Судья Дульцева Ю.А. Дело № 33-237/2017 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 16 января 2017 г. дело по апелляционной жалобе Кислякова В.М. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 октября 2016 г., по которому
отказано Кислякову В.М. в удовлетворении заявленных к МВД по РК исковых требований о признании права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения представителя Кислякова В.М. адвоката Койдана Р.В., объяснения Кисляковой Т.В. и Кисляковой А.В., представителя МВД по Республике Коми Кашкиной Т.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кисляков В.М. предъявил в суде иск к МВД по РК о праве состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет <Дата обезличена>., указывая на неправомерное снятие его ответчиком <Дата обезличена>. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ответчик иск не признал.
Суд принял приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Кисляков В.М., ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
МВД по Республике Коми представило отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
По делу установлено, что Кисляков В.М. с составом семьи, в том числе супруга К.А.В., а также их дети К.Л.В., К.Т.В., К.П.В. в период совместного проживания в <Адрес обезличен> <Дата обезличена> поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как имеющий обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже установленного уровня по месту службы.
Жилое помещение, занимаемое семьей истца, по договору приватизации от <Дата обезличена> <Адрес обезличен> передано в собственность Кислякова В.М., К.А.В., К.П.В. в долях по 1\3 в праве. После смерти К.П.В. собственниками жилого помещения является К.А.В. (2\3 доли в праве) и Кисляков В.М. (1\3 доли в праве). К.Т.В., проживавшая в жилом помещении на момент приватизации, от участия в ней отказалась.
В настоящее время в <Адрес обезличен> зарегистрированы Кисляков В.М., его дочь К.Т.В. и ее несовершеннолетние дети Я.К.В., Я.А.В.
К.А.В. зарегистрирована в принадлежащей ей на основании договора дарения кв.<Адрес обезличен>, общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В настоящее время предоставление сотрудникам органов внутренних дел жилых помещений регулируется специальным законом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующей порядок предоставления жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма, сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 ЖК РФ).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Регистрация К.А.В. в жилом помещении, собственником которого она является на основании договора дарения, исходя из приведенных положений материального права и разъяснений применения закона, не свидетельствует о необоснованности признания К.А.В. при определении обеспеченности истца жилой площадью. Кисляков В.М. на момент принятия комиссией решения о снятии состоял с К.А.В. в зарегистрированном браке, которая являясь собственником обоих жилых помещения самостоятельно определяла порядок пользования ими. При этом между сособственниками жилого помещения, в котором зарегистрирован Кисляков В.М., не установлен особый порядок пользования им.
Приведенные доводы о расторжении брака <Дата обезличена> не могут быть приняты во внимание, поскольку данный факт имел место после принятия ответчиком оспариваемого решения.
При определении нуждаемости истца в обеспечении жилой площадью ответчик не учел несовершеннолетних детей К.Т.В. Суд первой инстанции правомерно в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которому учитывая положения статьи 679 ГК РФ о безусловном праве нанимателя по договору найма и граждан, постоянно с ним проживающих, на вселение в жилое помещение несовершеннолетних детей, а также части 1 статьи 70 ЖК РФ о праве родителей на вселение в жилое помещение своих несовершеннолетних детей без обязательного согласия остальных членов семьи нанимателя по договору социального найма и наймодателя, по аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) с целью обеспечения прав несовершеннолетних детей за членами семьи собственника жилого помещения может быть признано право на вселение своих несовершеннолетних детей в жилое помещение.
Вместе с тем с учетом всех членов семьи Кислякова В.М. и из площади занимаемых семьей жилых помещений исходя из обеспеченности жилой площадью истца больше установленной учетной нормы, оснований для отмены решения о восстановлении истца на учете нуждающихся в получении жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации.
Приведенные в апелляционной жалобе о не правомерности выводов суда при учете в качестве члена семьи истца К.А.В. и жилой площади, собственником которой она является, противоречат фактическим обстоятельствам дела. Указанные обстоятельства проверены судом первой инстанции и оценка данных обстоятельств соответствует требованиям закона.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и обстоятельств, которые не установлены и не оценены судом первой инстанции.
Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кислякова В.М. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: