Судья: Перцева Ю.В. Дело № 33а-1329/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 февраля 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Сказочкина В.Н.,
судей – Вачковой И.Г., Житниковой О.В.,
при секретаре – Ивановой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Завьяловой Л.В. на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 20 ноября 2018 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения представителя ГУ МВД России по Самарской области Ерохиной О.С. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Завьялова Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Самарской области об оспаривании решения, указав в обоснование, что её мать Завьялова К.Р., 1918 года рождения на основании постановления ВЦИК и СНК ССР от 01.02.1930 по политическим мотивам выслана из <адрес> и находилась на спецпоселении в <адрес> в период с 1931 по 1948 годы. Согласно справке о реабилитации от 30.08.1994, Завьялова К.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения реабилитирована. В июне 2018г. Завьялова Л.В., 02.10.1954 года рождения, являющаяся дочерью Завьяловой К.Р., обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче справки о реабилитации, в связи с тем, что родилась по месту высылки матери в вышеуказанном спецпоселении, что подтверждается свидетельством о рождении. Однако ГУ МВД по Самарской области письмом от 26.07.2018 №3/185204855080 отказало Завьяловой Л.В. в реабилитации в связи с тем, что она родилась после снятия матери Завьяловой К.Р. с учета спецпоселения. По мнению административного истца, данный отказ является незаконным, поскольку она родилась в период времени, когда её мать находилась в условиях неполного снятия ограничений для репрессированных лиц, имущество, конфискованное при высылке, ей не возвращено, она не имела возможности возвратиться в место, откуда выслана, вынуждено проживала в спецпоселении. Таким образом, административный истец полагает, что имеет статус репрессированного лица на момент своего рождения, как ребенок, находившийся вместе с репрессированной по политическим мотивам матерью на спецпоселении.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Завьялова Л.В. просила суд признать незаконным решение ГУ МВД России по Самарской области от 26.07.2018 №3/185204855080 об отказе в выдаче ей справки о реабилитации; обязать административного ответчика выдать справку о реабилитации, как лицу, подвергшему политическим репрессиям.
Решением Жигулевского городского суда Самарской области от 20 ноября 2018 года в удовлетворении заявленных требований Завьяловой Л.В. отказано.
В апелляционной жалобе Завьялова Л.В. просит решение отменить, принять по административному делу новое решение об удовлетворении ее требований, указав на обстоятельства, аналогичные указанным в административном исковом заявлении и поддержанные в ходе судебного разбирательства.
В заседании судебной коллегии представитель ГУ МВД России по Самарской области Ерохина О.С. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Завьялова Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует, что 26.06.2018 Завьялова Л.В. обратилась в ГУ МВД России по Самарской области с заявлением о выдаче справки о её реабилитации, как лица, родившегося в семье родителей, репрессированных по политическим мотивам и находящихся на спецпоселении.
Письмом заместителя начальник ГУ МВД России по Самарской области Титовой О.Н. от 26.07.2018 №3/185204855080, Завьяловой Л.В. отказано в выдаче справки о реабилитации, поскольку на дату ее рождения - 02.10.1954, мать Завьялова К.Р. не состояла на учете спецпоселения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение об отказе в выдаче справки о реабилитации принято ГУ МВД России по Самарской области в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, и оснований не согласиться с ними не усматривает.
Политическими репрессиями в силу ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
В соответствии со ст. 1.1 Федерального закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
Согласно статье 3 указанного Закона подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были:
а) осуждены за государственные и иные преступления;
б) подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ - ОГПУ, УНКВД - НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек" и иных органов, осуществлявших судебные функции;
в) подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе, в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод;
г) необоснованно помещены по решениям судов, и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение;
д) необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям;
е) признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.
Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России от 23.11.2011 выдача справок о реабилитации возложена на Министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел РФ по иным субъектам Российской Федерации.
В силу п. 11 Административного регламента непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется ИЦ. При проведении проверки факта применения политической репрессии к конкретному лицу ответственный за предоставление государственной услуги ИЦ, в случае необходимости, вправе запрашивать сведения, архивные документы (в том числе архивные справки, выписки, копии) из территориальных органов МВД России на региональном уровне, органов федеральной службы безопасности, органов прокуратуры и других государственных архивов и иных органов, осуществляющих архивное хранение, а также соответствующих органов государств - бывших союзных республик СССР.
Предоставление государственной услуги осуществляется на основании заявления репрессированного, а равно лица, указанного в пункте 3 Административного регламента, или общественной организации по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя в ИЦ (п. 15 Административного регламента).
Пунктом 22 Административного регламента установлены основания для отказа в реабилитации - предоставлении государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий, в число которых входит отсутствие архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке.
Установлено, подтверждено материалами дела, лицами участвующими в деле не оспаривается, что родителями административного истца Завьяловой Л.В., родившейся 02.10.1954 в <адрес> являются Завьялов В.И. и Завьялова (Голигузова) К.Р., что подтверждается свидетельством о рождении №, о чем 12.10.1954 Ширяевским сельским советом Жигулевского района Куйбышевской области составлена запись акта о рождении №54 (л.д.13).
Согласно справке МВД от 30.08.1994 Завьялова К.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, в 1931 году подвергнута репрессии по политическим мотивам в административном порядке. На основании пункта "в" статьи 3 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 Завьялова К.Р. реабилитирована (л.д. 27).
Решением Жигулевского городского народного суда Самарской области от 17.09.1993 установлен факт применения политической репрессии в отношении Завьяловой К.Р., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, находившейся на спецпоселении на <адрес> с 1931 года и в <адрес> с 1941 года, как член семьи кулака, по 22.01.1948 год, с ограничением прав и свобод.
Согласно архивной справке исполнительного комитета Самарского областного Совета народных депутатов УВД №4/14 от 30.08.1994 Завьялова К.Р., 1918 года рождения действительно находилась на спецпоселении в <адрес> с 1931 по 1948 год.
Учитывая, что Завьялова Л.В. родилась спустя 6 лет после снятия её матери Завьяловой К.Р. с учета спецпоселения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что она не может считаться репрессированной, вследствие чего отсутствуют основания для признания незаконным решения ГУ МВД России по Самарской области от 26.07.2018 №3/185204855080 об отказе в выдаче ей справки о реабилитации.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции вынесено обоснованное и законное решение, оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Доводы административного истца, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что она имеет статус репрессированного лица как ребенок, находившийся вместе с репрессированной по политическим мотивам матерью на спецпоселении, которая после снятия со спецучета продолжала находиться в условиях неполного снятия ограничений для репрессированных лиц, имущество, конфискованное при выселении ей не возвращено, она была лишена возможности возвратиться в место, откуда выслана, не состоятельны. Доказательств того, что снятая со спецучета в 1948 году мать фактически сохраняла статус репрессированной и что в отношении неё продолжали применяться ограничения прав и свобод и указанные ограничения имели распространение на административного истца после рождения, суду не представлено.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст.310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Жигулевского городского суда Самарской области от 20 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Завьяловой Л.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –