Судья Солдатов М.О. Дело №33а-2279/2017
Докладчик Назаркина И.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Екония Г.К.,
судей Михеева О.С. и Назаркиной И.П.,
при секретаре Ивашкиной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 ноября 2017 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 6 сентября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Назаркиной И.П., судебная коллегия
установила:
Кочкуров С.А. обратился в Лямбирский районный суд Республики Мордовия с административным иском об оспаривании решений администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, содержащихся в письмах от 13 июня 2017 г. №687 и №688.
В обоснование иска указал, что он обратился в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлениями о предварительном согласовании предоставления двух земельных участков площадью 1300 кв.м по прилагаемым схемам, расположенных в кадастровом квартале <данные изъяты> д. <данные изъяты>, из земель населённых пунктов для ведения личного подсобного хозяйства. Ответами администрации от 13 июня 2017 г. №687 и №688 ему отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков со ссылкой на то, что согласно генеральному плану Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия испрашиваемые земельные участки расположены в зоне открытых природных пространств ОТ 1, не предполагающей ведение личного подсобного хозяйства, а также на то, что один из испрашиваемых земельных участков входит в охранную зону водных объектов.
Кочкуров С.А. считает указанные отказы администрации муниципального района незаконными, поскольку кадастровый план территории не исключает образование земельных участков для личного подсобного хозяйства, формируемые земельные участки входят в состав земель населённых пунктов и органом местного самоуправления не установлено зон, ограничивающих использование земельного участка для личного подсобного хозяйства. Кроме этого один из испрашиваемых земельных участков располагается за береговой линией, что не противоречит положениям статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации.
По данным основаниям просил признать отказы администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в предварительном согласовании предоставления земельных участков площадью 1300 кв.м по прилагаемым схемам, месторасположение: <данные изъяты>, кадастровый квартал:<данные изъяты> из земель населённых пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, содержащихся в письмах от 13 июня 2017 г. за №687, №688 незаконными и обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия провести процедуру согласования схем расположения земельных участков (л.д. 1-2).
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 6 сентября 2017 г. административный иск Кочкурова С.А. удовлетворён. Признан незаконным отказ администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия №687 и №688 от 13 июня 2017 г. в предварительном согласовании предоставления Кочкурову С.А. земельных участков площадью 1300 кв.м каждый, расположенных по адресу: <данные изъяты>. На администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность рассмотреть заявления Кочкурова С.А. о предварительном согласовании предоставления двух вышеуказанных земельных участков (л.д. 51-55).
Администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия подала апелляционную жалобу на решение суда, приведя доводы о том, что оспариваемые Кочкуровым С.А. отказы в предварительном согласовании предоставления земельных участков являются законными, поскольку в соответствии с правилами землепользования и застройки в Берсеневском сельском поселении Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, утверждёнными решением Совета депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 16 января 2012 г. №20, испрашиваемые административным истцом земельные участки располагаются в территориальной зоне открытых природных пространств (ОТ1), градостроительный регламент которой не предусматривает в качестве основного, вспомогательного или условно разрешённого вида использования использование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Просила отменить решение суда первой инстанции и принять новое об отказе в удовлетворении административного иска Кочкурова С.А.
В судебное заседание административный истец Кочкуров С.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, и отложить разбирательство дела суд не просил.
Препятствий к рассмотрению дела не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного истца.
В судебном заседании представитель административного ответчика Казакова Г.Р. поддержала доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Решетникова Ю.К. относительно апелляционной жалобы возразила, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, 25 мая 2017 г. Кочкуров С.А. подал в МБУ Лямбирского муниципального района Республики Мордовия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Лямбирского муниципального района» два заявления о предварительном согласовании предоставления в аренду для целей ведения личного подсобного хозяйства земельных участков площадью 1300 кв.м, расположенных по адресу: <данные изъяты>, в кадастровом квартале <данные изъяты>, приложив к заявлениям схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (л.д. 25, 27,10, оборотная сторона л.д. 30, л.д. 32, 11).
Письмами главы Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 13 июня 2017 г. №687 и №688 Давыдова Ш.Ф. Кочкурову С.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков. Отказ мотивирован тем, что согласно генеральному плану и правилам землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения, испрашиваемые земельные участки расположены в зоне открытых природных пространств ОТ 1, основным видом разрешённого использования которой являются: самодеятельная рекреация без специального обустройства (массовые игры, пешие, лыжные и велосипедные прогулки). Указанный Кочкуровым С.А. в обращении вид разрешённого использования испрашиваемых земельных участков (для ведения личного подсобного хозяйства) в правилах землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения в данной зоне отсутствует.
Кроме этого, в качестве дополнительного основания для отказа в предварительном согласовании предоставления одного из земельных участков, обозначенного на схеме расположения на кадастровом плане территории характерными точками н1, н6, н 5, н4, н3, н2 (л.д. 10,32) указано на то, что испрашиваемый участок входит в охранную зону водного объекта (л.д. 29).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Кодекса (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункты, 4,5,6.7).По смыслу вышеприведённой нормы и статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случая, когда по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили.
В соответствии с пунктами 7 и 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не представлено доказательств в подтверждение того, что испрашиваемый земельный участок входит в охранную зону водных объектов; в нарушение требований пункта 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации оспариваемые административным истцом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков не содержат прямого указания на отказ в утверждении схемы расположения земельных участков, пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит такого основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка как нахождение земельного участка согласно генеральному плану и правилам землепользования и застройки поседения в зоне, не предусматривающей использование земельного участка в целях, указанных в заявлении о его предоставлении.
Вывод суда о бездоказательности утверждения административного ответчика о том, что земельный участок, обозначенный на схеме расположения на кадастровом плане территории характерными точками н1, н6, н 5, н4, н3, н2 (л.д. 10,32) указано на то, что испрашиваемый участок входит в охранную зону водного объекта, основан на материалах дела и является правильным.
Согласно информации, представленной 16 ноября 2017 г. на запрос суда апелляционной инстанции, отделом водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Республике Мордовия длина ручья без названия, протекающего в с. Русская Свербейка Лямбирского района Республика Мордовия составляет около 6 км (л.д.217).
Пунктом 6 статьи 6, пунктом 5 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьёв, протяжённость которых от истока до устья не более, чем десять километров, береговая полоса которых составляет пять метров.
Для реки, ручья протяжённостью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохраной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
В соответствии с пунктом 5 (1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. №17, границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственных кадастр недвижимости.
Согласно информации, представленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия 7 ноября 2017 г. на запрос суда апелляционной инстанции, сведения о зоне с особыми условиями территории водного объекта – ручья без названия, протекающего в с. Русская Свербейка Лямбирского района Республики Мордовия, в порядке, установленном пунктом 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в орган регистрации прав не поступали; испрашиваемые земельные участки расположены на расстоянии 18 м и 20 м от границ водного объекта (л.д. 191-198).
Таким образом указанное административным ответчиком в качестве основания для отказа в предварительном согласовании земельного участка, обозначенного на схеме расположения на кадастровом плане территории характерными точками н1, н6, н 5, н4, н3, н2 (л.д. 10,32) – вхождение земельного участка в охранную зону водного объекта нельзя признать законным.
Вывод суда о несоответствии оспариваемых решений администрации муниципального района об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков требованиям пункта 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации также основан на правильном применении закона, поскольку оспариваемые отказы, изложенные в письмах главы администрации муниципального района от 13 июня 2017 г. №687 и №688, действительно не содержат указания на отказ в утверждении схем расположения земельных участков, приложенных к заявлениям Кочкурова С.А. о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконными оспариваемые решения об отказе в предварительном согласовании земельных участков и в целях устранения допущенных нарушений возложил на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявления Кочкурова С.А. о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Вместе с тем, нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит такого основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка как нахождение земельного участка согласно генеральному плану и правилам землепользования и застройки поселения в зоне, не предусматривающей использование земельного участка в целях, указанных в заявлении о его предоставлении.
Согласно статье 51.2 Правил землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, утверждённых решением Совета депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 16 января 2012 г. №20 (в редакции, действовавшей на дату обращения Кочкурова С.А. в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлениями о предварительном согласовании земельных участков и на дату рассмотрения этих заявлений администрацией муниципального района), для территориальной зоны ОТ1 – открытые природные пространства установлен градостроительный регламент, не предусматривающий в качестве основного, вспомогательного либо условно разрешённого вида использования земельных участков использование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Зона включает не занятые застройкой или неудобные для застройки и сельскохозяйственной деятельности территории, в том числе овраги, приречные территории, которые могут использоваться для самодеятельного отдыха (пикники, пешие, велосипедные и лыжные прогулки). Основные виды разрешённого использования – самодеятельная рекреация без специального обустройства (массовые игры, пешие, лыжные и велосипедные прогулки). Вспомогательные виды разрешённого использования – в прибрежной полосе обустройство пляжей с оборудованием туалетов и кабин для переодевания. Условно разрешённые виды пользования – специально оборудованные места для проведения массовых пикников.
Порядок предоставления земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для целей ведения личного подсобного хозяйства, предусматривает, что образование и предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии с документами территориального планирования, градостроительного зонирования, документацией по планировке территории (пункт 1 статьи 11.3, пункт 1 статьи 11.9, пункт 2, подпункт 4 пункта 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В подпункте 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утверждённому проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
С учётом приведённых правовых норм орган местного самоуправления вправе отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если вид использования земельного участка, испрашиваемого заявителем, не соответствует утверждённому проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории. Данное требование закона обусловлено тем, что для каждой территориальной зоны устанавливается градостроительный регламент (виды разрешённого использования земельных участков, входящих в состав зоны). Единообразное использование земельных участков в границах территориальной зоны обеспечивает устойчивое развитие территории и возможность градостроительного планирования.
Право граждан на получение в аренду земельных участков для личного подсобного хозяйства и корреспондирующая ему обязанность органов местного самоуправления предоставить такой земельный участок не являются безусловными и реализуются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно пунктам 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, и неправильное применение норм материального права является основанием для изменения решения суда в апелляционном порядке.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что нахождение испрашиваемых земельных участков в границах зоны открытых природных пространств (ОТ1), не предполагающей ведение личного подсобного хозяйства, является законным основанием для отказа административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельных участков заслуживают внимания и решение суда подлежит изменению путём исключения из его мотивировочной части вывода суда о том, что пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит такого основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка как нахождение земельного участка согласно генеральному плану и правилам землепользования и застройки поселения в зоне, не предусматривающей использование земельного участка в целях, указанных в заявлении о его предоставлении.
В остальной части решение суда является законным и подлежит оставлению без изменения.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 6 сентября 2017 г. изменить, исключив из его мотивировочной части вывод суда о том, что пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит такого основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка как нахождение земельного участка согласно генеральному плану и правилам землепользования и застройки поселения в зоне, не предусматривающей использование земельного участка в целях, указанных в заявлении о его предоставлении.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Г.К. Екония
судьи О.С. Михеев
И.П. Назаркина