РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2020 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Синицыной М.П.
при секретаре Бабкиной С.А.,
с участием истца Померанцевой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2731/2020 (УИД 38RS0003-01-2020-003136-25) по иску Померанцевой Галины Николаевны к Померанцеву Евгению Владимировичу, Померанцеву Александру Владимировичу, КУМИ администрации города Братска о включении земельного участка в состав наследственного имущества, признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец Померанцева Г.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчикам Померанцеву Е.В., Померанцеву А.В., КУМИ администрации г. Братска, в котором просит включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти Померанцева Владимира Михайловича, умершего 29.01.2020 года, земельный участок общей площадью 602 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, признании за ней в порядке наследования право собственности на указанный земельный участок.
В обоснование иска указала, что 06 декабря 2019 года Администрацией МО г. Братска вынесено Постановление № 2390 о предоставлении ее мужу Померанцеву В.М. в собственность бесплатно земельного участка для ведения садоводства общей площадью 602 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Однако, не успев завершить процедуру оформления земельного участка в собственность, 29 января 2020 года Померанцев Владимир Михайлович, ДД.ММ.ГГГГ рождения, умер. В установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства она обратилась с соответствующим заявлением к нотариусу Братского нотариального округа Иркутской области Титовой М.В. 30 июля 2020 года нотариусом Братского нотариального округа Иркутской области Титовой М.В. на ее имя выданы свидетельства о праве на наследство по закону. Однако на вышеуказанный земельный участок вступить в права наследования во внесудебном порядке не представилось возможным по причине отсутствия документов, подтверждающих принадлежность наследодателю этого имущества на праве собственности на день открытия наследства.
В судебном заседании истец Померанцева Г.Н. исковые требования поддержала, суду дала пояснения по доводам, изложенным в иске. Настаивала на удовлетворении требований.
Ответчики Померанцев Е.В., Померанцев А.В., представитель КУМИ администрации г. Братска в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания извещенные надлежащим образом, просили дело рассмотреть в свое отсутствие, не возражали против удовлетворения иска.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ при наследовании по закону наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу положений ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, которые суд принимает, т.к. они соответствуют требованиям относимости, допустимости, согласуются между собой, содержат обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении данного дела, судом установлено, что умерший 29.01.2020 года Померанцев В.М. являлся мужем истца Померанцевой Г.Н., что подтверждается свидетельством о заключении брака, заключенного 22.02.1979 года между Померанцевым В.М. и Померанцевой (Охонских) Г.Н.. После смерти Померанцева В.М. открылось наследство, в том числе в виде недвижимого имущества - земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 602 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации г. Братска от 06.12.2019 года № 2390 был предоставлен Померанцеву В.М. в собственность бесплатно земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения в соответствии в координатами характерных точек границ территории площадью 602 кв.м. в Иркутской области, г. Братске, <адрес>
Однако в установленном законом порядке право собственности на данный земельный участок не было зарегистрировано за Померанцевым В.М. в связи с его смертью 29.01.2020 года.
Поэтому в настоящее время Померанцева Г.Н. не может оформить свои наследственные права на земельный участок, оставшийся после смерти мужа, в связи с тем, что наследодатель при жизни не успел оформить свое право собственности на указанное имущество.
Из представленного нотариусом Братского нотариального округа Титовой М.В. наследственного дела № 120/2020 от 08.06.2020 года следует, что 08.06.2020 года Померанцева Г.Н. как наследник первой очереди обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти Померанцева В.М., умершего 29.01.2020 года, состоящего из земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 31, 30.07.2020 года нотариусом на имя Померанцевой Г.Н. выданы свидетельства о праве на наследство по закону, состоящее из автомобиля Москвич 214120 и прав на денежные средства по денежным вкладам.
В силу положений ст.ст. 1141 и 1142 ГК РФ наследником первой очереди по закону данного наследственного имущества, оставшегося после смерти Померанцева В.М., в настоящее время является жена умершего наследодателя Померанцева Г.Н., которой 30.07.2020 года выданы свидетельства о праве на наследство по закону, состоящее из автомобиля и прав на денежные средства, и дети Померанцев Е.В., Померанцев А.В., которые не принимали наследство и не обращались к нотариусу за принятием наследства, что подтверждается материалами наследственного дела.
В связи с тем, что право собственности на предоставленный администрацией г. Братска земельный участок не было зарегистрировано за умершим Померанцевым В.М. истец Померанцева Г.Н. не имеет возможности оформить наследственные права в установленном законом порядке.
Совокупностью представленных доказательств судом установлено, что умерший Померанцев В.М. по день смерти пользовался земельным участком, предоставленным ему бесплатно в собственность, как своей собственностью, но не успел оформить в установленном законом порядке право собственности на земельный участок в связи со своей смертью. Доказательств, подтверждающих, что Померанцев В.М. отказался от права собственности на земельный участок, не имеется.
Притязаний со стороны третьих лиц на данное недвижимое имущество в виде земельного участка не имеется. Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества в ЕГРН.
При таких обстоятельствах суд считает возможным включить земельный участок площадью 602 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, приобретенный Померанцевым В.М. безвозмездно для ведения садоводства, в состав наследственного имущества, оставшегося после его смерти.
Как установлено судом, право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> предоставленный ему в собственность Администрацией г. Братска бесплатно, является наследственным имуществом, и поэтому после смерти Померанцева В.М. подлежит переходу по праву наследования по закону его жене Померанцевой Г.Н., которая фактически приняла наследственное имущество после смерти мужа.
При обращении Померанцевой Г.Н. к нотариусу за принятием наследства после смерти мужа ей было отказано во включении земельного участка в наследственную массу в связи с тем, что право собственности на наследственное имущество – земельный участок не зарегистрировано в установленном законом порядке.
В силу положений ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
То обстоятельство, что при жизни наследодатель не зарегистрировал в установленном законом порядке право собственности на земельный участок, не свидетельствует об отсутствии правовых оснований у его наследников для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии завещанием или законом.
Судом установлено, что истец Померанцева Г.Н. своевременно в течение шести месяцев со дня открытия наследства или со дня смерти наследодателя Померанцева В.М. обратилась с заявлением к нотариусу о принятии наследства, оставшегося после смерти мужа.
При таких обстоятельствах суд полагает, что поскольку право собственности на земельный участок, принадлежащий наследодателю Померанцеву В.М., надлежащим образом не было зарегистрировано, то имеются основания для включения земельного участка площадью 602 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в состав наследственного имущества после смерти Померанцева В.М., и признании за истцом в порядке наследования права собственности на данный земельный участок.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Померанцевой Г.Н. о включении в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти Померанцева В.М. земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 602 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и признании права собственности за Померанцевой Г.Н. на указанный участок в порядке наследования по закону после смерти мужа Померанцева В.М..
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Померанцевой Галины Николаевны удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти Померанцева Владимира Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, земельный участок общей площадью 602 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Померанцевой Галиной Николаевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельный участок общей площадью 602 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти Померанцева Владимира Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: М.П. Синицына
Текст мотивированного решения изготовлен 09.11.2020
Судья: М.П. Синицына