Дело № 2а-766/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 марта 2018 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сумачакова И.Н.,
при секретаре Яндиковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому требованию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа № 5 г. Горно-Алтайска» к главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Лыковой В.А., Государственной инспекции труда в Республике Алтай о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
МБОУ «Начальная школа № 5 г. Горно-Алтайска» обратилось в суд с административными исками к главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Лыковой В.А. о признании незаконным предписания № от 15 января 2018 года. Административные исковые требования мотивированы тем, что предписанием главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Лыковой В.А. от 15 января 2018 года возложена обязанность на МБОУ «Начальная школа № 5 г. Горно-Алтайска» принять меры к устранению нарушений трудового законодательства, а именно произвести Зиновьевой Н.Л. стимулирующие выплаты за работу с 01 июля по 31 декабря 2016 года в срок до 29 января 2018 года. За задержку выплаты сумм, причитающихся Зиновьевой Н.Л., выплатить их с уплатой процентов в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, в срок до 29 января 2018 года. Внеплановая документарная проверка проведена на основании обращения <данные изъяты> Зиновьевой Н.Л. о нарушении ее трудовых прав в части неполной выплаты стимулирующих выплат в период с 01 июля по 31 декабря 2016 года. Зиновьевой Н.Л. перед уходом в отпуск по беременности и родам был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск с 06 марта 2017 года по 02 мая 2017 года. Отпуск по беременности и родам на 140 календарных дней был предоставлен с 03 мая 2017 года. В обоих случаях в расчет средней заработной платы вошли стимулирующие выплаты работника. С 01 января 2017 года Зиновьевой Н.Л. были установлены стимулирующие выплаты за период ее работы с 01 июля по 31 декабря 2016 года, которым было установлено 40 балов, стоимостью 1 балла 51 рубль. Согласно расчетных листков Зиновьевой Н.Л. в январе 2017 года была выплачена стимулирующая выплата в размере 2 856 руб., в феврале 2017 года была выплачена стимулирующая выплата в размере 2856 руб., в марте 2017 года за 4 рабочих дня выплачена стимулирующая выплата в размере 439,38 руб. Положение о распределении стимулирующей части работников МБОУ «Начальная школа № 5 г. Горно-Алтайска» - это локальный нормативный акт образовательной организации, является приложением к коллективному договору и обязательно к исполнению как работодателя, так и работников. Административным истцом при обращении в суд с настоящим иском понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей, которые он просит взыскать в административных ответчиков.
Определением суда от 24 января 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Зиновьева Н.Л.
Протокольным определением суда от 20 февраля 2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Государственная инспекция труда в Республике Алтай.
Представитель административного истца МБОУ «Начальная школа № 5 г. Горно-Алтайска» Табакаева О.В. в судебном заседании административное исковое требование поддержала в полном объеме и просила его удовлетворить.
Административный ответчик главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Лыкова В.А., представитель Государственной инспекции труда в Республике Алтай, заинтересованное лицо Зиновьева Н.Л. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в Государственную инспекцию труда в Республике Алтай поступило заявление <данные изъяты> МБОУ «Начальная школа № 5 г. Горно-Алтайска» Зиновьевой Н.Л. о нарушении ее трудовых прав в части неоплаты стимулирующих выплат.
По результатам проведенной проверки главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Лыковой В.А. директору МБОУ «Начальная школа № 5 г. Горно-Алтайска» Зарубиной Е.А. предъявлено предписание № от 15 января 2018 года, которым возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: 1) до 29 января 2018 года произвести Зиновьевой Н.Л. стимулирующие выплаты за работу с 01 июля по 31 декабря 2016 года на основании п. 4.2 Положения о распределении стимулирующих выплат работникам МБОУ «Начальная школа № 5 г. Горно-Алтайска»; 2) до 29 января 2018 года за задержку выплат сумм, причитающихся Зиновьевой Н.Л. от работодателя, выплатить их с уплатой процентов в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст. 236 ТК РФ).
Вместе с тем данное предписание государственного инспектора труда суд нельзя признать законным по следующим основаниям.
15 августа 2013 года между работодателем МБОУ «Начальная школа № 5 г. Горно-Алтайска» и работником Зиновьевой Н.Л. был заключен трудовой договор № на исполнение обязанностей <данные изъяты> на время отсутствия основного работника. 17 августа 2015 года Зиновьева Н.Л. была переведена на должность <данные изъяты> на неопределенное время, что подтверждается приказами № от 15.08.2013 г., трудовым договором № от 15.08.2013 г., приказом № от 17.08.2015 г., дополнительным соглашением к трудовому договору от 17.08.2015 г.
Приказом МБОУ «Начальная школа № г. Горно-Алтайска» от 20.01.2017 г. № по результатам заседания экспертной комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда педагогическим работникам школы Зиновьевой Н.Л. установлено 40 баллов для оплаты на 2 полугодие 2016-2017 учебного года.
Согласно ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Пунктом 4.2 Положения о распределении стимулирующих выплат работникам МБОУ «Начальная школа № 5 г. Горно-Алтайска», утвержденного 14 сентября 2015 года, предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера выплачиваются штатным работникам по основной работе по результатам деятельности производства: с 01 января по 31 августа (по результатам с 01 июля по 31 декабря прошлого года), с 01 сентября по 31 декабря (по результатам работы с 01 января по 31 июня текущего года).
Приказом МБОУ «Начальная школа № 5 г. Горно-Алтайска» № от 29.12.2016 г. в подп. 1 п. 1 раздела 1 «Общие положения» Положения о распределении стимулирующих выплат работникам МБОУ «Начальная школа № 5 г. Горно-Алтайска» внесено изменение о том, что доплата в течение учебного года применяется за фактически отработанное время.
Из приказа Росстата от 30.06.2017 г. № 445 «Об утверждении Основных методологических и организационных положений по проведению выборочного обследования рабочей силы» следует, что фактически отработанное время включает: время работы в течение нормального рабочего времени; время, отработанное сверх нормальной продолжительности рабочего времени; время, проведенное на рабочем месте для его обслуживания и подготовки к работе; время простоя на рабочем месте не по вине работника; время, отведенное для коротких перерывов в работе для отдыха. В фактически отработанное время не включается оплаченное, но не отработанное время, например, ежегодный отпуск или время болезни.
Как следует из материалов дела, с 06 марта 2017 года по 02 мая 2017 года Зиновьева Н.Л. находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске, с 03 мая 2017 года по 19 сентября 2017 года Зиновьева Н.Л. находилась в отпуске по беременности и родам, с 20 сентября 2017 года по 13 января 2019 года Зиновьева Н.Л. находится в отпуске по уходе за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
Таким образом, с 06 марта 2017 года по настоящее время Зиновьева Н.Л. находится в оплачиваемых отпусках, поэтому данный период не подлежит включению в фактически отработанное время, о чем указано в названном приказе Росстата от 30.06.2017 г. № 445.
При этом стимулирующая выплата в июле, августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2016 года, в январе, феврале и марте 2017 года, то есть до ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск, Зиновьевой Н.Л. выплачена в полном объеме, что подтверждается расчетными листками и не оспаривалось самой Зиновьевой Н.Л.
Поскольку стимулирующая выплата подлежит оплате только за фактически отработанное время, то право Зиновьевой Н.Л. на получение стимулирующей выплаты на основании п. 4.2 Положения о распределении стимулирующих выплат работникам МБОУ «Начальная школа № 5 г. Горно-Алтайска» за период после 06 марта 2017 года нельзя считать бесспорным.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.
В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.07.1947 г., ратифицированной Россией 11.04.1998 г., инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Как полагает суд, спор между работником и работодателем о распределении стимулирующих выплат в соответствии с Положением о распределении стимулирующих выплат работникам МБОУ «Начальная школа № 5 г. Горно-Алтайска» и выплате компенсации на основании ст. 236 ТК РФ является в силу ст. 381 ТК РФ индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.
При таких обстоятельствах предписание главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Лыковой В.А. № от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным, поскольку оно предъявлено МБОУ «Начальная школа № 5 г. Горно-Алтайска» по вопросам, не относящимся к компетенции государственного инспектора труда, и без учета того, что данная выплата производится за фактически отработанное время.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа № <адрес>» к главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в <адрес> Лыковой В.А., Государственной инспекции труда в <адрес> о признании незаконным предписания удовлетворить.
Признать незаконным предписание главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Лыковой В.А. № от 15 января 2018 года в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа № 5 г. Горно-Алтайска».
Взыскать с Государственной инспекции труда в Республике Алтай в пользу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа № 5 г. Горно-Алтайска» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья И.Н. Сумачаков
Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2018 года