Дело № 2а-207/2021
УИД 65RS0013-01-2022-000231-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2022 года пгт. Смирных
Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Родивилиной Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Шалом Н.А.,
с участием помощника Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> ФИО3,
представителя административного истца ФИО4, действующего на основании доверенности,
административного ответчика ФИО1
рассмотрев в помещении суда, с использованием системы видеоконференцсвязи, в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> об установлении административного надзора в отношении ФИО1,
у с т а н о в и л:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> (далее ФКУ ИК-2) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении ФИО1, отбывающего наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес>, сроком на 3 года, с установлением административного ограничения в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 судим ДД.ММ.ГГГГ Южно-Сахалинским городским судом <адрес> (с учетом апелляционного постановления Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ) по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Согласно тексту приговора ФИО1 совершил особо тяжкое преступление. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. ФИО1 подлежит освобождению из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные исправительным учреждением требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просил их удовлетворить.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании не возражал против установления в отношении него административного надзора, не согласившись с количеством обязательных явок в орган внутренних дел для регистрации.
Помощник Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> ФИО3 поддержал административное исковое заявление ФКУ ИК-2 об установлении в отношении осужденного ФИО1 административного надзора сроком на 3 года, а также административного ограничения, указанного в административном иске.
Выслушав заключение прокурора, лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Согласно п. 1 ч. 1, ч. 5 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд исправительным учреждением по месту нахождения исправительного учреждения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона следует, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Таким образом, для установления административного надзора необходима совокупность оснований, указанных в частях 1 и 3 ст. 3 приведенного Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 осужден ДД.ММ.ГГГГ Южно-Сахалинским городским судом <адрес> (с учетом апелляционного постановления Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ) по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Согласно ст. 15 УК РФ преступление относится к категории особо тяжких.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации гласит, что права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» № 64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
Согласно п. «д» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления по истечении десяти лет после отбытия наказания.
Судимость за совершенное ФИО1 преступление в установленном законом порядке не снята и не погашена.
Частью 8 статьи 272 КАС РФ предусмотрено, что при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12, 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.
Проверка законности и обоснованности постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, послуживших основанием для обращения исправительного учреждения с заявлением об установлении административного надзора, не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ.
Вместе с тем факт признания административного ответчика злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо привлечения его к административной ответственности не предопределяет выводы суда о необходимости установления административного надзора.
При решении данного вопроса должны учитываться: вся совокупность доказательств, обстоятельства, положенные в основу постановления о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характер допущенных нарушений, последующее поведение лица в исправительном учреждении после признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, срок, истекший с момента признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания.
В ходе судебного заседания установлено, что постановлением начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Из данного постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 15 минут во время проведения утренней проверки в ШИЗО, ПКТ осужденный ФИО1, содержащийся в камере № ПКТ согласно постановлению о водворении осужденного в ШИЗО, при выводе его из камеры для проведения неполного личного обыска стал громко кричать, приветствуя осужденных, содержащихся в ШИЗО и вести межкамерные переговоры с ними. На сделанное замечание прекратить противоправные действия, осужденный ФИО1 не отреагировал. Ранее осужденный ФИО1 в течение 2020 года нарушал установленный порядок отбывания наказания, за что дважды подвергнут взысканию в виде водворения в ШИЗО (ДД.ММ.ГГГГ – 15 суток ШИЗО; ДД.ММ.ГГГГ – 7 суток ШИЗО). Данный факт является злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания согласно ч. 2 ст. 116 УИК РФ.
Кроме того, из представленной администрацией исправительного учреждения справки о поощрениях и взысканиях, а также материалов личного дела осужденного следует, что после признания его злостным нарушителем установленного отбывания наказания ДД.ММ.ГГГГ меры поощрения к осужденному ФИО1 не применялись, но было применено 12 мер взыскания за нарушение порядка отбывания наказания, причем 8 из них совершены осужденным уже после признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. До ДД.ММ.ГГГГ к осужденному 6 раз применялись меры поощрения и 4 раза меры взыскания. Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует об отсутствии у осужденного стабильной линии правопослушного поведения, желания исправить свое поведение, проявить себя с положительной стороны в исправительном учреждении.
Постановление о признании ФИО1 злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также имеющиеся у него взыскания не отменены и незаконными не признавались.
Согласно представленной администрацией исправительного учреждения характеристике следует, что осужденный ФИО1, характеризуется отрицательно, имеет нестабильное поведение.
Установленные в судебном заседании обстоятельства подтверждаются материалами данного административного дела.
Учитывая, что ФИО1 приговором Южно-Сахалинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осужден за совершение особо тяжкого преступления и в период отбывания наказания он признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно, административный надзор подлежит установлению на основании и п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд считает необходимым установить в отношении ФИО1 административный надзор на срок 3 года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости за совершение преступления по приговору Южно-Сахалинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 4 Федерального Закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Обязательным является установление судом административных ограничений в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего выезд за установленные судом пределы территории; запрещение поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезд за установленные судом пределы территории.
При решении вопроса о видах административных ограничений суд учитывает образ жизни ответчика, обстоятельства совершения им преступлений, поведение в период отбывания наказания.
Срок отбытия наказания, назначенного ФИО1 заканчивается, и он подлежит освобождению ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, приняв во внимание данные о личности ФИО1, освобождаемого из мест лишения свободы, его поведение в местах лишения свободы, обстоятельства совершенных им преступлений, отношение осужденного к ним, семейное положение, суд в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» считает необходимым установить в отношении ФИО1 административный надзор на срок 3 года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости за совершение преступления по приговору Южно-Сахалинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Также суд считает необходимым установить административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации четыре раза в месяц. При этом суд принимает во внимание, что установление данного административного ограничения является обязательным.
Учитывая изложенные нормы права и установленные фактические обстоятельства, в целях предупреждения совершения ФИО1 преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд считает, что требования ФКУ ИК-2 об установлении административного надзора и административного ограничения в отношении административного ответчика обоснованы и подлежат удовлетворению.
Поскольку судом принято решение об установлении в отношении ФИО1 административного надзора, суд считает необходимым разъяснить последнему, что в случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом № 64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», поднадзорное лицо несет ответственность, предусмотренную ст. 19.24 КоАП РФ; в случае уклонения от административного надзора, или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений - ответственность, предусмотренную ст. 314.1 УК РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> об установлении административного надзора в отношении ФИО1 – удовлетворить.
Установить в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, административный надзор на срок три года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за совершение преступления по приговору Южно-Сахалинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом апелляционного определения Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ).
Установить в отношении ФИО1 административное ограничение в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора, установленного в отношении ФИО1, исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня его принятия судом.
Судья Т.Н. Родивилина
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.Н. Родивилина