Судья: Попов В.В. гр. дело № 33-10550/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 октября 2014 года г.о. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Лазарева Н.А.,
судей Маркина А.В., Самчелеевой И.А.,
с участием прокурора Золиной Т.В.,
при секретаре Овчинникове А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 19 августа 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Бяшимова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения удовлетворить, обязать Администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Бяшимову Н.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, по договору найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Кинель-Черкасский район Самарской области», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, площадью не ниже установленных социальных норм».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маркина А.В., объяснения истца Бяшимова Н.В., заключение прокурора Золиной Т.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Бяшимова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, третьему лицу – Министерству строительства Самарской области об обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование требований указывалось, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органом местного самоуправления муниципального района Кинель-Черкасский требований законодательства, определяющего обязанности по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено нарушение жилищных прав Бяшимова Н.В., относящегося к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей в связи со смертью отца ДД.ММ.ГГГГ. и смертью матери ДД.ММ.ГГГГ. и не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением.
Бяшимов Н.В. обратилась в прокуратуру за защитой нарушенных социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище, что явилось основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском в порядке ст. 45 ГПК РФ.
На основании изложенного, прокурор просил суд, обязать Администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Бяшимову Н.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области Коновалова Н.В. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что предоставление жилья осуществляется за счет и в пределах субвенций предоставляемых из бюджета Самарской области. Кроме того, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, производится в соответствии с очередностью, формируемой по дате подачи соответствующего заявления. Обеспечение Бяшимова Н.В. жилым помещением вне очереди нарушит права иных граждан, стоящих в очереди на получение жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Бяшимов Н.В. возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения. Указывал, что своего жилья у него нет.
Представители ответчика - Администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области и третьего лица - Министерства строительства Самарской области в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, уважительность причин неявки судебной коллегии не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства дела и (или) о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявляли.
В силу ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В заключении по делу прокурор Золина Т.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В статье 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01 января 2013 года признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При этом указанным Федеральным законом Жилищный кодекс РФ дополнен статьей 109.1, из которой следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Редакция указанной нормы, введенная в действие с 01 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Законом Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В силу ч. 5 ст. 2 вышеуказанного Закона Самарской области, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодно для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии со ст. 3 вышеуказанного Закона Самарской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Из материалов дела следует, что Бяшимов Н.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Его отец – ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ.р., умер ДД.ММ.ГГГГ., мать – ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельствами о смерти (л.д. 25, 26).
Распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района от 07.05.2013 № Бяшимов Н.В. включен в список детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (л.д. 7).
24.06.2014 г. Бяшимов Н.В. окончил образовательное учреждение, что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании (л.д. 6).
По данным Управления Росреестра по Самарской области от 22.04.2013 г, от 16.07. 2014 г. и согласно справке Кинель-Черкасского филиала ГУП СО «ЦТИ» от 15.04.2013 №, право собственности на жилое помещение за Бяшимовым Н.В. не зарегистрировано (л.д. 9, 24, 29).
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств тому, что Бяшимов Н.В. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела также следует, что Бяшимов Н.В. включен в список очередников для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Кинель-Черкасский под номером 20 (по состоянию на 01.07.2014 г.).
Несмотря на то, что Бяшимов Н.В. имеет право на незамедлительное обеспечение со стороны Администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, что ответчиком по существу не оспаривается, ответчик свою обязанность по предоставлению такого жилого помещения не исполнил, в связи с чем, Бяшимов Н.В. обратилась к прокурору Кинель-Черкасского района с просьбой о защите жилищных прав.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Бяшимов Н.В. закрепленного жилого помещения не имеет, ее право на предоставление жилого помещения не реализовано, он по вопросу обеспечения ее жилым помещением по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обратилась до достижения возраста 23 лет.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше правовых норм, вывод суда об обязании Администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Бяшимову Н.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, является правильным.
Ссылка в жалобе на то, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых бюджету субвенций из федерального и областного бюджетов, судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, и предоставление Бяшимову Н.В. жилого помещения, поскольку законом не ставится в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у органов местного самоуправления.
Доводы жалобы о том, что предоставление Бяшимову Н.В. вне очереди жилого помещения нарушит права иных граждан, стоящих в очереди на получение жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда, судебная коллегия признает несостоятельными.
Из содержания приведенных правовых норм, следует, что основаниями и условиями предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений названной категории лиц относится, в частности, отсутствие закрепленного помещения на основании договора социального найма или на праве собственности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, а также окончание срока пребывания в образовательном учреждении.
При этом приведенные нормы не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указание на то, что формирование списка осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Законодательство не ставит право на предоставление жилья отдельных категорий граждан в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список иных граждан, имеющих право на получение жилого помещения, в том числе вне очереди. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения, а не в порядке какой-либо очередности.
Поскольку все обстоятельства, на которые ссылается заявитель жалобы, проверялись судом первой инстанции, они учтены при постановке решения, то они не могут служить основанием к его отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 19 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: