Дело № 2-1422/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 мая 2018 года г. Хабаровск
Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Карпачевой С.А.,
при секретаре Стрелковой Н.В.,
с участием представителя истца – помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона Лещева С.Е., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
представителя ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ Пуляевской И.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ФГБУ « ЦЖКУ» Бодяк Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Благовещенского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) о признании бездействия, понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор гарнизона Благовещенского гарнизона обратился в суд с исками к МО РФ, ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по установке и вводе в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодной воды и теплоснабжения (тепловой энергии) в многоквартирном доме <адрес>, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ года между Минобороны России и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации № 3-УЖФ/ВВО-1, в соответствии с которым последние приняли на себя обязательства по управлению жилыми домами Минобороны России, в том числе и вышеуказанными жилыми домами. При неисполнении собственниками жилых помещений, обязательств по установке до 01 июля 2012 года общедомовых приборов учета энергоресурсов, управляющая организация обязана организовать установку общедомовых приборов учета энергоресурсов. Проверкой установлено, что ни собственниками жилых помещений, ни управляющей компанией ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России до настоящего времени не принято мер по установке общедомовых (коллективных) приборов учета в указанных жилых домах. Указанное бездействие управляющей организации противоречит требованиям действующего законодательства и нарушают интересы Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также прав граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда. Помимо изложенного, граждане, проживающие в МКД ежемесячно осуществляют оплату коммунальных услуг, в связи с чем, являются потребителями. Размер платы за коммунальные услуги напрямую зависит от наличия общедомовых (коллективных) приборов учета потребляемой воды и тепла.
В судебном заседании представитель истца Лещев С.Е. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд удовлетворить их.
Представитель ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Пуляевской И.М. в судебном заседании требования не признала в полном объеме, просила суд отказать в их удовлетворении, представила в материалы дела письменный отзыв.
Представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Бодяк Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что установка приборов учета является обязанностью собственников помещений многоквартирного дома, кроме того, состояние дома не позволяет установить приборы учета. Установка приборов учета в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № № относится к работам по капитальному ремонту, рассматриваемый дом включен в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту, в том числе с проведением мероприятий по установке общедомовых приборов учета.
Представитель Министерства обороны РФ в суд не прибыл, извещен надлежащим образом, заявлений и ходатайств в судебное заседание не представлено.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Таким образом, обращение прокурора с данным иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, является правом прокурора, соответствует его полномочиям.
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Как установлено ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. При этом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человекам и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительности власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» должностные лица организаций независимо от форм собственности должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации, а также обязаны выполнять договорные обязательства, предусмотренные Государственным контрактом, заключенным на выполнение Государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
В судебном заседании установлено, что <адрес> входит в состав специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, в нем отсутствуют общедомовые приборы учета тепловой энергии, холодного водоснабжения.
На основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ года № №, заключенного между Минобороны РФ и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, на последнее возложена обязанность по осуществлению услуг в вышеуказанных многоквартирных домах по содержанию жилого фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
С целью осуществления такого учета, в силу части 5 названной статьи до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании ч. 1, п. 5 ч.1.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и(или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), в соответствии с пунктом 16 которых надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пп. "и", "к" п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее Правила № 354), также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт "с" пункта 31 Правил № 354).
Из анализа названных правовых норм следует, что при осуществлении управления многоквартирным домом на управляющей организации лежит обязанность по надлежащему содержанию, в том числе установке, ремонту и замене приборов учета в многоквартирном доме и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к осуществлению поставок коммунальных ресурсов.
Суд усматривает нарушение ответчиком, являющимся исполнителем коммунальных услуг МКД, законных прав и интересов потребителей - жителей многоквартирных домов, которым расчет платы за теплоснабжение и холодного водоснабжения производится по нормативам потребления, а не исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, как это предусмотрено пунктом 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.
В соответствии с ч. 5 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 9 данной статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых, имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ, лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Согласно п. 38(1) Правил № 491, счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Таким образом, нормами действующего законодательство предусмотрено, что бремя на оплату расходов на установку общедомового прибора учета несут собственники помещений, а не управляющие компании с последующим возмещением затрат ресурсоснабжающим организациями, с которыми управляющими компаниями были заключены соответствующие договоры на установку общедомовых счетчиков, за счет поступивших на эти цели средств от собственников.
В силу ст. 9 Федерального закона № 261-ФЗ организации осуществляющие снабжение водой, газом, тепловой энергией, электрической энергией обязаны осуществлять деятельность по установке приборов учета используемых ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившемуся к ним лицу в заключении договора по установке общедомовых приборов учета.
Суд считает несостоятельными доводы ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, что в его обязанности не входят работы по установке коллективных приборов учета, которые отнесены к работам по капитальному ремонту и производятся за счет средств фонда капитального ремонта, в связи с тем, что в данном случае ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, являющееся управляющей компанией (исполнителем коммунальных услуг), обязано, представляя интересы собственников перед ресурсоснабжающими организациями в силу ст. 9 Федерального закона № 261-ФЗ организовать работу по заключению договоров на установку общедомовых приборов учета со снабжающими организациями.
В связи с указанными обстоятельствами, требования к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 12 ГК РФ способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такую опасность, так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требованиями действующего законодательства предусмотрена обязанность ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, как управляющей организации, обеспечить их выполнение, однако ответчиком не исполнена, в связи с чем, суд полагает, что требования прокурора в указанной части правомерны, и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России суд считает несостоятельными, поскольку основанием для неисполнения установленных требований в полном объеме, не являются.
Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует определенных финансовых затрат, значительного объема времени, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, приходит к выводу установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, учитывая также, что ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ, о предоставлении отсрочки исполнения решения при наличии доказательств, подтверждающих конкретные обстоятельства невозможности исполнения решения в установленный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Благовещенского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) о признании бездействия, понуждении к совершению определенных действий удовлетворить частично.
Обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» в срок в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку общедомовых коллективных приборов учета холодной воды и теплоснабжения (тепловой энергии) в жилом доме <адрес>, обеспечить ввод указанных приборов в эксплуатацию.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровском краевом суде с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в течение месяца с момента вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья С.А. Карпачева
Мотивированное решение изготовлено судом 11 мая 2018 года.
Судья С.А. Карпачева