дело № (2-459/2023) |
УИД 59RS0№-56 |
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации |
|
17 января 2024 года |
<адрес> края |
Суксунский районный суд <адрес> в составе председательствующего Брагина Ю.В. при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в интересах неопределенного круга потребителей – населения к муниципальному автономному образовательному учреждению «Васькинская основная общеобразовательная школа – детский сад», Управлению образования Администрации Суксунского городского округа <адрес> о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в питьевых и хозяйственно-бытовых целях, выделении денежных средств,
установил:
Центральный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (далее – Управление Роспотребнадзора по <адрес>), действуя в интересах неопределенного круга потребителей – населения, обратился в суд с иском:
- к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Васькинская основная общеобразовательная школа – детский сад», (далее – МАОУ «Васькинская ООШ – ДС» о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в питьевых и хозяйственно-бытовых целях (подземный источник водоснабжения по адресу: <адрес>, д. Васькино, <адрес>) в соответствии с требованиями п. 75 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- к Управлению образования Администрации Суксунского городского округа <адрес> о возложении обязанности по выделению денежных средств муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Васькинская основная общеобразовательная школа – детский сад» для проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано, что в реестре санитарно-эпидемиологических заключений (httr://ff.crc.ru/) у МАОУ «Васькинская ООШ – ДС», имеющего на балансе источник питьевого водоснабжения – скважину № по адресу: <адрес>, д. Васькино, <адрес>, являющийся муниципальной собственностью Суксунского городского округа, закрепленный на праве оперативного управления за МАОУ «Васькинская ООШ – ДС», отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (скважины) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Допущенные МАОУ «Васькинская ООШ – ДС» нарушения санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей влияют на образовательный процесс и санитарно-эпидемиологическое благополучие детей, образовательная услуга оказывается ненадлежащего качества. МАОУ «Васькинская ООШ – ДС» осуществляет образовательную деятельность на основании Устава, утвержденного Приказом Управления образования Администрации Суксунского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, изменением к Уставу на основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. Учредителем школы и его собственником является Суксунский городской округ <адрес>. Функции и полномочия учредителя школы в соответствии с делегированными полномочиями осуществляет Управление образования Администрации Суксунского городского округа <адрес>. Таким образом, осуществление образовательной деятельности МАОУ «Васькинская ООШ – ДС» не освобождает собственника имущества от выполнения обязательств по обеспечению условий для осуществления данным учреждением деятельности по водоснабжению и водоотведению, отвечающей требованиям санитарного законодательства.
Представитель истца ФИО2, представитель ответчика Управления образования Администрации Суксунского городского округа <адрес> – начальник Управления ФИО3, представитель ответчика МАОУ «Васькинская ООШ-ДС» ФИО4, представитель третьего лица Администрации Суксунского городского округа <адрес> ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представитель истца на иске настаивал, остальные лица, участвующие в деле, против удовлетворения иска не возражали.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 12 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее – водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Пунктами 1.1, 1.2 Свода Правил ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - СП ДД.ММ.ГГГГ-20), определено, что СП ДД.ММ.ГГГГ-20 направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом. Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении указанной деятельности являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении указанной деятельности.
Вода, используемая в хозяйственно-питьевых и бытовых целях, должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде (пункты 2.6.1, 2.6.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников. Кроме указанных в части 2 настоящей статьи государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.
На основании абзаца 6 пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» утвержден порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (приложение №), порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений (приложение №), положение о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации (приложение №).
Положение о реестре устанавливает порядок ведения реестра санитарно- эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Реестр ведется в целях информирования потребителей, производителей и поставщиков продукции, работ, услуг, населения о продукции, работах, услугах, проектной документации, прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу в органах и учреждениях, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Информация передается в Реестр в электронном виде не позднее трех дней со дня выдачи санитарно-эпидемиологического заключения.
Судом установлено, что на декабрь 2023 года информация о наличии санитарно-эпидемиологического заключения на использование указанного в исковом заявлении водного объекта (подземный источник водоснабжения по адресу: <адрес>, д. Васькино, <адрес>) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в реестре санитарно-эпидемиологических заключений (httr://ff.crc.ru/) отсутствует (л.д.48об.), что не оспаривается ответчиками.
Использование водного объекта в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам и нормам является нарушением требований санитарного законодательства.
Подземный источник водоснабжения (скважина), расположенный по адресу: <адрес>, д. Васькино, <адрес>, передан МАОУ «Васькинская ООШ – ДС» по договору о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ и акту приема-передачи (приложение к договору) (л.д.56-56об.). Скважина как объект недвижимости не поставлена на кадастровый учет в Единый государственный реестр недвижимости, права на нее в ЕГРН не зарегистрированы. Администрацией Суксунского городского округа начата процедура постановки скважины на кадастровый учет и оформления на нее права муниципальной собственности. МАОУ «Васькинская ООШ – ДС» в настоящий момент является пользователем скважины.
Согласно Уставу, утвержденному приказом Управления образования Администрации Суксунского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, МАОУ « Васькинская ООШ – ДС» оказывает образовательную деятельность. Учредителем школы и ее собственником является Суксунский городской округ <адрес>. Функции и полномочия учредителя школы в соответствии с делегированными полномочиями осуществляет Управление образования Администрации Суксунского городского округа <адрес> (л.д.25об.-35).
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что факт нарушения ответчиками требований санитарного законодательства доказан, использование водного объекта в отсутствие положительного санитарно-эпидемиологического заключения на его использование в питьевых и хозяйственно-бытовых целях противоречит вышеприведенным правовым нормам, может повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие учащихся МАОУ «Васькинская ООШ – ДС», в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Получение санитарно-эпидемиологического заключения истец просит обязать ответчика МАОУ «Васькинская ООШ – ДС» осуществить в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а выделение ответчиком Управлением образования Администрации Суксунского городского округа <адрес> денежных средств МАОУ «Васькинская ООШ – ДС» для проведения мероприятий по устранению указанного нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку выполнение указанных мероприятий сопряжено со значительными временными затратами, суд считает заявленные истцом сроки разумными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в интересах неопределенного круга потребителей – населения к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Васькинская общеобразовательная школа – детский сад», Управлению образования Администрации Суксунского городского округа <адрес> о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в питьевых и хозяйственно-бытовых целях удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Васькинская основная общеобразовательная школа – детский сад» (ОГРН № в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в питьевых и хозяйственно-бытовых целях (подземный источник водоснабжения по адресу: <адрес>, д. Васькино, <адрес>) в соответствии с требованиями п. 75 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а Управление образования Администрации Суксунского городского округа <адрес> (ОГРН 1195958043192) – выделить муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Васькинская основная общеобразовательная школа – детский сад» денежные средства для проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
Ю.В. Брагин |
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ