Решение по делу № 12-13/2020 от 26.11.2019

Дело № 12-13/2020

УИД: № 66RS0009-01-2019-003432-43

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Нижний Тагил 11 марта 2020 года

Судья Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области Гусева Ю.В.,

с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Корякиной Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица И. на постановление заместителя начальника отдела экологического надзора по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу Х. № 03-03-17/92-2019 от 08 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Тагилспецтранс»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением должностного лица – заместителя начальника отдела экологического надзора по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу Х. № 03-03-17/92-2019 от 08.11.2019 юридическому лицу – обществу с ограниченной ответственностью «Тагилспецтранс» (далее по тексту – ООО «Тагилспецтранс») по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, что привело к ухудшению качественного состояния земель при эксплуатации полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №... по адресу: (место расположения обезличено).

Не согласившись с вынесенным постановлением законный представитель юридического лица - директор И. обратился в суд с жалобой, в которой просит о его отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В обоснование доводов жалобы законный представитель указал, что проверка в отношении организации проведена с нарушения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, обследование территории полигона 07.05.2019 было проведено в отсутствие представителя юридического лица, которое не было уведомлено об этом. Отборы проб почты проводились специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО», а не должностными лицами административного органа, как того требует ст. 26.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим, результаты лабораторных испытаний этих проб, послужившие основанием для привлечения организации к административной ответственности, не могут быть использованы в качестве допустимого доказательства по делу об административном правонарушении.

В дополнениях к жалобе законный представитель указал, что проверка в отношении ООО «Тагилспецтранс» проведена с грубыми нарушения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Так, в акте проверки № 293 от 31.05.2019 отсутствуют доказательства виновности ООО «Тагилспецтранс» в части невыполнения требований по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду; к акту проверки результаты отбора проб изначально приложены не были; отбор проб почты был произведен с нарушением п. 11.1 ГОСТ 17.4.3.01-83; пробы почвы были отобраны в точках – на границе с санитарно-защитной зоны, что нецелесообразно; отбор проб в порядке, предусмотренном программой мониторинга, которая разработана и используется в организации, не проводился.

В судебном заседании защитник юридического лица доводы жалобы и дополнений к ней поддержала. Также указала, что отбор проб почвы на полигоне проводился в отсутствии уполномоченного представителя ООО «Тагилспецтранс». Росприроднадзор не уведомлял ООО «Тагилспецтранс» о том, когда и где будет проводиться отбор проб. Указанный в акте отборов проб водитель Л., хоть и является работником ООО «Тагилспецтранс», но не уполномочивался директором на представление интересов организации при отборе проб, оказался на полигоне в связи с исполнением своей непосредственной трудовой функции.

Заслушав защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Как следует из материалов дела, на основании приказа врио начальника Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу В. № 377 от 09.04.2019 уполномоченными должностными лицами Росприроднадзора в период с 18.04.2019 по 22.05.2019 проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «Тагилспецтранс». Согласно приказу в течении всего периода проведения проверки было запланировано в числе прочего натурное обследование земельных участков, мест размещения и накопления отходов.

09.04.2019 соответствующее уведомление о проведении проверки было направлено в адрес ООО «Тагилспецтранс» и получено последним 10.04.2019. Согласно этому уведомлению юридическому лицу предложено назначить должностных лиц для участия в проверки, которые должны иметь доверенность, подтверждающую соответствующие полномочия.

В ходе проверки должностным лицом установлено, что ООО «Тагилспецтранс», эксплуатирующее объект размещения отходов – полигон ТБО, включенный в ГРОРО за № 66-00024-3-00479-0108814, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №... по адресу: (место расположения обезличено), не обеспечило выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Результаты проверки уполномоченными должностными лицами оформлены актом проверки № 293 от 31.05.2019, согласно которому при проведении проверки присутствовали представители юридического лица – И., являющийся директором и действующий на основании устава, и З. – инженер по экологии, полномочия которой удостоверены доверенностью.

По факту выявленных нарушений в отношении ООО «Тагилспецтранс» должностным лицом Росприроднадзора 01.11.2019 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 08.11.2019 вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания.

Проверка деятельности ООО «Тагилспецтранс» проводилась в рамках требований Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем, при ее проведение соблюдение требований этого закона является обязательным.

Согласно п. 2 ст. 15 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному пп. «б» п. 2 ст. 10 этого Закона.

Исходя из специфики деятельности проверяемой должностными лицами Росприроднадзора организации ООО «Тагилспецтранс» - размещение отходов на полигоне, площадь которого измеряется в Га, должностному лицу надлежало уведомить юридическое лицо о конкретных дате, времени и месте отбора проб, с целью обеспечения явки его уполномоченного представителя.

Из актов отбора проб почвы №№ 1-5 от 17.05.2020 усматривается, что пробы почвы были отобраны специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по УрФО», являющегося аккредитованной экспертной организацией, привлеченной к проведению контрольно-надзорного мероприятия в соответствии с распоряжением о проведении проверки, но в отсутствии уполномоченного представителя ООО «Тагилспецтранс». Водитель Л., являющийся работником ООО «Тагилспецтранс», в присутствии которого эти пробы отбирались, руководителем ООО «Тагилспецтранс» на представление интересов организации при проведении проверки, не уполномочивался. Обратное из материалов дела не следует. Таким образом, поскольку отбор проб почвы, результаты исследований которых и послужили основанием для привлечения ООО «Тагилспецтранс» к административной ответственности, был проведен специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по УрФО» в отсутствие уполномоченного представителя юридического лица, все последующие полученные результаты, отраженные в актах и протоколах исследований, не могут быть признаны полученными в установленном законом порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В силу п. 2 ст. 15 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 указанного Закона.

Довод защитника лица о том, что должностным лицом Росприроднадзора юридическое лицо никаким образом не уведомлялось ни о дате и времени, ни о конкретном месте отбора проб почвы, материалами дела не опровергается.

Суд полагает, что отсутствие руководителя ООО «Тагилспецтранс», иного должностного лица или уполномоченного представителя этого юридического лица, при отборе проб почв свидетельствует о наличии грубых нарушений требований Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки, и влечет недействительность ее результатов.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ч. 3 ст. 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица в отношении ООО «Тагилспецтранс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Суд не входит в обсуждение иных доводов законного представителя ООО «Тагилспецтранс» относительно незаконности постановления должностного лица, поскольку судьей, не связанным доводами жалобы и проверяющим дело в полном объеме в силу положений ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлено обстоятельство, влекущее безусловную отмену оспариваемого постановления и прекращение производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела экологического надзора по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу Х. № 03-03-17/92-2019 от 08 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Тагилспецтранс», - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Жалобу законного представителя ООО «Тагилспецтранс» -удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, в течение 10-ти суток со дня получения копии решения.

Судья – Ю.В.Гусева

12-13/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО " ТагилСпецТранс"
Суд
Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила
Судья
Гусева Юлия Викторовна
Статьи

8.7

Дело на сайте суда
tagilstroevsky.svd.sudrf.ru
27.11.2019Материалы переданы в производство судье
28.11.2019Истребованы материалы
28.01.2020Поступили истребованные материалы
19.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Судебное заседание
11.03.2020Судебное заседание
17.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее