№2-3355/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2019 года г.Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Савиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Левченко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Животкаускене ФИО10 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №7 по г.Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж и назначении пенсии по старости,
Установил:
Животкаускене С.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №18 по г.Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж и назначении пенсии по старости с 19 февраля 2019 года.
В обоснование своих требований указала, что 19.02.2019 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 20 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ, однако Решением комиссии ГУ УПФ РФ №18 по г. Москве и Московской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 20.03.2019г. в назначении пенсии по старости было отказано, в связи с отсутствием требуемого льготного стажа.
Считает, что ответчик не правильно произвел подсчет ее специального стажа, в связи с чем принял неправомерное решение об отказе в назначении пенсии.
Просила обязать ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №18 по г. Москве и Московской области включить в ее специальный стаж периоды работы: с 26.04.1995г. по 23.08.1995г. в должности заведующей <данные изъяты> с 02.10.1996г. по 12.10.1999г. в должности фельдшера <данные изъяты>; с 09.01.2008г. по 28.07.2008г. в должности фельдшера <данные изъяты> с 06.04.2010г. по 18.09.2011г. в должности фельдшера отдела медицинского обеспечения <данные изъяты>; с 01.11.2011г. по 08.06.2013г., с 01.07.2013г., с 22.09.2013г. по 23.09.2013г., с 02.06.2016г. по 28.03.2017г. в должности медицинской сестры процедурной, старшей медсестры, фельдшера отдела медицинского обеспечения <данные изъяты>; курсы повышения квалификации с 01.02.2007г. по 30.03.2007г.; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 19 февраля 2019 года.
Определением суда от 18.07.2019 года в отношении ГУ УПФ РФ №18 по г.Москве и Московской области произведено процессуальное правопреемство на ГУ УПФ РФ №7 по г.Москве и Московской области.
В судебное заседание истец Животкаускене С.Н. не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Новак Д.Л., действующий по доверенности в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Камалова И.Э. против исковых требований возражала.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. N 665 досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляется с применением Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Для учета периодов лечебной деятельности, имевших место до 01.01.1992г., а также по выбору застрахованного лица до 01.10.1993г., применяется Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», с 01.01.1992г. по 31.10.1999г. применяется Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с 01.11.1999г. по 31.12.2001г. применяется Постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Как усматривается из материалов дела, Животкаускене С.Н. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 20.03.2019 года в назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа 30 лет. В бесспорном порядке в специальный стаж истицы включено 23 года 01 месяц 03 дня.
При этом пенсионным органом в специальный стаж истицы не были включены периоды работы:
- с 26.04.1995г. по 23.08.1995г. в должности заведующей <данные изъяты> так как отсутствуют документы, подтверждающие занятие врачебной деятельностью, в соответствии с п. 6 Правил наименование структурного подразделения «фельдшерский пункт» Списком не предусмотрено;
- с 02.10.1996г. по 12.10.1999г. в должности фельдшера <данные изъяты> так как наименование предприятие не предусмотрено Списками должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, с учетом которых досрочно назначаются пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 20 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
- с 09.01.2008г. по 28.07.2008г. в должности фельдшера <данные изъяты>, т.к.наименование организации не предусмотрено Списками должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, с учетом которых досрочно назначаются пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 20 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
- с 06.04.2010г. по 18.09.2011г. в должности фельдшера отдела медицинского обеспечения <данные изъяты> так как наименование организаций не предусмотрено Списками должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, с учетом которых досрочно назначаются пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 20 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
- с 01.11.2011г. по 08.06.2013г., с 01.07.2013г., с 22.09.2013г. по 23.09.2013г., с 02.06.2016г. по 28.03.2017г. в должности медицинской сестры процедурной, старшей медсестры, фельдшера отдела медицинского обеспечения <данные изъяты>, так как наименование организаций не предусмотрено Списками должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, с учетом которых досрочно назначаются пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 20 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; наименование структурного подразделения «отдел медицинского обеспечения» не предусмотрено п.6 Правил (Список №781);
- с 01.02.2007г. по 30.03.2007г. - курсы повышения квалификации.
Как усматривается из трудовой книжки истицы, с 26.04.1995г. по 23.08.1995г. Животкаускене С.Н. работала в должности заведующей <данные изъяты>, период работы и занимаемая должность сторонами не оспаривались, подтверждены записями трудовой книжки и сведениями, представленными в пенсионное дело.
Разрешая спор в части включения в специальный стаж спорного периода работы в должности, заведующей <данные изъяты>, суд исходит из следующего.
Согласно пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта первого статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ при определении стажа на соответствующих видах работ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Таким образом, законодательством предусмотрено включение в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для досрочной пенсии работы в должности фельдшера-заведующего здравпунктом в здравпунктах, не только относящихся к учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями иных организаций.
При разрешении настоящего спора суд исходит из конкретных обстоятельств и представленных доказательств, свидетельствующих о том, что осуществляемая истцом деятельность оказывалась на базе <данные изъяты>
Разрешая требования о включении в специальный стаж периода работы с 02.10.1996г. по 12.10.1999г. в должности фельдшера <данные изъяты>, суд исходит из следующего.
Согласно акту документальной проверки сведений о страховом стаже, находящимся в пенсионном деле истца, имеются сведения о переименовании организации с 1999 года по настоящее время.
С 1993 года - муниципальное медицинское предприятие «Загорянская больница, на основании Постановления Главы Администрации Щелковского района от 26.11.1993 г № 1698. В связи с допущенной ошибкой в указанном постановлении слово «предприятие» заменено на слово «учреждение». В соответствии с Уставом целью данного учреждения является обеспечение населения лечебно-профилактической помощью.
Изменение наименования учреждения, его организационно-правовой формы не влияли на характер работы и трудовые функции истца, которые остались неизменными.
На основании изложенного, суд приходит выводу об удовлетворении исковых требований Животкаускене С.Н. в части включения в специальный стаж периода работы с 02.10.1996г. по 12.10.1999г. в должности фельдшера амбулаторного объединения в Муниципальном медицинском предприятии «Загорянская больница», поскольку она в спорный период работала фельдшером в течение полного рабочего дня в режиме полной рабочей недели на полной ставке, при этом учреждение, в котором истец работала, оказывало многопрофильную медицинскую помощь населению, имело и имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Разрешая требования о включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов работы истицы с 09.01.2008г. по 28.07.2008г. в должности фельдшера <данные изъяты>; с 06.04.2010г. по 18.09.2011г. в должности фельдшера отдела медицинского обеспечения <данные изъяты>; с 01.11.2011г. по 08.06.2013г., с 01.07.2013г., с 22.09.2013г. по 23.09.2013г., с 02.06.2016г. по 28.03.2017г. в должности медицинской сестры процедурной, старшей медсестры, фельдшера отдела медицинского обеспечения <данные изъяты> суд исходит из следующего.
В разделе «наименование учреждений» списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены учреждения социального обслуживания: дом-интернат для престарелых и инвалидов и специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов (п. 31), в разделе «наименование должностей» предусмотрены должности медицинской сестры, патронажной медицинской сестры.
В соответствии с Положением о доме-интернате для престарелых и инвалидов, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. N 145, дом-интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.
Из Устава <данные изъяты> следует, что государственное учреждение <данные изъяты> является некоммерческой организацией социального обслуживания, предназначенным для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов (1 и 2 групп старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе и наблюдении. Целью деятельности является создание для них наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера.
С учетом изложенного, <данные изъяты> следует отнести к специальному дому-интернату для престарелых и инвалидов, предусмотренному Списками.
Из Устава <данные изъяты> усматривается, что учреждение является некоммерческой организацией, одной из целью учреждения является организовывать медико-санитарное обеспечение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии и размещенных в Учреждении, в том числе оказывает амбулаторную первичную медико-санитарную помощь, в порядке, установленном ФМС России по согласованию с Минздравсоцразвития России.
Согласно лицензии от 26.02.2015г. <данные изъяты> имеет право на осуществление медицинской деятельности.
Судом установлено, что характер работы истицы в должности фельдшера <данные изъяты> в должности фельдшера отдела медицинского обеспечения <данные изъяты> в должности медицинской сестры процедурной, старшей медсестры, фельдшера отдела медицинского обеспечения <данные изъяты>» подтверждается должностными инструкциями, представленными в материалы дела.
При таких обстоятельствах, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о включении в специальный стаж ее лечебной деятельности, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы истца с 26.04.1995г. по 23.08.1995г. в должности заведующей <данные изъяты>; с 02.10.1996г. по 12.10.1999г. в должности фельдшера <данные изъяты>; с 09.01.2008г. по 28.07.2008г. в должности фельдшера <данные изъяты>; с 06.04.2010г. по 18.09.2011г. в должности фельдшера отдела медицинского обеспечения <данные изъяты>; с 01.11.2011г. по 08.06.2013г., с 01.07.2013г., с 22.09.2013г. по 23.09.2013г., с 02.06.2016г. по 28.03.2017г. в должности медицинской сестры процедурной, старшей медсестры, фельдшера отдела медицинского обеспечения <данные изъяты>
В спорный период Животкаускене С.Н. направлялась на курсы повышения квалификации с 01.02.2007г. по 30.03.2007г. Ответчик также возражает против включения данного периода в льготный стаж истицы.
Между тем, с учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом включения спорных периодов работы в специальный стаж (суммарно 7 лет 11 месяцев 20 дней) Животкаускене С.Н. на день обращения в пенсионный орган выработала необходимый стаж лечебной деятельности, превышающий 30 лет (23 года 01 месяц 03 дня + 7 лет 11 месяцев 20 дней), в связи с чем пенсия ей подлежит назначению с 19.02.2019 года.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск Животкаускене ФИО11 удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №7 по г.Москве и Московской области включить в специальный стаж Животкаускене ФИО12 периоды работы: с 26.04.1995г. по 23.08.1995г. в должности заведующей <данные изъяты>; с 02.10.1996г. по 12.10.1999г. в должности фельдшера <данные изъяты>; с 09.01.2008г. по 28.07.2008г. в должности фельдшера <данные изъяты>; с 06.04.2010г. по 18.09.2011г. в должности фельдшера отдела медицинского обеспечения <данные изъяты>; с 01.11.2011г. по 08.06.2013г., с 01.07.2013г., с 22.09.2013г. по 23.09.2013г., с 02.06.2016г. по 28.03.2017г. в должности медицинской сестры процедурной, старшей медсестры, фельдшера отдела медицинского обеспечения <данные изъяты>; курсы повышения квалификации с 01.02.2007г. по 30.03.2007г.
Назначить Животкаускене ФИО13 досрочную страховую пенсию по старости с 19 февраля 2019 года.
На решение суда в апелляционном порядке может быть подана жалоба в Московский областной суд через Щелковский суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В.Савина