Решение по делу № 2-2453/2024 от 16.01.2024

УИД 24RS0056-01-2024-000511-73

Дело № 2-2453/2024

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2024 года                         г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Савельевой

при ведении протокола секретарем судебного заседания Алешиным Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Красноярска в интересах Максимовой Татьяны Юрьевны к Министерству здравоохранения Красноярского края, КГБУЗ «КМП № 5» о взыскании затрат на приобретение лекарственного средства, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    

Прокурор Центрального района г. Красноярска в интересах Максимовой Т.Ю. обратился в суд с исковым заявлением (с учётом уточнений от 06.06.2024 к Министерству здравоохранения Красноярского края, КГБУЗ «КМП № 5» о взыскании затрат на приобретение лекарственного средства, компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом группы, страдает заболеванием: <данные изъяты>. Решением врачебной комиссии в связи с имеющимся у Максимовой диагнозом ей назначен лекарственный препарат «<данные изъяты>» по одной таблетке 2 раза в день.

01.12.2023 истец обратилась в аптеку АО «Губернские аптеки» с рецептом от 01.12.2023. Отпуск лекарственного препарата не произведен, в связи с его отсутствием в аптеке и на уполномоченном складе, рецепт поставлен на отсроченное обслуживание, отпуск лекарственного препарата осуществлён 20.12.2023.

В связи с ухудшением самочувствия и отсутствия выданного лекарственного препарата по рецепту истец была вынуждена самостоятельно приобрести препарат «<данные изъяты>» на сумму 2 397 руб., что подтверждается кассовым чеком от 09.12.2023.

Таким образом, ответчиком не приняты меры по обеспечению инвалида группы Максимовой Т.Ю. лекарственным препаратом «<данные изъяты>», что повлекло нарушение прав истца на своевременное бесплатное лекарственное обеспечение, гарантированное государством.

Кроме того на врача КГБУЗ «КМП № 5» была возложена обязанность соответствующего оформления рецептурного бланка. При необходимости немедленного или срочного (в течение двух рабочих дней) отпуска лекарственного препарата пациенту в верхней части рецепта на бумажном носителе проставляются обозначения «cito» (срочно) или «statim» (немедленно). Аналогичные обозначения проставляются в виде отметок при оформлении рецепта в форме электронного документа. Предъявленный в аптеку рецепт отметок о необходимости срочного или немедленного обеспечения не содержал.

В результате указанного бездействия истцу причинены нравственные страдания, поскольку необеспечение жизненно необходимыми лекарственными средствами могло повлечь негативные последствия для состояния здоровья. Причиненный моральный вред истец оценивает в 10 000 руб.

На основании изложенного, просит суд взыскать с КГБУЗ «КМП № 5», Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу истца расходы на приобретение лекарственного средства «Юперио» в размере 2 397 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Материальный истец Максимова Т.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и должным образом.

Представитель процессуального истца - старший помощник прокурора Центрального района г. Красноярска Глухова К.В. в судебном заседании требования искового заявления, с учётом уточнений, поддержала в полном объёме.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края Пахомова Т.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержала доводы письменных возражений, согласно которым группа инвалидности присвоена истцу 09.02.2022 по общему заболеванию. Согласно сведениям из Реестра рецептов, сформированного с использованием Единой информационной системы льготного лекарственного обеспечения, рецепт серии от 01.12.2023 предъявлен в аптечное учреждение 01.12.2023, срок его действия составлял 30 дней. Препарат выдан пациентке 20.12.2023. Пункт 12 Правил № 1093н, устанавливающий сокращённые сроки обеспечения льготных рецептов, признан утратившим силу с 01.09.2022, приказ Минздрава России от 11.07.2017 № 403н, также устанавливающий сокращённые сроки обеспечения льготных рецептов, признан утратившим силу с 01.03.2022.

Согласно пункту 18 Порядка назначения лекарственных препаратов, при необходимости немедленного или срочного (в течение двух рабочих дней) отпуска лекарственного препарата пациенту в верхней части рецепта на бумажном носителе проставляются обозначения «cito» (срочно) или «statim» (немедленно). Аналогичные обозначения проставляются в виде отметок при оформлении рецепта в форме электронного документа. Предъявленный в аптеку рецепт отметок о необходимости срочного или немедленного обеспечения не содержал. Какие-либо иные нормативные документы, устанавливающие сокращенные сроки обеспечения льготных рецептов, в настоящий момент отсутствуют. С учетом изложенного, Министерство полагает, что срок предоставления препарата пациентке нарушен не был. Лекарственный препарат был представлен пациентке в сроки, установленные действующим законодательством. Также просит отметить, что в период с 05.06.2023 по 04.10.2023 истице был предоставлен препарат на 56 дней (по 31.07.2023), препарат назначенный истице 04.10.2023 должен был закончиться 28.11.2023, однако за выпиской препарата истица обратилась лишь 01.12.2023. Причину повышения давления истца определить трудно, так как у неё имеется много диагнозов.

Представители ответчика КГБУЗ «КМП № 5» Жданова О.А., действующая на основании доверенности, поддержала доводы отзыва, полагала иск не подлежащим удовлетворению. Максимова Т.Ю. наблюдается в КГБУЗ «КМП №5» с диагнозом: <данные изъяты>. 09.02.2022 истцу присвоена группа инвалидности по общему заболеванию. Пациенту назначается и выписывается лекарственный препарат <данные изъяты> с кратностью приема по 1 таблетке 2 раза в день, приобретение которого отнесено к компетенции министерства здравоохранения Красноярского края. 06.06.2022 Учреждением сформирована и направлена в министерство здравоохранения Красноярского края заявка на лекарственные препараты, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания на 2023 год (за счет средств Федерального бюджета), а также заявка на 2024 год (копии заявок прилагаются). Лекарственный препарат включен в состав заявок. Хронология выписки рецептов на получение лекарственного препарата согласно реестра рецептов, истцу был выписан рецепт на получение лекарственного препарата <данные изъяты>) серии: от 14.07.2022, количество - 8 стандартов, т.е. лекарственным препаратом истец была обеспечена до 23.02.2023; от 02.03.2023, количество - 1 стандарта, т.е. лекарственным препаратом истец была обеспечена до апреля 2023; от 12.04.2023, количество - 1 стандарта, т.е. лекарственным препаратом истец была обеспечена до 06.06.2023; от 05.06.2023, количество - 1 стандарта, т.е. лекарственным препаратом истец была обеспечена до 01.08.2023.

При обращении истца в Учреждение 04.08.2023 и 05.09.2023 лекарственный препарат <данные изъяты> не выписывался, по причине его временного отсутствия в аптечных организациях и на уполномоченном складе АО «Губернские аптеки», что подтверждается информацией полученной из системы программного обеспечения «Процессинговый центр единой информационной системы льготного лекарственного обеспечения» (ПЦ ЕИС ЛЛО) и информации предоставленной АО «Губернские аптеки». От назначения и выписки аналоговых лекарственных препаратов (<данные изъяты>), во время приема 04.08.2023 и 05.09.2023, истец отказалась. В период с 04.08.2023 по 04.10.2023 обращений истца в Учреждение, по поводу ухудшения состояния здоровья, не было. Обращений/жалоб истца в адрес Учреждения на отсутствие требуемого препарата не было. Согласно реестра рецептов, истцу выписывался рецепт серии от 04.10.2023 на получение лекарственного препарата. Препарат получен истцом 04.10.2023, количество - 1 стандарт, т.е. лекарственным препаратом Пациент был обеспечен по декабрь 2023.

01.12.2023 года истец обратился на прием к врачу терапевту Учреждения ФИО7, в ходе приема истцу был выписан рецепт серии от 01.12.2023 на лекарственное средство <данные изъяты> для предъявления данного рецепта в аптечное учреждение. Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Реестра рецептов, сформированного с использованием Единой информационной системы льготного лекарственного обеспечения. Сроки обслуживания рецепта в аптечном учреждении зависят от разных факторов (от срочности рецепта, самого препарата, а также от оснований назначения такого препарата). До 01.09.2022 действовал п. 12 Правил отпуска лекарственных препаратов (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 № 1093н, регламентирующий сокращенные сроки отпуска лекарственных препаратов при условии, если на рецепте отмечено «cito» срочно или «stadium» немедленно, и в действующих Правилах отпуска лекарственных препаратов порядок отсроченного обслуживания таких рецептов не регламентирован. Учитывая, неопределенность в нормативном регулировании отпуска рецептурных препаратов, на рецептах которых допускается отметка «cito» срочно или «stadium», ответчик полагает что с 01.09.2022 должно применятся общее правило, в соответствии с которым отпуск таких лекарственных препаратов должен осуществляться в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли (п. 11 Правил отпуска).

Согласно сведениям из Реестра рецептов, сформированного с помощью Единой информационной системы льготного лекарственного обеспечения, рецепт серии от 01.12.2023 предъявлен в аптечное учреждение 01.12.2023, но по причине отсутствия лекарственного препарата должен быть обслужен в течение 10 рабочих дней, начиная с даты обращения Пациента в аптечное учреждение (т.е. 12.12.2023). Лекарственное средство получено истцом в аптечном учреждении только 20.12.2023.

При оценке сложившейся ситуации важным является, что для возникновения обязательства по возмещению вреда необходимо совокупность условий и прежде всего, наличие конкретного вреда здоровью Пациента в результате противоправных действий или бездействия со стороны медицинского персонала, причинно-следственной связи между именно противоправным поведением конкретных медицинских работников Учреждения и наступившим вредом, а также вины причинителя вреда. Противоправность предполагает нарушение конкретных норм права, требований закона, а при оценке деятельности врача - нарушение конкретных инструкций, методик, стандартов, установленных для диагностики и лечения. Анализ имеющихся документов и обстоятельств по данному делу показывает отсутствие причинения вреда здоровью Пациента при осуществлении Учреждением уставной деятельности. Понесенные Пациентом расходы на самостоятельное приобретение лекарственного препарата не связаны с какими-либо незаконными действиями (бездействиями) Учреждения, в связи с чем, полагали расходы истца в ходе приобретения лекарственного препарата возмещению Учреждением не подлежат.

Представитель третьего лица АО «Губернские аптеки» в судебное заседание не явился, извещён о дате его проведения своевременно и должным образом, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011     № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - Закон № 323-ФЗ), каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В силу п. 3, 5 ч.1 ст. 29 Закона № 323-ФЗ, организация охраны здоровья осуществляется в том числе путем организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, а также путем обеспечения определенных категорий граждан РФ лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 4.6 Порядка и условий предоставления бесплатной медицинской помощи при реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (Приложение № 1 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Красноярском крае на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.12.2022 № 1177-п), при оказании плановой первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях лекарственное обеспечение осуществляется за счет личных средств граждан, за исключением категорий граждан, имеющих право на получение соответствующих мер социальной поддержки, установленных федеральным или краевым законодательством.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан предусмотрены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон о социальной помощи).

Статьей 6.1 Закона о социальной помощи определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1).

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 (ред. от 14.02.2002) "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" установлен перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в том числе онкологические заболевания (все лекарственные средства, перевязочные средства инкурабельным онкологическим больным) (приложение № 1).

Пунктом 4.8 Порядка и условий предоставления бесплатной медицинской помощи предусмотрено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 осуществляется обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в рамках Перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с утвержденным Постановлением № 890 Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 7 к Территориальной программе).

В силу ч. 15 ст. 37 Закона № 323-ФЗ, назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создаётся в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учёта данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Закона № 323-ФЗ).

Согласно Указам Губернатора Красноярского края от 19.07.2022 № 198-уг «Об утверждении системы исполнительных органов Красноярского края», от 25.07.2022 № 218-уг «О структуре исполнительных органов Красноярского края» министерство является исполнительным органом края, находящимся в подчинении Правительства Красноярского края, осуществляющим свою деятельность на основании положения о нем, утверждаемом Правительством Красноярского края, которым определяется компетенция органа.

В соответствии с п. 3.25, 3.29 Положения о министерстве здравоохранения Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 № 31-п, к компетенции министерства отнесены:

-организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

-организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях или бесплатно, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно статье 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Как следует из материалов дела, Максимова Т.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет группу инвалидности по общему заболеванию бессрочно (<данные изъяты>), что подтверждается справкой МСЭ от 04.02.2022.

Пациенту назначается и выписывается лекарственный препарат <данные изъяты> с кратностью приема по 1 таблетке 2 раза в день., приобретение которого отнесено к компетенции министерства здравоохранения Красноярского края.

Сбор, защита и утверждение заявок на льготное лекарственное обеспечение осуществляется в программном обеспечении «Процессинговый центр единой информационной системы льготного лекарственного обеспечения» (ПЦ ЕИС ЛЛО), доступ к которому имеют Министерство здравоохранения Красноярского края, АО «Губернские аптеки» и медицинские организации, осуществляющие выписку рецептов.

В целях организации гарантированного обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами, Министерством здравоохранения Красноярского края организован ежегодный сбор и защита заявок от учреждений здравоохранения Красноярского края для определения потребности и проведения закупа лекарственных препаратов.

06.06.2022 КГБУЗ «КМП № 5» сформирована и направлена в Министерство здравоохранения Красноярского края заявка на лекарственные препараты, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания на 2023 (за счет средств Федерального бюджета), а также заявка на 2024.

Лекарственный препарат <данные изъяты> (по торговому наименованию - <данные изъяты>) включен в состав заявок.

Как следует из ответа КГБУЗ «КМП № 5» от 26.04.2024, истцу были выписаны рецепты на получение лекарственного препарата <данные изъяты> серии:

- от 14.07.2022, количество - 8 стандартов, т.е. лекарственным препаратом истец была обеспечена до 23.02.2023;

- от 02.03.2023, количество - 1 стандарта, т.е. лекарственным препаратом истец была обеспечена до апреля 2023;

- от 12.04.2023, количество - 1 стандарта, т.е. лекарственным препаратом истец была обеспечена до 06.06.2023;

- от 05.06.2023, количество - 1 стандарта, т.е. лекарственным препаратом истец была обеспечена до 01.08.2023.

При обращении истца в Учреждение 04.08.2023 и 05.09.2023 лекарственный препарат <данные изъяты>) не выписывался, по причине его временного отсутствия в аптечных организациях и на уполномоченном складе АО «Губернские аптеки», что подтверждается информацией полученной из системы программного обеспечения «Процессинговый центр единой информационной системы льготного лекарственного обеспечения» (ПЦ ЕИС ЛЛО) и информации предоставленной АО «Губернские аптеки». От назначения и выписки аналоговых лекарственных препаратов (<данные изъяты>), во время приема 04.08.2023 и 05.09.2023, истец отказалась.

В период с 04.08.2023 по 04.10.2023 обращений истца в Учреждение, по поводу ухудшения состояния здоровья, не было. Обращений/жалоб истца в адрес Учреждения на отсутствие требуемого препарата не было.

Истцу выписывался рецепт серии от 04.10.2023 на получение лекарственного препарата <данные изъяты>). Препарат получен истцом 04.10.2023, количество - 1 стандарт, т.е. лекарственным препаратом Пациент был обеспечен по декабрь 2023.

01.12.2023 истец обратилась на прием к врачу терапевту Учреждения ФИО7, в ходе приема истцу был выписан рецепт серии от 01.12.2023 на лекарственное средство <данные изъяты>) для предъявления данного рецепта в аптечное учреждение.

Максимова Т.Ю. 01.12.2023 обратилась в аптеку АО «Губернские аптеки» с рецептом (рецепт выдан 01.12.2023). Отпуск лекарственного препарата не произведен, в связи с его отсутствием в аптеке и на уполномоченном складе, рецепт поставлен на отсроченное обслуживание, 20.12.2023 истцом получен препарат.

09.12.2023 истцом приобретён лекарственный препарат <данные изъяты>), стоимостью 2 397 руб., что подтверждается кассовым чеком 09.12.2023.

Согласно сведениям из Реестра рецептов, сформированного с использованием Единой информационной системы льготного лекарственного обеспечения, рецепт серии от 01.12.2023, предъявлен в аптечное учреждение 01.12.2023. Препарат выдан пациентке 20.12.2023, т.е. на 20-й рабочий день с момента постановки рецепта на отложенное обеспечение.

Разрешая заявленные требования в части компенсации стоимости лекарственного препарата и производных расходов, суд учитывает следующее.

По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (ч. 2 ст. 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями, в числе которых - оказание лицам, страдающим определенными заболеваниями, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами.

Организация такого обеспечения на территории Красноярского края относится к компетенции Министерства здравоохранения Красноярского края, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному и своевременному обеспечению определенной категории лиц теми лекарственными препаратами, которые им назначены лечебными учреждениями.

Суд не усматривает нарушений действующего правового регулирования, а, соответственно, ненадлежащего исполнения обязательств со стороны министерства.

Согласно Указам Губернатора Красноярского края от 19.07.2022 № 198-уг «Об утверждении системы исполнительных органов Красноярского края», от 25.07.2022 № 218-уг «О структуре исполнительных органов Красноярского края» министерство является исполнительным органом края, находящимся в подчинении Правительства Красноярского края, осуществляющим свою деятельность на основании положения о нем, утверждаемом Правительством Красноярского края, которым определяется компетенция органа.

Согласно п. 3.25 Положения о министерстве здравоохранения Красноярского края, утвержденном постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 № 31-п, к компетенции министерства отнесена организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях или бесплатно, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В соответствии с п. 2,10 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 24.31.2021 № 1094н, при назначении лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой работник, назначивший лекарственный препарат, оформляет назначение лекарственных препаратов на рецептурном бланке в бумажной форме или в форме электронного документа.

Согласно пункту 18 Порядка назначения лекарственных препаратов, при необходимости немедленного или срочного (в течение двух рабочих дней) отпуска лекарственного препарата пациенту в верхней части рецепта на бумажном носителе проставляются обозначения "cito" (срочно) или "statim" (немедленно). Аналогичные обозначения проставляются в виде отметок при оформлении рецепта в форме электронного документа.

Обязательства министерства по обеспечению граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания, возникают с момента выписки рецепта лечащим врачом и предъявления его в аптеку.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 № 1093н утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско- акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации (далее - Правила № 1093н).

Из п. 12 Правил № 1093н (действовавшего до 01.09.2022) следует, что в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, отпускаемый бесплатно или со скидкой, обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.

Вместе с тем, на момент выдачи рецепта (01.12.2023) вышеуказанный пункт утратил силу (с 01.09.2022), в связи с чем, с 01.09.2022 применяется общее правило, в соответствии с которым отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли (п. 11 Правил № 1093н). Какой-либо иной нормативный акт, устанавливающий иные сроки обеспечения льготных рецептов, отличающиеся от общих, до настоящего момента не принят.

Так, из дела следует, что на рецепте серии от 01.12.2023, предъявленном в аптечное учреждение 01.12.2023, установлен срок действия рецепта 30 дней, Максимова Т.Ю. лекарственным препаратом была обеспечена 20.12.2023, то есть в течение срока его действия (до 30.12.2023), что соответствовало законодательству, действующему на момент обращения пациента с рецептом в аптеку. Никаких иных отметок о выдаче «срочно» или «немедленно» на рецепте не имеется.

При таких фактических обстоятельствах, судебная коллегия считает, что поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что со стороны ответчика Министерства Здравоохранения Красноярского края не имеется незаконных действий, связанных с невыдачей истцу препарата немедленно, то решение суда в части возложения на министерство обязанности возместить Максимовой Т.Ю. затраченные ей денежные средства на приобретение лекарственного препарата в размере 2 397 руб. удовлетворению не подлежит.

Вместе с тем, суд учитывает следующее.

На рецепте серии от 01.12.2023, предъявленном в аптечное учреждение 01.12.2023, установлен срок действия рецепта 30 дней, Максимова Т.Ю. лекарственным препаратом была обеспечена 20.12.2023, то есть в течение срока его действия (до 30.12.2023), что соответствовало законодательству, действующему на момент обращения пациента с рецептом в аптеку. Никаких иных отметок о выдаче «срочно» или «немедленно» на рецепте не имеется.

Истец направила в адрес суда дополнительные пояснения, в которых указала, что необеспечение её лекарственным препаратом в период с 01.12.2023 по 09.12.2023 привело к ухудшению состояния здоровья, повышению АД, что причинило истцу боль, нравственные и физические страдания.

Как следует из пояснений лечащего врача КГБУЗ «КМП № 5», приём препарата для истца является жизненно необходимым и должен приниматься без перерывов. Неприменение данного препарата может привести к ухудшению состояния здоровья.

Как следует из представленной в материалы дела копии медицинской карты на имя истца, она обращалась в КГБУЗ «КМП № 5» 05.07.2023, 04.08.2023, 05.09.2023, 04.10.2023, 02.11.2023 с жалобами на головную боль и перепады АД.

Согласно представленной в материалы дела копии карты на имя Максимовой Т.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., вызова скорой медицинской помощи от 09.12.2023, Максимова Т.Ю. имела жалобы на головную боль, АД и частота пульса повышенные.

Предъявленный в аптеку рецепт, выданный КГБУЗ «КМП № 5», отметок о необходимости срочного или немедленного обеспечения не содержал. Истцу лекарственный препарат выдан 20.12.2023, т.е. на 20-й рабочий день с момента постановки рецепта на отложенное обеспечение, что соответствовало законодательству, действующему на момент обращения пациента с рецептом в аптеку.

Вместе с тем, из содержания положений главы 59 ГК РФ следует, что лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать: наличие и размер причиненных ему убытков; незаконность и противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями (бездействием) ответчика и причиненными истцу убытками; наличие вины ответчика либо наличия законного основания, при котором ответчик отвечает за такие действия без вины.

Указанная совокупность условий по настоящему делу установлена, в связи с чем суд полагает возможным взыскать 2 397 руб. с ответчика КГБУЗ «КМП № 5» в пользу истца в счёт расходов на приобретение лекарственного препарата.

Истцом также заявлены требования о компенсации морального вреда.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями ст. 1101 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Как указано в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>, честь и доброе имя, <данные изъяты> переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Суд исходит из того, что в нарушение действующего правового регулирования не было организовано бесплатное обеспечение Максимовой Т.Ю. необходимым ей по жизненным показаниям лекарственным препаратом бесплатно, вместе с тем, 09.12.2023 ей пришлось приобрести его за собственные денежные средства, что свидетельствует о нарушении прав истца на гарантированный ему государством объем медицинской помощи, в связи с чем, она испытывал переживания. Кроме того, приобретение лекарственного препарата за свой счет повлекло ухудшение её материального положения, так как она является пенсионером. То обстоятельство, что истец должен быть обеспечен вышеуказанным лекарственным препаратом бесплатно министерством здравоохранения Красноярского края в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Суд принимает во внимание состояние здоровья и возраст истца, отсутствие наступления негативных для жизни и здоровья истца последствий, характер и длительность переживаний истца по поводу необеспечения её необходимым лекарственным препаратом бесплатно принимая во внимание принципы разумности и справедливости, приходит к выводу, что компенсация в размере 5 000 руб. является достаточной.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Центрального района г. Красноярска в интересах Максимовой Татьяны Юрьевны к Министерству здравоохранения Красноярского края, КГБУЗ «КМП № 5» о взыскании затрат на приобретение лекарственного средства, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с КГБУЗ «КМП № 5» в пользу Максимовой Татьяны Юрьевны расходы по приобретению лекарственного препарата в размере 2 397 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

В иске к Министерству здравоохранения Красноярского края отказать

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

Подписано председательствующим.

Копия верна.

Судья М.Ю. Савельева

Мотивированное решение составлено 10.10.2024

2-2453/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Центрального района г. Красноярска
Максимова Татьяна Юрьевна
Ответчики
Министерство Здравоохранения Красноярского края
Другие
АО "Губернские аптеки"
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Судья
Савельева Мария Юрьевна
Дело на странице суда
centr.krk.sudrf.ru
16.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2024Передача материалов судье
18.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.03.2024Предварительное судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
11.09.2024Судебное заседание
19.09.2024Судебное заседание
10.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее