Дело № 2-307/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Удорский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Попова В.В.,
при секретаре судебного заседания Матвеевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 сентября 2018 года в селе Кослан гражданское дело по исковому заявлению отделения лицензионно-разрешительной работы по Удорскому району ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Коми к Козлову А.Н. о прекращении права собственности на оружие,
установил:
Отделение лицензионно-разрешительной работы по Удорскому району ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Коми обратилось в суд с иском, в обоснование которого указало, что Козлов А.Н. является владельцем охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия марки <данные изъяты> №, на которое ему было выдано разрешение на хранение и ношение РОХа № сроком действия до 28.07.2015. Постановлением мирового судьи Косланского судебного участка от 13.05.2015 по делу № 5-181/2015 Козлов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.13 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде лишения права на хранение и ношение оружия на срок три года. До рассмотрения дела мировым судьей указанное оружие было изъято у ответчика 10.04.2015, и сдано на хранение в ОМВД России по Удорскому району. В последующем срок действия ранее выданного разрешения на хранение и ношение указанного оружия истек. На требование устранить причины, послужившие основанием для изъятия оружия, ответчик не реагирует, документы на продление разрешения на право хранения и ношения оружия не подал, мер по реализации оружия не предпринял. В связи с этим, истец просил суд прекратить право собственности ответчика на указанное оружие с последующей реализацией оружия через розничную сеть специализированных магазинов.
Представитель истца ОЛРР по Удорскому району ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Коми, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, участия в судебном заседании не принял.
Ответчик Козлов А.Н., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей неявки суду не сообщил, своих представителей в суд не направил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие или отложить рассмотрение дела. Поэтому, руководствуясь статьями 167, 233-237 и 244 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в судебном заседании в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.
Судом установлено, что Козлов А.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является владельцем (собственником) охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия марки <данные изъяты> №, на которое ему было выдано разрешение на ношение и хранение РОХа № сроком действия до 28.07.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно части 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238 Гражданского кодекса РФ).
Частью 2 статьи 129 Гражданского кодекса РФ установлено, что законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В силу положений статьи 238 Гражданского кодекса РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (часть 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (часть 2).
Если в собственности гражданина по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (часть 3).
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон об оружии) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Статьей 13 Федерального закона об оружии установлено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия выдается разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
Гражданам Российской Федерации, не представившим медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, не представившим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган документов о прохождении соответствующей подготовки и других указанных в законе документов, лицензия на приобретение оружия не выдается.
В силу статьи 26 Федерального закона об оружии лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируется органами, выдавшими эту лицензию и (или) разрешение в том числе, в случае возникновения предусмотренных абзацем вторым части четвертой статьи 9 и пунктами 2 - 10 части двадцатой статьи 13 настоящего Федерального закона обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения.
Согласно статье 28 Федерального закона об оружии, контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в том числе, обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры (абз. 8 статьи 28 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии").
Из материалов дела следует, что постановлением мирового судьи Косланского судебного участка от 13.05.2015 по делу № 5-181/2015 Козлов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.13 КоАП РФ (стрельба из оружия в населенных пунктах или в других не отведенных для этого местах), с назначением ему наказания в виде лишения права на хранение и ношение оружия на срок три года.
В ходе проверочных мероприятий по данному административному материалу сотрудниками ОМВД России по Удорскому району у Козлова А.Н. были изъяты 2 огнестрельных оружия, в том числе охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие марки <данные изъяты> № (протокол изъятия оружия от 10.04.2015 и квитанция о принятии оружия на хранение № 125 от 10.04.2015), сданное на хранение в дежурную часть ОМВД России по Удорскому району.
В последующем срок действия выданного Козлову А.Н. разрешения РОХа № на ношение и хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия марки <данные изъяты> № истек 28.07.2015.
Уведомлениями начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по Удорскому району ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Коми от 02.08.2017 № 3588/1-368 и от 12.10.2017 № 3588/1-500 Козлову А.Н. предложено устранить причины, послужившие основанием для изъятия оружия, принять меры по перерегистрации права на ношение и хранение оружия либо произвести его отчуждение. На указанные уведомления ответчик не отреагировал, мер по перерегистрации оружия не предпринял, оружие не реализовал.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" полномочия в сфере оборота оружия переданы войскам национальной гвардии. Так, в соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ войска национальной гвардии наделены, в том числе, полномочиями осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ; выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.
В соответствии с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N 510 Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, кроме прочего, в сфере оборота оружия. Основными задачами Росгвардии являются, кроме прочих, осуществление федерального государственного контроля (надзора) за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций; организует и осуществляет выдачу в установленном порядке гражданам и организациям лицензий, разрешений и иных видов документов, связанных с оборотом оружия; организует и осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия.
Учитывая, что ответчик с заявлением о продлении разрешения ни в орган внутренних дел (до принятия Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"), ни в подразделение Росгвардии (после принятия Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"), не обратился, не устранил обстоятельства, ставшие причиной для изъятия оружия, срок действия ранее выданного разрешения на хранение и ношение оружия у ответчика истек, то он не имеет законных оснований для владения оружием на праве собственности, в связи с чем, право собственности ответчика на это оружие подлежит прекращению.
В силу положений пункта 83 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно справке об исследовании от 27.06.2018 № 17 МЭКО (дислокация с. Кослан) ЭКЦ МВД России по Республике Коми, охотничье огнестрельное оружие марки <данные изъяты> № технически исправно.
В силу положений части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку сторонами не представлено каких-либо доказательств о том, что предмет спора - оружие является технически непригодным для эксплуатации, правовых оснований для направления оружия на уничтожение у суда не имеется. В соответствии со статьей 238 Гражданского кодекса РФ такое оружие подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом.
В связи с тем, что ответчик с заявлением о продлении разрешения в орган внутренних дел не обратился, срок действия ранее выданного разрешения на хранение и ношение оружия у ответчика истек, он не имеет законных оснований для владения оружием на праве собственности, поэтому, право собственности ответчика на это оружие подлежит прекращению, а само огнестрельное оружие - реализации в установленном законом порядке.
Поскольку статья 238 Гражданского кодекса РФ предусматривает принудительную продажу огнестрельного оружия, которым гражданин не имеет законных оснований владеть, либо передачу этого оружия в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, только по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, а такого требования в суд не было заявлено, то в соответствии с требованиями части 3 статьи 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным исковым требованиям. Оснований самостоятельно определять конкретную обязанность при возможности альтернативного поведения соответствующих органов (принудительная продажа либо передача в государственную или муниципальную собственность), без заявленного в суд конкретного требования и его мотивированного обоснования, у суда не имеется. Суд принимает во внимание, что до настоящего времени порядок принудительного отчуждения огнестрельного оружия не регламентирован, а между органами, задействованными в процедуре принудительного отчуждения огнестрельного оружия, имеются не разрешенные до настоящего времени споры.
При таких обстоятельствах, заявленное исковое требование суд находит законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со статьями 88, 103 ГПК РФ и статьей 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика, не освобожденного от оплаты госпошлины, в доход бюджета МО МР «Удорский» пропорционально удовлетворенной части иска подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец при обращении в суд был освобожден в силу статьи 333.36 НК РФ. Поскольку при обращении в суд по общим правилам подлежала оплате государственная пошлина в размере 300 рублей, то указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 167, 194, 198, 199, 233-237 и 244 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление отделения лицензионно-разрешительной работы по Удорскому району ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Коми к Козлову А.Н. о прекращении права собственности на оружие, удовлетворить.
Прекратить право собственности Козлова А.Н. на охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие марки <данные изъяты> № с последующей его реализацией через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества за вычетом затрат, связанных с реализацией оружия.
Взыскать с Козлова А.Н. в доход бюджета муниципального образования МР «Удорский» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Ответчик вправе подать в Удорский районный суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии заочного решения. На заочное решение суда сторонами также может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий