Решение по делу № 33-2004/2020 от 11.02.2020

судья Воробьев В.А. дело № 33-2004/2020

25RS0001-01-2019-004294-70

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 марта 2020 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Дышлового И.В.

судей Чикаловой Е.Н., Шульга С.В.

при секретаре Пауловой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шведенко Ирины Викторовны к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Владивостока об оспаривании отказа в назначении пенсии

по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Владивостока

на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 05 ноября 2019 года, с учетом определения Ленинского районного суда г. Владивостока от 04 декабря 2019 года, которым исковые требования Шведенко Ирины Викторовны к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Владивостока об оспаривании отказа в назначении пенсии удовлетворены.

Признано незаконным решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Владивостока Приморского края об отказе в назначении пенсии от 21.05.2019 №203034 в части занижения на 5 дней количества установленного пенсионным органом специального стажа в результате арифметической ошибки, в части не включения в специальный стаж периодов работы Шведенко Ирины Викторовны в должности врача-интерна и врача-стоматолога ТОО «Городская стоматологическая поликлиника» и в период повышения квалификации и профессиональной переподготовки в ординатуре в должности врача-стоматолога МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника».

На ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Владивостока Приморского края возложена обязанность установить принятый к учету специальный стаж Шведенко Ирины Викторовны в размере 26 лет 5 месяцев 3 дня, и включить в специальный стаж периоды работы, дающии право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения следующие периоды:

с 01.08.1995 по 06.08.1996 в должности врача-интерна по терапевтической стоматологии ТОО «Городская стоматологическая поликлиника»;

07.08.1996, с 01.01.1998 по 22.03.1998, с 07.04.1998 по 15.03.1999 в должности врача-стоматолога в терапевтическом отделении ТОО «Городская стоматологическая поликлиника»;

с 17.01.2000 по 17.02.2000 период повышения квалификации;

с 02.09.2002 по 31.12.2002 период обучения в ординатуре;

25.04.2005 и 16.05.2005 в должности стоматолога-терапевта лечебного отделения МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» г. Владивостока.

Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н

Выслушав пояснения представителя Шведенко И.В. Игнатьевой И.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Шведенко И.В. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований указала, что не согласна с расчетом пенсионного стажа, произведенным ответчиком. Просила признать незаконным решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Владивостока Приморского края об отказе в назначении пенсии от 21.05.2019 №203034 в части занижения на 5 дней количества установленного пенсионным органом специального стажа в результате арифметической ошибки, в части не включения в специальный стаж периодов работы в должности врача-интерна и врача-стоматолога ТОО «Городская стоматологическая поликлиника» и в период повышения квалификации и профессиональной переподготовки в ординатуре в должности врача-стоматолога МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника». Возложить на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Владивостока Приморского края обязанность установить специальный стаж Шведенко Ирины Викторовны в размере 26 лет 5 месяцев 3 дня, включив в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды работы:

с 01.08.1995 по 06.08.1996 в должности врача-интерна по терапевтической стоматологии ТОО «Городская стоматологическая поликлиника»;

07.08.1996, с 01.01.1998 по 22.03.1998, с 07.04.1998 по 15.03.1999 в должности врача-стоматолога в терапевтическом отделении ТОО «Городская стоматологическая поликлиника»;

с 17.01.2000 по 17.02.2000 период повышения квалификации; с 02.09.2002 по 31.12.2002 период обучения в ординатуре; 25.04.2005 и 16.05.2005 в должности стоматолога-терапевта лечебного отделения МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» г. Владивостока.

В судебном заседании представитель истца требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее представил письменные возражения, в которых полагал оспариваемое решение пенсионного фонда законным и обоснованным, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУ УПФ РФ по Ленинскому району г. Владивостока.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Владивостока, подана апелляционная жалоба, ставится вопрос об отмене решения суда в связи с допущенными нарушениями норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ГУ УПФ РФ по Ленинскому району г. Владивостока, заслушав возражения представителя истца Игнатьевой И.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список № 781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список № 1066);

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список № 464);

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

По делу установлено, что Шведенко И.В. по окончании Владивостокского Тихоокеанского медицинского института на основании приказа Управления здравоохранения администрации г.Владивостока от 12.07.1995 № 196 с 01.08.1995 зачислена на должность врача-интерна по терапевтической стоматологии в ТОО «Городская стоматологическая поликлиника». 07.08.1996 по окончании интернатуры Шведенко И.В. зачислена на должность врача-стоматолога в терапевтическое отделение ТОО «Городская стоматологическая поликлиника». Период работы в ТОО « Городская стоматологическая поликлиника» с 08.08.1996 по 31.12.1997 пенсионным органом учтен при исчислении страхового стажа истца, однако один день 07.08.1996 и период с 01.08.1995 по 06.08.1996, последующий период с 01.01.1998 по 22.03.1998 и с 07.04.1998 по 15.03.1999, то есть до реорганизации ТОО «Городская стоматологическая поликлиника» путем преобразования в МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника», в специальный стаж по осуществлению лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, включены не были.

ТОО «Городская стоматологическая поликлиника» зарегистрировано 27.04.1993 на основании решения отдела регистрации и содействия предпринимательской деятельности финансового управления администрации г. Владивостока № 955 от 27.04.1993. Согласно свидетельству о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия № 4047 серии ТОО основными видами деятельности предприятия являются оказание медицинской стоматологической помощи населению, долгосрочное обслуживание предприятий по оказанию их работникам медицинской стоматологической помощи, организация и проведение курсов повышения квалификации для зубных врачей и зубных техников, разработка и внедрение новейших технологий по лечению и протезированию зубов и другие виды, предусмотренные уставом. В ходе продления лицензирования медицинской деятельности выдана очередная лицензия № 47 от 11.09.1996 сроком действия по 12.09.1999, в которой указаны следующие виды медицинской деятельности: терапевтическая, хирургическая, ортопедическая, общая стоматология, физиотерапия, рентгенологическая диагностика, экспертная медицинская деятельность по экспертизе трудоспособности, экспертизе качества лечебно-диагностического процесса, экспертизе технологии медикаментозного лечения.

ТОО «Городская стоматологическая поликлиника» создано на основании договора учредителей от 25.03.1993 и устава товарищества. Согласно договору учредителей товарищество образовано путем преобразования Арендного предприятия «Городская стоматологическая поликлиника», является его правопреемником по всем имущественным правам и обязанностям, создастся для оказания медицинской стоматологической помощи населению по договорам обязательного и добровольного медицинского страхования, долгосрочного обслуживания предприятий по оказанию их работникам медицинской стоматологической помощи.

При этом Арендное предприятие «Городская стоматологическая поликлиника» было создано в форме преобразования государственного предприятия и приобретения государственного имущества на праве аренды в соответствии со ст. 11 Закона СССР от 01.07.1991 № 2278-1 «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий» и постановлением Совмина СССР от 20.03.1990 № 280 «О порядке сдачи предприятий (объединений) союзного подчинения и их имущества в аренду».

Основные виды деятельности ТОО «Городская стоматологическая поликлиника» согласно Уставу - оказание медицинской стоматологической помощи населению. Долгосрочное обслуживание предприятий по оказании их работникам медицинской стоматологической помощи, оказание медицинской стоматологической помощи по договорам обязательного и добровольного медицинского страхования граждан, что подтверждается в том числе информацией о зарегистрированных видах деятельности, предоставленной Приморским краевым комитетом государственной статистики.

Названный выше период не включен Пенсионным органом в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку наименование учреждения не поименовано Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. (Организационно-правовая форма «не учреждение»).

Суд обоснованно пришел к выводу о незаконности решения Пенсионного органа.

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464).

В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

Следовательно, врач стоматолог в учреждениях и организациях здравоохранения независимо от формы собственности в период работы до 01.11.1999 г. имеет право на льготную пенсию по п.1 Списка, утвержденного Постановлением Совета министров РСФСР № 464.

С 1 ноября 1999 г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066.

Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, стоматологические поликлиники (пункт 8 Списка, раздел «Наименование учреждений»), к должностям - должность врач.

Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 8 раздела «Наименования учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П «Форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовой пенсии по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Определении от 06 декабря 2001 года № 310-0 по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения, и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Кроме того, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации № 11-П о проверке конституционности положений под пунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федераций», устанавливающих ограничения по кругу лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по специальному стажу работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, установив в качестве условия приобретения данного права при осуществлении указанной деятельности лишь в государственных или муниципальных учреждениях, дынным правом по назначению досрочной трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста распространяется на всех без исключения лиц, занимающихся лечебной деятельностью и иной деятельностью по охране здоровья, независимо от того, когда они приобрели необходимый стаж, - до 01 января 2002г. или после этой даты.

До установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, указанных в подпунктах 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, за назначением трудовой пенсии по старости и решения вопроса о наличии у них стажа, дающего право на такую пенсию, периоды их работы учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в данных подпунктах пункта 1 статьи 28.

При изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной

деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что арендное предприятие «Городская стоматологическая поликлиника» и ТОО «Городская стоматологическая поликлиника» являются тождественными медицинскими учреждениями стоматологическими поликлиниками, предметом и целью деятельности которых является оказание услуг стоматологической помощи. Кроме того, деятельность ТОО «Городская стоматологическая поликлиника» лицензировалась Центром лицензирования, аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности администрации Приморского края.

Фактически АП «Городская стоматологическая поликлиника»», ТОО «Городская стоматологическая поликлиника». МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника», КГБУЗ «Владивостокская стоматологическая поликлиника № 1» являются тождественными медицинскими учреждениями стоматологическими поликлиниками, предметом и целью деятельности которых является оказание услуг стоматологической помощи и сопутствующей деятельности, связанной только с оказанием медицинской помощи населению, вплоть до настоящего времени.

Согласно справки, выданной 27.06.2019 КГБУЗ «Владивостокская стоматологическая поликлиника № 1», Шведенко И.В. в период исполнения обязанностей врача-интерна по терапевтической стоматологии в ТОО Городская стоматологическая поликлиника», врача-стоматолога в МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» КГБУЗ «Владивостокская стоматологическая поликлиника № 1» выполняла идентичные должностные обязанности и за весь период работы имела и имеет право на применение льготного порядка исчисления стажа для досрочного начисления страховой пенсии по старости, что прослеживается, в том числе из должностных инструкций врача-стоматолога.

Таким образом, при исчислении специального стажа УПФР Ленинского района г. Владивостока необоснованно не приняло во внимание, что стаж работы в период с 01.08.1995 по 06.07.1996 (1 год 6 дней), 07.08.1996 (1 день), с 01.01.1998 по 22.03.1998 (2 месяца 22 дня), с 07.04.1998 по 15.03.1999 (11 месяцев 9 дней) общей продолжительностью 2 года 2 месяца 9 дней.

В силу ч. 1 ст. 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Постановлениями Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 и Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, действовавшими в спорный период трудовой деятельности, пенсия за выслугу лет назначается врачам независимо от наименования должности, в том числе врач-интерн и врач-специалист. Названные постановления, как указал Верховный Суд РФ в определении от 13.07.2007 № 83-В07- 12, не содержат ограничений для исчисления стажа ввиду отсутствия присвоенной квалификации по окончанию интернатуры врачом.

Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение № 3 к приказу Минздрава СССР от 20.01.1982 № 44) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей- интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).

В приложении № 2 к постановлению Минтруда РФ от 22.03.1993 № 62 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения РФ» также указано, что врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, обладает правами и несет ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. Приложением № 1 к названному постановлению врачи- интерны и врачи-специалисты отнесены к одному разряду специалистов.

Следовательно, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что при исчислении специального стажа УПФР Ленинского района г. Владивостока необоснованно не учло стаж работы в должности врача-интерна в период с 01.08.1995 по 06.08.1996 продолжительностью 1 год 6 дней.

Кроме того, в стаж, дающий право па назначение досрочной пенсии по старости, подлежат включению периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации, поскольку повышение квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности по смыслу ч. 4 ст. 196 ТК РФ. Из положений ст. 187 ТК РФ следует, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, в силу ст. ст. 173, 173.1 ТК РФ работникам, успешно обучающимся в высших учебных заведениях, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

При установленных обстоятельствах, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В соответствии с п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в тех случаях, когда в статье 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» или в списком указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрены работники, выполняющие определенную работу без указания наименований профессий или должностей.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации и период обучения в интернатуре, ординатуре является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Судом первой инстанции правильно указано на то, что период повышения квалификации с 17.01.2000 по 17.02.2000 (1 месяц 1 день), период обучения в ординатуре с 02.09.2002 по 31.12.2002 (3 месяца) общей продолжительностью 4 месяца 1 день подлежат включению в стаж истца, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции сделан правильный вывод об удовлетворении требований о признании незаконным решения ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Владивостока в части занижения на 5 дней количества установленного пенсионным органом специального стажа в результате арифметической ошибки, в части не включения в специальный стаж спорных периодов работы Шведенко Ирины Викторовны.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в мотивировочной части решения суда. С которой судебная коллегия не имеет оснований не согласиться.

Судебная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что на день рассмотрения апелляционной жалобы, ГУ УПФ РФ по Ленинскому району 10.12.2019 приняло изменение (дополнение) к решению об отказе в установлении пенсии от 21.05.2019, тем самым добровольно исполнило судебный акт, включив все спорные периоды к учету в качестве льготного стажа Шведенко И.В.

Судебная коллегия считает, что при рассмотрении данного гражданского дела, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, нормы материального, процессуального права не нарушены. Решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

                                   

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 05 ноября 2019 года, с учетом определения Ленинского районного суда г. Владивостока от 04 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ УПФ РФ по Ленинскому району г. Владивостока без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

33-2004/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шведенко И.В.
Ответчики
ГУ УПФ РФ
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Чикалова Елена Николаевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
11.02.2020Передача дела судье
03.03.2020Судебное заседание
17.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2020Передано в экспедицию
03.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее