениями ст. 432 НК Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, и в случае неуплаты ими страховых взносов в установленный срок налоговый орган определяет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно п.п. 1, 4 ст. 69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, которое должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Пунктом 1 ст. 70 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно ст. 48 НК Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, указанных в налоговом требовании, при этом заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования налогового органа, а требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, Семенов М.В. является собственником автомобиля грузового, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, марка/модель SSANGYONG ACTYON SPORTS, VIN: <данные изъяты>, год выпуска 2008, дата регистрации права 17 февраля 2012 г.
В административном исковом заявлении указано, что Семенов М.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 150 кв.м., кадастровый номер №, дата регистрации права – 30 сентября 2009 г., а также являлся собственником:
- склада-ангара по адресу: <адрес>, площадью 556,90 кв.м., кадастровый номер №, дата регистрации права – 10 июня 2014 г., дата утраты права – 15 мая 2017 г.;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 512 кв.м., кадастровый номер №, дата регистрации права – 10 июня 2014 г., дата утраты права – 15 мая 2017 г.
Из выписки из ЕГРИП усматривается, что Семенов М.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 23 января 2012 г.
04 декабря 20017 г. Семенов М.В. утратил статус индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения.
Из материалов дела следует, что административному ответчику направлено требование № об уплате пеней в общей сумме 18 768 руб. 28 коп., из которых: пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.) в размере 5 660 руб. 93 коп.; пени на налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст. 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 37 руб. 71 коп.; пени на недоимку по транспортному налогу с физических лиц в размере 573 руб. 45 коп. и 1 461 руб. 67 коп.; пени на недоимку на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 2 810 руб. 97 коп.; пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 4 298 руб. 83 коп.; пени на недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 337 руб. 92 коп.; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г.), в размере 436 руб. 20 коп., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.. в размере 1 376 руб. 23 коп., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 826 руб. 71 коп.; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., в размере 85 руб. 56 коп., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г.), в размере 862 руб. 10 коп.
Указанные в данном требовании суммы пени необходимо было уплатить в срок до 30 апреля 2019 г.
Поскольку указанное требование административным ответчиком было оставлено без исполнения, по заявлению налогового органа и.о. мирового судьи судебного участка № 19, мировым судьей судебного участка № 24 Петуховского судебного района Курганской области был вынесен судебный приказ от 13 сентября 2019 г. о взыскании с Семенова М.В. задолженности на общую сумму 18 768 руб. 28 коп.
Определением мирового судьи судебного участка № 19 Петуховского судебного района Курганской области от 25 сентября 2019 г. судебный приказ был отменен.
21 февраля 2020 г. в установленный законом срок Межрайонная ИФНС России № 7 по Курганской области обратилась в суд с настоящим административным иском.
Согласно ст. 72 НК Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.
В силу ст. 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК Российской Федерации).
Таким образом, с учетом вышеназванных законоположений уплата пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей исполнение основной обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
Как следует из материалов дела доказательств принудительного взыскания недоимки по налогам и страховым взносам либо их добровольной оплаты с нарушением установленного законом срока, в силу чего и были начислены пени, административным истцом не представлено, что исключает возможность взыскания с административного ответчика пеней.
Кроме того, размер пени, подлежащей взысканию с Семенова М.В. административным истцом уменьшен с 18 768 руб. 28 коп. до 12 834 руб. 68 коп.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286, 291-293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области к Семенову Михаилу Владимировичу о взыскании пеней по страховым взносам и налогам отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Петуховский районный суд Курганской области, в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья О.Н. Прокопьева