дело № 12-218/2021
РЕШЕНИЕ
20 мая 2021 года | г. Севастополь |
Судья Ленинского районного суда города Севастополя Прохорчук О.В., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Суханевич Татьяны Ипполитовны, ее защитника – Буженко Оксаны Васильевны, представителя УФНС России по г.Севастополю – Горошко Марии Александровны, рассмотрев жалобу Суханевич Татьяны Ипполитовны на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю № от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица – главного <данные изъяты> Суханевич Татьяны Ипполитовны виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – <данные изъяты> Суханевич Т.И признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Суханевич Т.И. обратилась в Ленинский районный суд города Севастополя с жалобой, в которой указывает на то, что в ее действиях имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, при этом считает примененное к ней наказание суровым в части избрания меры наказания, просит заменить административный штраф на предупреждение, полагая деяние малозначительным.
В ходе рассмотрения жалобы Суханевич Т.И. и ее защитник доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить. Также пояснили, что Суханевич Т.И. уволена из <данные изъяты>», в настоящее время не трудоустроена, имеет обязательства по погашению кредитов в двух банках, материальное положение трудное, просили, в случае невозможности вынесения наказания в виде предупреждения, снизить размер административного штрафа до ?.
Представитель УФНС России по г.Севастополю возражала против удовлетворения жалобы, просила суд отказать в ее удовлетворении, указав, что совершенное Суханевич Т.И. административное правонарушение посягает на охраняемые законом общественные отношения в сфере единой валютной политики, а, следовательно, к рассматриваемому административному правонарушению положения ст. 4.1.1 КоАП РФ не подлежат применению, представила письменные пояснения.
Выслушав заявителя и ее защитника, представителя административного органа, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона№ 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа. Выплата юридическим лицом – резидентом заработной платы иностранным гражданам в валюте РФ является валютной операцией.
Таким образом, ООО «Буси-До», являющееся резидентом, совершало операции по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации.
Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (абзац 2 части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ).
Частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений, установленный частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, не входят.
Как следует из материалов дела, ООО «Буси-До», являясь резидентом Российской Федерации, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ использовало труд наемных работников – нерезидентов, заключив трудовые договоры с иностранными гражданами:
- ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Украины серии ВТ №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Ворошиловским РО в <адрес> ГО ГМС Украины в <адрес>, патент 92 № от ДД.ММ.ГГГГ, выдан УМВД ФИО4 по <адрес>;
- ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, иностранный паспорт гражданина Украины серии СМ №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Великоновоселковским РО ГУ МВД Украины в <адрес>, патенты: серия 92 № от ДД.ММ.ГГГГ, серия 92 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданы УМВД ФИО4 по <адрес>;
- ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Украины серии ЕЛ №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Новопсковским РО УГМС Украины в Луганской обл; иностранный паспорт гражданина Украины серии FJ №, выдан ДД.ММ.ГГГГ.
Между ООО «<данные изъяты>» и ФИО5 заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, который расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника согласно пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ на основании заявления ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) №К от ДД.ММ.ГГГГ.
На запрос налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ №дсп о предоставлении сведений о наличии гражданства Российской Федерации и/или выдаче вида на жительство в Российской Федерации в отношении физического лица ФИО5 получен ответ Управления по вопросам миграции УМВД ФИО4 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (входящий регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ), об отсутствии сведений по указанному иностранному гражданину.
Между ООО <данные изъяты>» и ФИО6 заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, который расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника согласно пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ на основании заявления ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ. Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) №К от ДД.ММ.ГГГГ.
На запрос налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ №дсп о предоставлении сведений о наличии гражданства Российской Федерации и/или выдаче вида на жительство в Российской Федерации в отношении физического лица ФИО6 получен ответ Управления по вопросам миграции УМВД ФИО4 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (входящий регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ), об отсутствии сведений по указанному иностранному гражданину.
Между ООО «<данные изъяты>» и ФИО7 заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, который расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника согласно пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ на основании заявления ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) №К от ДД.ММ.ГГГГ.
На запрос налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ №дсп о предоставлении сведений о наличии гражданства Российской Федерации и/или выдаче вида на жительство в Российской Федерации в отношении физического лица ФИО7 получен ответ Управления по вопросам миграции УМВД ФИО4 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (входящий регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ), о наличии паспорта гражданина Российской Федерации серии 09 18 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОВМ ОМВД ФИО4 по гагаринскому району УМВД ФИО4 по <адрес>.
В соответствии с положениями подпунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона №173-ФЗ иностранные граждане ФИО5, ФИО6, ФИО7 (до ДД.ММ.ГГГГ) являются нерезидентами Российской Федерации.
За выполненную работу иностранным гражданам ФИО5, ФИО6 и ФИО7 ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ выплачена заработная плата на общую сумму 16 831,00 руб. в наличной форме за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в следующих размерах: ФИО5 – 6 100,00 руб., ФИО6 – 6 100,00 руб.; ФИО7 – 4 631,00 руб.
Данный факт подтверждается платежной ведомостью № от ДД.ММ.ГГГГ (к расходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ), в которой стоят подписи работников-нерезидентов в графе «подпись в получении денег (запись о депонировании суммы)», подтверждающие получение заработной платы в наличной форме; письмом Управления по вопросам миграции УМВД ФИО4 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (входящий регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ) согласно которому ФИО7 до ДД.ММ.ГГГГ являлась иностранным гражданином, вимд ан жительство в российской Федерации не имела; письмом Управления по вопросам миграции УМВД ФИО4 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (входящий регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ) об отсутствии сведений по иностранным гражданам ФИО5, ФИО6
Ответственным должностным лицом за осуществление контроля за соблюдением требований валютного законодательства ООО «<данные изъяты>», в соответствии с п. 3.9 должностной инструкции, приказом Общества № от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении обязанностей по соблюдению валютного законодательства РФ», дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к Трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ является <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>», принятая на должность ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу (распоряжению) о приеме работника на работу №К от ДД.ММ.ГГГГ – Суханевич Татьяна Ипполитовна.
Таким образом, со стороны должностного лица – <данные изъяты>» - Суханевич Т.И. имеются признаки состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, так как ею нарушены требования валютного законодательства в части невыполнения обязанности производить валютные операции с физическим лицом – нерезидентом при выплате заработной платы через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ.
При этом, как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, у должностного лица – главного бухгалтера ООО «Буси-До» имелись условия для соблюдения требований валютного законодательства, так как Суханевич Т.И. имела возможность выплачивать заработную плату посредством ее перечисления на счет работника.
Вина Суханевич Т.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела, которым должностным лицом УФНС по г.Севастополю дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, должностное лицо верно квалифицировал действия Суханевич Т.И. по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ как неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом.
Вина лица, в отношении которого ведется производство по делу, доказана полностью.
Нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену постановления о назначении административного наказания по делу судом не выявлены.
Административное наказание назначено Суханевич Т.И. в пределах санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Суханевич Т.И. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ для данной категории дел.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, ее имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ наступает независимо от возникновения или невозникновения общественно опасных последствий.
Обязанность каждого соблюдать закон, закреплена в Конституции Российской Федерации. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушения с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности предусмотрена ст. 2.9 КоАП РФ.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» правонарушение малозначительно, если не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Для квалификации его таковым следует учитывать 4 признака: характер совершенного правонарушения, роль правонарушителя, размер вреда и тяжесть наступивших последствий.
Оценка малозначительность деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Неисполнение резидентами установленных требований валютного законодательства РФ представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выраженную в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей.
О высокой степени общественной опасности правонарушений в сфере валютного законодательства, посягающих на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, свидетельствует в том числе установленная ст.ст. 193 и 193.1 Уголовного кодекса РФ уголовная ответственность, повышенный размер административных штрафов за нарушения в сфере валютного регулирования, возможность проведения административных расследований в сфере валютного законодательства.
Таким образом, административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.25 КоАП РФ, не могут являться малозначительными.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу пункта 2.2 указанной статьи при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Вместе с тем, оспариваемым постановлением должностному лицу Суханевич Т.И. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., в связи с чем суд даже при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности должностного лица, не вправе снизить размер административного штрафа.
Принимая во внимание вышеуказанное, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г.Севастополю № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит оставлению без изменения, а жалоба Суханевич Т.И. - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.10, 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
жалобу Суханевич Татьяны Ипполитовны удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г.Севастополю № от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица – <данные изъяты> Суханевич Татьяны Ипполитовны виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, оставить без изменений.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья