Р Е Ш Е Н И Е 2а-2386/2018
Именем Российской Федерации
02 апреля 2018 года г.Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга
в составе председательствующего судьи – Месяца О.К.,
при секретаре Менжинской О.В.,
с участием представителя административного истца Молчановой К.В., Карабановой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Статус» к прокуратуре города Оренбурга о признании незаконным предостережения выданного прокурором города Оренбурга,
У С Т А Н О В И Л :
ООО «Статус» (административный истец) обратился в суд указав, что 26 февраля 2018 года генеральным директором ООО «Статус» - ... по почте было получено предостережение ... от 23.02.2018г. о недопустимости нарушения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, градостроительного и земельного законодательства в связи со сносом здания детского санатория, расположенного по адресу: ...
В предостережении указано, что земельные участки с кадастровыми номерами ... и здание детского санатория расположены в зоне природного охраняемого ландшафта памятника культурного наследия «Здание гауптвахты, сер. XIX века», границы которой и режимы использования которой установлены постановлением Правительства Оренбургской области №6-п от 14.01.2014г. (далее – постановление Правительства). В частности, пунктом 20 приложения №3 в зоне охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия «Здание гауптвахты, сер. XIX в.» запрещается: нарушение ценных элементов среды при любых видах деятельности; изменение ландшафта, объектов озеленения, благоустройства и застройки, не связанное с восстановлением нарушенных природных сообществ или реставраций историко-культурных объектов; нарушение режима хозяйственной деятельности и природопользования в водоохраной зоне реки Урала.
Прокурор указывает, что элементом ценной среды согласно историко- культурному опорному плану является здание обкомовской дачи - ценная застройка советского периода, поэтому в случае полного сноса здания детского санатория будут нарушены законные права и интересы государства на соблюдение и использование режима использования земель в зоне природного охраняемого ландшафта памятника культурного наследия «Здание гауптвахты, сер. XIX века», а действия по демонтажу здания и повреждение зеленых насаждений имеют признаки административного нарушения, предусмотренного нормой ч.1 статьи 7.13 Кодекса об административном правонарушении - нарушение требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории).
Как полагает истец, тот факт, что здание находится на территории зоны природного охраняемого ландшафта объекта культурного наследия «Здание гауптвахты, сер. XIX в.» не означает, что оно представляет ценность и подлежит охране.
Из перечисленных прокурором положений п. 20 приложения №3 к постановлению Правительства, ООО «Статус» ни один запрет не нарушило, так как здание не является ценным элементом среды.
Здание является рукотворным объектом, который не обладает свойствами природного объекта, поэтому не является элементом природной среды ввиду чего снос этого здания не может принести ущерб окружающей среде, в том числе природному ландшафту.
Кроме того, регламентом использования ЗОПЛ объекта культурного наследия Гауптвахта, середина 19 века, утвержденным постановлением №6-п от 14.01.2014г., снос строений не запрещен.
Здание не является памятником культуры, в том числе вновь выявленным памятником культуры: его ценность или уникальность не признана в законом установленном порядке.
Согласно акту технического обследования от 15.01.2018г здание находилось в аварийном состоянии (процент износа 76%).
20 февраля 2018г в здании произошло обрушение перекрытия, в связи с чем собственником было принято решение о его немедленном сносе. В настоящее время здание наполовину разрушено, его состояние однозначно влечет угрозу жизни любому, проникшему в него лицу.
Истец просил суд признать недействительным предостережение от 23.02.2018г., выданное прокурором Оренбурга - ...
Признать здание, находящееся по адресу: ..., подлежащим незамедлительному сносу.
Определением суда от 03 марта 2018 года отказано в принятии административного искового заявления ООО «Статус» к прокуратуре города Оренбурга в части требований о признании здания подлежащим немедленному сносу.
В судебном заседании представители административного истца, действующие на основании доверенности Молчанова К.В., Карабанова Г.Н. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика – прокуратуры города Оренбурга в судебное заседание не явился, был извещен судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд с учетом мнения представителя истца, руководствуясь п.6 ст.226 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Заслушав доводы представителей истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным необходимо наличие совокупности двух обстоятельств в виде незаконного характера действий и прямого нарушения либо угрозы возникновения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что прокуратурой города Оренбурга проведена проверка соблюдения ООО «Статус» законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, градостроительства и земельного законодательства.
В ходе проверки установлено, что 22.02.2018г. ООО «Статус» с привлечением подрядной организации осуществлен частичный снос здания бывшего детского санатория, расположенного по адресу ... Повреждение здания детского санатория зафиксировано сотрудниками Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области, департаментом строительства и земельных отношений администрации города Оренбурга. Снос здания осуществлен на 50%.
23.02.2018г прокурором города Оренбурга ... вынесено предостережение генеральному директору ООО «Статус» - ... о недопустимости нарушений требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, градостроительного и земельного законодательства.
В предостережении указано, что земельные участки с кадастровыми номерами ... и здание детского санатория расположены в зоне природного охраняемого ландшафта памятника культурного наследия «Здание гауптвахты, сер. XIX века», границы которой и режимы использования которой установлены постановлением Правительства Оренбургской области №6-п от 14.01.2014г. В частности, пунктом 20 приложения №3 в зоне охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия «Здание гауптвахты, сер. XIX в.» запрещается: нарушение ценных элементов среды при любых видах деятельности; изменение ландшафта, объектов озеленения, благоустройства и застройки, не связанное с восстановлением нарушенных природных сообществ или реставраций историко-культурных объектов; нарушение режима хозяйственной деятельности и природопользования в водоохраной зоне реки Урала.
При этом действия по демонтажу здания квалифицированы прокурором как действия, подпадающие под ч.1 статьи 7.13 Кодекса об административном правонарушении - нарушение требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории) и ч. 1 ст. 330 Уголовного кодекса РФ - самоуправство, на основании положений пункта 20 приложения №3 постановления Правительства Оренбургской области №6-п от 14.01.2014г.
Согласно ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Технический регламент от 30.12.2009 № 384-Ф3 о безопасности зданий и сооружений дает основные понятия и термины, в частности, жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ под термином строительство подразумевается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) подразумевается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
Согласно п.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления…
В соответствии со ст. 37 Технического регламента от 30.12.2009 № 384-Ф3 о безопасности зданий и сооружений при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно п.11 Постановления Правительства № 972 от 12.09.2015г «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраняемого природного ландшафта, в том числе единой зоны охраняемого природного ландшафта, устанавливаются с учетом следующих требований:
а) запрещение строительства объектов капитального строительства, ограничение хозяйственной деятельности, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства (за исключением работ по благоустройству территории и размещению малых архитектурных форм);
б) сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта;
в) сохранение сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;
г) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта;
д) иные требования, необходимые для сохранения и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта.
Согласно п.2 ст.2 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002г «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.1 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» под природным ландшафтом понимается - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.
Согласно абз.3 ч.2 ст.34 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002г «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Согласно «Правилам землепользования и застройки Муниципального образования г. Оренбург», утвержденным постановлением Оренбургского городского Совета №557 от 25.12.2012г., под застройкой понимается строительство, реконструкция на земельном участке зданий и сооружений (в том числе на месте сносимых объектов).
Под благоустройством согласно пункту 3.1 СП 82.13330.2016 «Свод правил. Благоустройство территорий», утвержденных приказом Минстроя России от 16.12.2016г №972/пр, понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Кроме того, асфальтовые покрытия, освещение, малые архитектурные формы не относятся к природному охраняемому ландшафту, являются антропогенными, т.е. созданными человеком объектами, являются частной собственностью, расположены на частной территории, недоступной посторонним лицам. Данные объекты не являются предметами охраны культурного наследия.
Таким образом, довод прокуратуры, что снос здания является нарушением режима использования зоны, охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия «Здание гауптвахты, сер. XIX в.», установленной постановлением Правительства Оренбургской области №6-п от 14.01.2014г., являются несостоятельными, поскольку не основаны на нормах закона, подлежащих применению в данной ситуации.
Каких либо доказательств осуществления ООО «Статус» застройки, либо реконструкции ранее существовавшего объекта здания расположенного по адресу: ... со стороны административного ответчика в материалы дела не представлено.
Постановление Правительства №6-п от 14.01.2014г, вопреки доводам прокуратуры, не содержит в своем составе историко-культурный опорный план, ввиду чего ссылка на данный документ является необоснованной. В самом постановлении №6-п от 14.01.2014г здание по адресу: ..., как объект, имеющий историческую или культурную ценность не упоминается.
Тот факт, что здание находится на территории зоны природного охраняемого ландшафта объекта культурного наследия «Здание гауптвахты, сер. XIX в.» не означает, что оно представляет ценность и подлежит охране.
В проекте зон охраны, разработанного ... отмечено, что основным направлением работ в зоне природного охраняемого ландшафта является сохранение и воспроизводство характера исторического ландшафта и сохранение наиболее благоприятных точек визуального обзора на памятник, (раздел 103 проекта). Те же выводы изложены ранее в главе 8 проекта, в которых разработчик проекта подчеркивает, что целью установления зоны охраняемого природного ландшафта является сохранение природного ландшафта, исторической и культурной значимости пейзажа и ландшафта, а не объектов, расположенных на нем.
Для приобретения знанием статуса охраняемого государством объекта оно должно быть признан таковым опубликованным для всеобщего сведения актом государственного органа с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом №73-Ф3 от 25.06.2002 №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия".
Здание обкомовской дачи является антропогенным объектом, который не обладает свойствами природного объекта, а следовательно не является элементом природной среды, ввиду чего снос этого здания не может принести ущерб окружающей среде, в том числе природному ландшафту.
Регламентом использования зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия «Гауптвахта, середина 19 века», утвержденным постановлением №6-п от 14.01.2014г., снос строений не запрещен.
Земельный участок и здание расположенное по адресу: ..., согласно выписки из ЕГРП с 2014 года находится в частной собственности. Согласно акту технического обследования от 15.01.2018г здание находилось в аварийном состоянии (процент износа 76%). Учитывая его техническое состояние, для целей устранения угрозы безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, собственник вправе самостоятельно принимать решение его сносе, либо реконструкции с получением в установленном порядке соответствующего разрешения.
Оспариваемое предостережение прокурора создает препятствие к осуществлению ООО «Статус» хозяйственной деятельности. Неисполнение предостережения может повлечь привлечение административного истца к соответствующим видам ответственности. При таких основаниях оспариваемое предостережение прокурора не основанное на нормах земельного, градостроительного законодательства, а так же законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, не может быть признанно законным, отвечающим целям установленным положениям ст.22 Федерального закона РФ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Статус» к прокуратуре города Оренбурга – удовлетворить.
Признать незаконным предостережение № 07-03-2018 от 23.02.2018г, выданное прокурором города Оренбурга ...
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись О.К.Месяц
В соответствии со ст. 180 КАС РФ мотивированное решение по делу составлено 06.04.2018 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 07.05.2018 года.
Судья: подпись О.К.Месяц