Дело № 2-1789/2023
УИД: 21RS0023-01-2023-001388-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2023 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Котеевой Н.Н., с участием о представителя истца - Яковлева Н.А., третьего лица на стороне истца – Семеновой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова Евгения Вячеславовича к администрации Ленинского района г.Чебоксары о признании постановления об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма незаконным и о возложении обязанности поставить на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Семенов Е.В. обратился в суд с иском к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании незаконным постановления ----- от дата об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, и о возложении обязанности поставить учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, указав в нем, что он проживает в однокомнатной квартире общей площадью ------ кв. м., расположенной по адресу: адрес, вместе с матерью – Семеновой А.П. Своего жилья он не имеет, данная квартира принадлежит на праве собственности его матери, с которой он общего хозяйства не ведет. Истец указывает, что он является инвалидом ------ группы бессрочно в связи с наличием у него заболевания (------), включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н. Совокупность указанных обстоятельств, полагает истец, свидетельствует о незаконности принятого решения об отказе в постановке на учет, поскольку такое решение нарушает его право на обеспечение жилым помещением на льготных условиях.
В судебном заседании истец не присутствовал, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, воспользовался правом на ведение дела через представителя.
Представитель истца в судебном заседании поддержал иск своего доверителя по изложенным в иске основаниям и вновь привел их суду.
Семенова А.П., участвующая в данном споре в качестве третьего лица на стороне истца, иск поддержала, пояснив суду, что проживает вместе с сыном в однокомнатной квартире, что создает для них обоих определенные неудобства в бытовом плане. Она вынуждена спать в прихожей, чтобы не стеснять сына. В холодильнике у них отдельные полки для продуктов. Считает, что они должны проживать в разных квартирах.
Трифонова Т.Г., представляющая интересы ответчика, в судебном заседании не присутствовала, направила в адрес суда заявление о разрешении спора без ее участия.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Семенов Е.В. является инвалидом ----- группы по общему заболеванию бессрочно.
Согласно копии медицинского заключения по результатам врачебной комиссии (подкомиссия -----) БУ «------» Министерства здравоохранения Чувашской Республики от дата, имеющееся у истца ------ включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н.
Судом также установлено, что истец проживает в квартире ----- дома № ----- адрес, состоящей из одной жилой комнаты, общая площадь данной квартиры составляет ------ кв. м. Данная квартира принадлежит на праве собственности матери истца - Семеновой А.П.
Постановлением администрации Ленинского района г.Чебоксары ----- от дата в удовлетворении заявления о постановке на учет отказано, в связи с тем, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения составляет более учетной нормы, установленной в г. Чебоксары.
Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд с названным иском.
Вопреки утверждениям истца, само по себе наличие в семье лица, страдающего заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является основанием для признания такой семьи нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Так, в силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (часть 3).
При этом гражданам, указанным в части 3 данной статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями (часть 4).
Из чего следует, что конституционное право на жилище, вопреки утверждениям истца, не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по бесплатному предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 509-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2280-О, от 23 декабря 2014 года N 2960-О и др.).
Суть института социального найма жилых помещений состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование нуждающимся в жилье малоимущим гражданам при соблюдении установленных жилищным законодательством правил.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Так, к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 N 27154).
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 187-О, пункт 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса, подлежащий применению с учетом положения пункта 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса, согласно которому нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий включенной в Перечень тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, направлен на обеспечение интересов как указанных в ней граждан, так и иных граждан, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей, и сам по себе не может рассматриваться как нарушающий какие-либо конституционные права и свободы.
Поскольку Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения всех требований жилищного законодательства.
Из содержания ст. 49 ЖК РФ и п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ следует, что для реализации права на льготное обеспечение жильем необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: наличие статуса малоимущего; проживание в квартире, занятой больным, страдающим заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, нескольких семей; невозможность проживания с ним в одной квартире и отсутствие у таких граждан иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.
Таким образом, если гражданин имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне и с учетом общих условий обеспечения жильем за счет муниципального жилищного фонда отвечает всем перечисленным требованиям, он обладает правом на внеочередное обеспечение жильем.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционный принцип состязательности предполагает такое построение судопроизводства, в том числе по гражданским делам, при котором правосудие (разрешение дела), осуществляемое только судом, отделено от функций спорящих перед судом сторон, при этом суд обязан обеспечивать справедливое и беспристрастное разрешение спора, предоставляя сторонам равные возможности для отстаивания своих позиций, и потому не может принимать на себя выполнение их процессуальных (целевых) функций. Диспозитивность в гражданском судопроизводстве обусловлена материально-правовой природой субъективных прав, подлежащих судебной защите. Присущий гражданскому судопроизводству принцип диспозитивности означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (Постановления от 14 февраля 2002 года N 4-П и от 28 ноября 1996 года N 19-П; Определение от 13 июня 2002 года N 166-О).
Таким образом, наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
При разрешении данного спора доказательств, подтверждающих совокупность перечисленных выше обстоятельств для реализации права на внеочередное обеспечение жилым помещением за счет муниципального жилищного фонда, стороной истца не представлено и судом наличие указанных обстоятельств не установлено.
Так, как уже указывал суд, в спорной правовой ситуации, наряду с наличием определенного заболевания и статуса малоимущего, необходимо также проживание в квартире, занятой таким больным, нескольких семей.
В силу изложенного, обстоятельством, имеющим правовое значение по настоящему делу, является наличие или отсутствие семейных отношений между проживающими в одном жилом помещении гражданами на момент обращения одного из них с заявлением о постановке на учет.
Согласно части 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В отношении указанных лиц, вопреки утверждениям истца, федеральный законодатель не требует установления факта ведения совместного хозяйства с собственником и оказания ими друг другу материальной помощи и поддержки.
В отношении других родственников, нетрудоспособных иждивенцев, а в исключительных случаях и в отношении иных граждан признание членом семьи собственника допускается, если они вселены собственником в качестве членов его семьи.
Согласно материалам дела, истец является членом семьи собственника жилого помещения в силу закона и совместное либо раздельное ведение бюджета для указанных лиц, правового значения в данном случае не имеет.
Других лиц, проживающих в данной квартире на правах членов семьи собственника, не зарегистрировано.
Отсутствие одного из обязательных условий для реализации права на льготное обеспечение жильем - проживание в квартире, занятой несколькими семьями (ч.4 ст. 51 ЖК РФ), не позволяет суду признать доводы истца обоснованными.
Довод о невозможности совместного проживания в одной квартире не дает оснований для признания нуждающимся во внеочередном предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Согласно ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Аналогичные основания для отказа в постановке на учет предусмотрены и в ст.13 Закона ЧР от 17.10.2005 № 42 "О регулировании жилищных отношений".
Поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие его право состоять в списке очередников, отказ в постановке на учет органом местного самоуправления является обоснованным.
Учитывая, что на момент разрешения данного спора не доказано, что истец отнесен к числу граждан, перед которыми у государства, в лице органов государственной и муниципальной власти, возникает обязанность оказывать содействие в разрешении сложившейся ситуации и, как следствие этого, на орган местного самоуправления в судебном порядке не может быть возложено исполнение обязанности не предусмотренной действующим законодательством. В противном случае это может привести к нарушению принципа финансовой самостоятельности, гарантированной органам местного самоуправления ст. 12, частью 2 статья 132 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Семенова Евгения Вячеславовича (дата года рождения, ИНН: -----) о признании незаконным постановления администрации Ленинского района г.Чебоксары ----- от дата об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, и о возложении обязанности поставить учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 02 июня 2023 года.