ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Бондарева Ю.Н. Дело по I инстанции №2- 5543/2022
Докладчик Долгова Л.П. Дело № 33-1193/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 апреля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующегоТорговченковой О.В.,
судей Долговой Л.П. и Рябых Т.В.,
при секретаре Беребеня Г.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области на решение Советского районного суда г.Липецка от 7 декабря 2022 года, которым постановлено:
«Признать за Сафроновым Сергеем Михайловичем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в особых условиях труда в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Липецкой области назначить Сафронову Сергею Михайловичу страховую пенсию по старости в соответствии пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях в РФ» со дня обращения – с 09.05.2022, засчитав в страховой стаж период работы в Республике Казахстан с 05.01.1990 по 23.12.1996.».
Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия
установила:
Истец Сафонов С.М. обратился в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Липецкой области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что 09.05.2022 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях в РФ», однако решением ответчика от 22.08.2022 года ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 20 лет, по подсчетам ответчика имеется страховой стаж 17 лет 11 месяцев 16 дней. При этом в страховой стаж истца ответчиком не включен период работы на территории Республики Казахстан с 05.01.1990 года по 23.12.1996 года в крестьянском хозяйстве «Бел-Булак» в качестве рабочего и водителя. Истец не согласен с решением ответчика, полагая, что указанный период работы подлежит зачету в страховой стаж независимо от подтверждения уплаты страховых взносов.
Истец просил признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в особых условиях труда в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости со дня обращения – с 09.05.2022 года, засчитав в страховой стаж период работы в Республике Казахстан в крестьянском хозяйстве в качестве рабочего и водителя с 05.01.1990 года по 23.12.1996 года.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Гугнина А.М. заявленные исковые требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Липецкой области по доверенности Селиванова О.Ю. иск не признала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения спорного периода в страховой стаж истца.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
Поскольку 01.01.2023 года в соответствии с постановлением Правления ПФР от 12.12.2022 года №347п Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области, определением суда в соответствии со ст. 44 Гражданского процессуального кодекса РФ произведена замена ответчика Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 11 указанного закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ч. 2).
В соответствии со ст. 1 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", участниками которого являлись Российская Федерация и республика Казахстан, действовавшего на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Частью 2 статьи 6 Соглашения предусматривалось, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В силу ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Таким образом, в силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывался трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР подлежал учету без легализации документов до 01.12.1991 года.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивался к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливался в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела судом установлено, что истец Сафронов С.М. работал с 05.01.1990 года по 23.12.1996 года в крестьянском хозяйстве «Бел-Булак» в качестве рабочего и водителя; с 08.04.1997 года по 24.04.2002 года в ЗАО <данные изъяты> в качестве плиточника; с 15.05.2002 года по 30.06.2003 года в ЗАО Липецкая № в качестве плотника; с 01.07.2003 года по 01.07.2005 года в <данные изъяты> в качестве плотника; с 11.07.2005 года по 28.12.2013 года в <данные изъяты> в качестве бригадира сборочного цеха; с 04.03.2014 года по настоящее время работает в <данные изъяты> в качестве сборщика боеприпасов в специальном производстве. Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой на имя истца, с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ.
09.05.2022 года истец Сафронов С.М. обратился в ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Липецкой области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 22.08.2022 года №220000609376/104310/22 в досрочном назначении страховой пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 20 лет, по подсчетам ответчика имеется страховой стаж 17 лет 11 месяцев 16 дней.
При этом при определении страхового стажа ответчиком не включен период работы истца на территории Республики Казахстан с 05.01.1990 года по 23.12.1996 года в крестьянском хозяйстве «Бел-Булак» в качестве рабочего и водителя, поскольку стаж не подтвержден компетентным органом Руспублики Казахстан, сведений об уплате обязательных платежей, либо страховых взносов не представлено.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 11, ч. 3 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. п. 10, 11, 16 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, и исходил из того, что факт осуществления Сафроновым С.М. трудовой деятельности в спорный период на территории Казахстан в крестьянском хозяйстве «Бел-Булак» в качестве рабочего и водителя подтверждается записями в трудовой книжке, оформленной в установленном законом порядке и содержащей сведения о спорных периодах работы истца, а поэтому оснований для исключения спорного периода при подсчете страхового стажа не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В силу ч. 3 ст. 13 Закона N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 14 Закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона N 400-ФЗ (далее Правила).
Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 10.11.1998года, то есть спорный период имел место до даты регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования.
Из представленной в заседание судебной коллегии выписки по индивидуальному лицевому счету истца в системе обязательного пенсионного страхования видно, что сведения о спорном периоде работы истца работодателем в пенсионный орган не предоставлялись.
Согласно п. п. 10, 16 Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Записи, внесенные в трудовые книжки членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.
В соответствии с ч. 8 ст. 18 Закона N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу ст. 89 Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (действовал до 01.01.2002, т.е. в течение спорного периода работы истца) в общий трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве. Согласно ст. 8 названного Закона финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса РФ).
С учетом изложенного, уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как и в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством, так и в настоящее время должна осуществляться работодателем.
Деятельность крестьянского фермерского хозяйства (КФХ) в спорный период работы истца регулировалась Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее Закон N 348-1), утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
В соответствии со ст. 22 Закона N 348-1 крестьянскому хозяйству разрешалось использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством РСФСР, условия которого могли регламентироваться договором с гражданами об использовании их труда.
При этом п. 6 ст. 25 Закона N 348-1 предусматривалось, что время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, подлежало зачету в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.
Закон N 348-1 не содержит положений, которые бы предусматривали обязанность граждан, являющихся работниками крестьянского фермерского хозяйства по найму, самостоятельно уплачивать за себя взносы по социальному страхованию.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона N 348-1 порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1020 установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, полученных за истекший календарный год. При этом доход для исчисления страхового взноса определяется как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, общие от всех видов указанной деятельности и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.
Записями в трудовой книжке истца, достоверность которых ответчиком не оспорена и ничем не опровергнута, подтверждается факт его работы с 05.01.1990 года по 23.12.1996 года в качестве рабочего и водителя в фермерском хозяйстве.
При этом запись об увольнении истца с указанной должности по собственному желанию подтверждает трудовой характер отношений между истцом и крестьянским хозяйством, так как увольнение членов КФХ законодательством не предусматривалось. Члены КФХ выходили из его состава с выплатой соответствующей денежной компенсации, а не увольнялись.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.06.2014 N 1551-О, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо либо без образования юридического лица, его глава признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном для индивидуальных предпринимателей, он уплачивает страховые взносы за себя и за каждого члена крестьянско-фермерского хозяйства.
Таким образом, плательщиком страховых взносов за членов и наемных работников крестьянского хозяйства, в том числе и за истца Сафонова С.М., в спорный период являлся глава крестьянского хозяйства, который и должен нести соответствующую ответственность за невыполнение указанной обязанности.
Статьей 237 КЗоТ РСФСР (действовал до 01.02.2002) предусматривалось, что взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка. Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет государственного социального страхования.
Таким образом, гарантируя права работников, законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателем взносов на социальное обеспечение не лишала работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит и права на пенсию.
Аналогичная правовая позиция выражена и Конституционным Судом РФ в постановлении от 10.07.2007 N 9-П, которым п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" признан не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, а также в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которому невыполнение работодателем как субъектом отношения по обязательному социальному страхованию обязанности по уплате страховых взносов не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Поэтому право работника, работающего на условиях найма в крестьянском хозяйстве, на включение периодов указанной трудовой деятельности в стаж и на реализацию его пенсионных прав не может быть поставлено в зависимость от надлежащего исполнения работодателем предусмотренной законом обязанности по перечислению страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Учитывая, что факт работы истца в крестьянском хозяйстве в спорный период работы подтвержден трудовой книжкой, являющейся основным документом, подтверждающим наличие трудового стажа, судебная коллегия приходит к выводу о том, что неуплата главой крестьянского хозяйства страховых взносов за истца не может послужить основанием для умаления его прав на пенсионное обеспечение.
Судом первой инстанции подробно проанализировано законодательство, регулировавшее правоотношения, возникшие между сторонами, и сделан правильный вывод о необходимости включения спорного периода в страховой стаж истца при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При изложенных обстоятельствах суд обоснованно признал за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с момента обращения с соответствующим заявлением – с 09.05.2022года, что соответствует положениям ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Приведенные в жалобе доводы направлены на иное толкование норм материального права и поэтому основанием к отмене решения суда не являются.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Липецка от7 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 11.04.2023г.
Копия верна.
Судья:
Секретарь: