Решение по делу № 2а-392/2021 от 05.10.2020

УИД 11RS0001-01-2020-012736-39 Дело № 2а-392/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мишариной И.С.,

при секретаре Королевой Ю.В.,

с участием административного истца Коломейцева А.Н., представителей административных ответчиков Рижко О.В. и Васюхневич А.С.,

рассмотрев 29 марта 2021 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Коломейцева Андрея Николаевича к Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ Управлению конвоирования УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении условий содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 07.07.2017 по 06.10.2020, а также 03.10.2019 и 17.11.2019 в период этапирования в спецтранспорте, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

Коломейцев А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений к Российской Федерации в лице ФСИН России о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении условий содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 27.07.2017 по 06.10.2020, а также 03.10.2019 и 17.11.2019 в период этапирования в спецтранспорте, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В обоснование заявленных требований указано, что в указанные период содержания административного истца в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми условия содержания являлись не надлежащими, что выразилось в нарушении норм жилой площади и количества содержащихся в секциях человек, в нарушении системы вентиляции, в плохом освещении, в отсутствии проточной вентиляции, нарушения приватности в туалетах, не соответствии количества умывальников и унитазов, в ненадлежащем питании, недостаточном для поддержания организма взрослого человека. Также указывает, что условия транспортировки административного истца 03.10.2019 и 17.11.2019 специальным автомобильным и железнодорожным транспортом являлись не надлежащими, что выразилось в нарушении размера площади количеству перевозимых людей, в отсутствии освещения и проветривания, в необеспечении индивидуальным спальным местом, столом для приема пищи. Полагая, что указанные условия содержания в заявленные периоды нарушали ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, считает, имеются основания для присуждения компенсации за нарушение условия содержания в исправительном учреждении и в специальном транспорте.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ Управлению конвоирования УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованных лиц начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Трефяк М.М., начальник ФКУ Управления конвоирования УФСИН России по Республике Коми Снегирев И.М.

В судебном заседании административный истец Коломейцев А.Н. на удовлетворении требований с учетом уточнений настаивал в полном объеме.

Представители административных ответчиков ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми Рижко О.В. и Васюхневич А.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзывах на административное исковое заявление.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

Поскольку как следует из материалов дела, административный истец обращался в адрес Европейского суда по правам человека с жалобами на ненадлежащие условия содержания в ФКУ ИК-1 и при транспортировке в заявленные периоды, и принимая во внимание, что с настоящим административным иском Коломейцев А.Н. обратился в суд 15.07.2021, суд находит доводы административных ответчиков о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с настоящим иском, предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ не состоятельными.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Коломейцев А.Н. отбывал меру уголовного наказания в ИК-1 с 26.07.2017 по 17.01.2021. В период с 03.10.2019 по 17.11.2019 убывал в ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми.

По прибытии в ИК-1 26.07.2017 административный истец помещен в карантинное отделение. 31.07.2017 распределен в отряд № 6 общежития № 5, расположенного на 2 этаже здания, где содержался в период с 31.07.2017 по 01.06.2018. Общежитие № 5 - двухэтажное здание в кирпичном исполнении 1972 года постройки, жилая площадь составляет 574 кв.м., согласно технического паспорта здания, экспликации к нему площадь 2 этажа по внутреннему обмеру составляет: основные жилые 303,2 кв.м., вспомогательных: 83,6 кв.м., всего 386,8 кв.м., а также коридоры 30,3 кв.м. (10, 11 экспликации), итого всего: 417,1 кв.м.; помещение воспитательной работы (ПВР) помещение № 2 на экспликации ко 2 этажу, площадь составляет 52,1 кв.м.; сушильное помещение, помещение № 3 на экспликации ко 2 этажу, площадь составляет 9,4 кв.м.; помещения для хранения личных вещей, помещение № 5 экспликации 2 этажа, площадь составляет 27,3 кв.м.; комната для хранения и разогрева продуктов питания №№ 6, 7 экспликации, площадь 37,3 кв.м.

Согласно журнала учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных, в отряде № 6 в период с 31.07.2017 по 01.06.2018, содержалось от 80 до 104 человек. Периодически, от 1 до 2 осужденных, отсутствовали в отряде, в связи с убытием в комнату длительного свидания, от 1 до 46 осужденных отсутствовали, в связи с привлечением к труду, от 1 до 2, в связи с выдворением в ШИЗО, от 1 до 2, в связи с помещением в медицинскую часть.

Таким образом, на одного осужденного площади отряда приходилось от 4 до 5,2 кв.м., что соответствует нормам площади, установленным ст. 99 УИК РФ.

Спальные помещения располагаются в помещениях №№ 1, 8, 9, общая площадь составляла 251,1 кв.м., из них: № 1 - 83,4, № 8 - 84,6 кв.м., № 9 - 83,1 кв.м. В спальных помещениях установлены металлические кровати, которые расположены вдоль стены и установлены в один или два яруса. Каждому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место. Между рядами кроватей место для тумбочки, для использования двух человек, а также табурет на одного человека.

Также установлено, что 21.11.2019 административный истец распределен в отряд № 3, расположенный на 1 этаже общежития № 4, 27.11.2019 переведен в отряд № 4, расположенный на 2 этаже общежития № 4, 01.12.2020 переведен в отряд № 3, расположенный на 1 этаже общежития № 4, в котором отбывал меру уголовного наказания до момента освобождения.

Общежитие № 4 - двухэтажное здание в кирпичном исполнении 1978 года постройки. Общая площадь здания составляет 719,9 кв.м., согласно технического паспорта здания, экспликации к нему, площадь 1 этажа по внутреннему обмеру составляет: основные жилые 241,8 кв.м., вспомогательных: 98,5 кв.м., итого всего: 340,3 кв.м.

Спальные помещения располагаются в помещениях № № 2, 3, 5 (согласно экспликации к техническому паспорту здания), общая площадь составляет 237,3 кв.м., из них: № 2 - 69,3 кв.м., № 3 - 83,8, № 5 - 84,2 кв.м. Так же, на 2 этаже располагается ПВР № 7 (согласно экспликация к техническому паспорту здания), площадь составляет 40,6 кв.м., помещение для хранения личных вещей (каптерка) № 6 экспликации площадью 13,1 кв.м., санитарный узел площадью 20,6 кв.м

В период с 27.11.2019 по 01.12.2020 административный истец содержался в отряде № 4, расположенном на 2 этаже общежития № 4, согласно технического паспорта здания, экспликации к нему, площадь 2 этажа по внутреннему обмеру составляет: основные жилые 270,5 кв.м., вспомогательных: 44,2 кв.м., также в экспликации не указан расчет санитарного узла, оборудованного еще в 2016 на 2 этаже над санитарным узлом 1 этажа (№ 11 экспликации 1 этажа), площадью 16,2 кв.м., итого всего: 330,9 кв.м.

Согласно журнала учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных, в отряде № 3 в период с 21.11.2019 по 27.11.2019 года, содержалось от 93 до 95 человек, при этом периодически от 1 до 2 отсутствовали, в связи с выдворением в ШИЗО, при делении общей жилой площади со вспомогательными помещениями на количество содержащихся в отряде осужденных, на одного осужденного приходилось от 3,58 до 3,65 кв.м. площади.

Согласно журнала учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных, в отряде № 4 в период с 27.11.2019 по 01.12.2020, содержалось от 82 до 87 человек, в среднем, большую часть времени вышеуказанного периода в отряде содержалось 84 человека, поскольку периодически 1 осужденный отсутствовал в отряде, в связи с убытием в комнату длительного свидания, от 2 до 6 осужденных отсутствовали, в связи с выдворением в ШИЗО, в связи с чем при делении общей жилой площади со вспомогательными помещениями на количество содержащихся в отряде осужденных, на одного осужденного приходилось от 3,8 кв.м. до 4,03 кв.м. площади.

Согласно журнала учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных, в отряде № 3 в период с 01.12.2019 по 15.01.2021 года, содержалось от 90 до 103 человек, при этом в среднем в отряде содержалось 93 человека, периодически от 8 до 12 отсутствовали, в связи с привлечением к оплачиваемому труду, 21 человек, в связи с убытием в лечебное учреждение. Таким образом, при делении общей жилой площади со вспомогательными помещениями на количество содержащихся в отряде осужденных, на одного осужденного приходилось от 3,30 до 3,78 кв.м. площади.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 N 2, приказа ФСИН России от 27.06.2006 N 512, которым утверждены Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы, а также требования ст. 99 УИК РФ по соблюдению нормы площади, в период отбывания административного истца наказания администрацией исправительного учреждения соблюдались.

Также установлено, что в период содержания административного истца в его распоряжении имелась комната для хранения и разогрева продуктов питания № № 6, 7 общежития № 5, площадью 37,3 кв.м., которая была оборудована 3 чайниками, 1 двухкомфорочной, 1 однокомфорочной плиткой, имеются 2 стола, табуреты на 16 посадочных мест, 3 холодильника, вдоль стен располагаются подвесные шкафчики для хранения продуктов питания, под шкафчиками стоят столы с рабочими поверхностями с закрытыми полками, в которых также хранятся продукты питания, а также комната для хранения продуктов питания и приема пищи в общежитии № 4 в помещении № 9, площадь 10,6 кв.м., оборудованой 3 чайниками, 1 двухкомфорочной, 1 однокомфорочной плиткой, 1 холодильником, мебелью, в том числе для хранения продуктов питания, столами с рабочими поверхностями.

В период содержания административного истца питание осуществлялось согласно распорядку дня, поотрядно в столовой, расположенной в жилой зоне учреждения, которая состоит из следующих помещении: обеденный зал, раздевалка, мясной цех, рыбный цех, овощной цех, горячий цех, хлеборезка, крупяной склад, санитарный узел, кабинет заведующего столовой. При этом площадь обеденного зала столовой составляет 400,00 кв.м, который оборудован 24 обеденными столами, каждый стол оснащен двумя скамейками на 10 посадочных мест каждая, посуда в столовой пластиковая, пища выдается на раздаче в пластиковых подносах согласно норме питания; общее количество посадочных мест - 240.

Питание осужденных в ИК-1 организовано, согласно с нормами питания, постановления Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально- бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» и приказа Минюста Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Приём пищи довольствующимися производится по распорядку дня, утверждённому начальником учреждения.

Пища готовится отдельно три раза в сутки по утвержденным раскладкам. Закладка продуктов в котел производится в присутствии оперативного дежурного и ответственного по колонии. Качество приготовления пищи удовлетворительное, калорийность в норме, разнообразие блюд поддерживается.

В период содержания административного истца с 31.07.2017 по 01.06.2018 санитарный узел отряда № 6 общежития № 5, располагался на первом этаже и находился в совместном пользовании с отрядом № 7, в настоящее время имеет площадь 49,95 кв.м., оборудован: 6 унитазами, 4 чашами генуя, 4 писуарами, 11 раковинами, 1 раковиной для мойки ног.

В период содержания административного истца с 01.06.2018 по 03.10.2019 санитарный узел отряда № 6 общежития № 3, располагался на между 1 и вторым этажом, оборудован: 7 унитазами, 3 писуарами, 10 раковинами, 1 раковиной для мойки ног.

В период содержания с 21.11.2019 по 27.11.2019 и с 01.12.2019 по 15.01.2021 санитарный узел общежития № 4, отряд № 4 имеет площадь 16,2 кв.м., оборудован: унитазами в количестве 10 штук, ножная раковина в количестве 1 штуки, 11 раковин для мытья рук.

В период с 27.11.2019 по 01.12.2020 в пользовании административного истца был санитарный узел общежития № 4, отряд № 4, площадью 16,2 кв.м., оборудован: унитазами в количестве 10 штук, ножная раковина в количестве 1 штуки, 11 раковин для мытья рук.

Как следует из справок все оборудование санузлов находится в удовлетворительном исправном состоянии, ежедневно проводятся уборка с применением дезинфицирующих средств, посторонние запахи в санитарном узле отсутствуют, для обеспечения приватности между унитазами оборудованы перегородки с дверями, при выходе из строя дверей или задвижек своевременно производится ремонт. Все задвижные механизмы находятся в исправном состоянии.

Таким образом, доводы административного истца о том, что туалетов не хватало, в них стоял запах, отсутствовала приватность, являются не состоятельными

Также установлено, что во все периоды содержания административного истца в ФКУ ИК-1 внтиляционная система в жилых секциях находилась в исправном состоянии, что обеспечивает качественное проветривание помещения. Все жилые секции в общежитиях оборудованы окнами с исправными форточками, что позволяет при необходимости проветривать помещения и вентиляционными шахтами в перекрытиях во избежание появления переувлажнённости. В спальных помещениях отрядов следы плесени и затхлый запах отсутствует.

Искусственное и естественное освещения в помещениях общежитий соответствует гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СП 2.1.2.2844-11 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений".

Данные обстоятельства соответствия освещения, вентиляции и питания также подтверждаются актами Филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ 11 ФСИН от 24.05.2017, 09.01.2018, 17.05.2018, 02.08.2018, 15.02.2019 30.08.2019, 24.07.2020.

Для прогулок осужденных, в том числе административного истца в ФКУ ИК-1 используется локальный участок для прогулок, площадью 400 кв.м., вмещающий для одновременной прогулки 200 человек.

Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что условия содержания административного истца в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в период с с 07.07.2017 по 06.10.2020 соответствовали требованиям законодательства, нарушения ст.3 Конвенции не установлено, в связи с чем требования в данной части не подлежат удовлетворению.

Разрешая требований административного истца в части условий его содержания в период транспортировки 03.10.2019 и 17.11.2019, суд приходит к следующему.

Установлено, что административный истец конвоировался караулами, назначенными от ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми 03.10.2019 из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми до железнодорожной станции Сыктывкар встречным караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН, в специальном автомобиле марки «...», где административный истец размещался в большой камере № 3, совместно с 13 осужденными;

с 03.10.2019 по 04.10.2019 от железнодорожной станции Сыктывкар до железнодорожной станции Ухта плановым караулом по железнодорожному маршруту «Сыктывкар-Воркута», в специальном вагоне, где размещался в малой камере № 1, на всем пути следования загрузка камеры не превышала 9 человек;

04.10.2019 от железнодорожной станции Ухта до ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми встречным караулом, в специальном автомобиле марки «...», где размещался в большой камере № 3, совместно с 8 осужденными;

17.11.2019 из ФКЛПУ Б-18 до железнодорожной станции Ухта встречным караулом, в специальном автомобиле марки «...», где размещался в большой камере № 3, совместно с 5 осужденными;

17.11.2019 от железнодорожной станции Ухта до железнодорожной станции Сыктывкар плановым караулом по железнодорожному маршруту «Сыктывкар- Воркута», в специальном вагоне, где размещался в малой камере № 1, на всем пути следования загрузка камеры не превышала 10 человек;

17.11.2019 от железнодорожной станции Сыктывкар до ФКУ ИК-1 встречным караулом, в специальном автомобиле марки «...», где размещался в большой камере № 4, совместно с 13 осужденными.

В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные к лишению свободы, направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с данным Кодексом.

Статьей 12 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Такими федеральными органами, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 и Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, являются Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации, которые своим приказом от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп утвердили Инструкцию.

Инструкция определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях (пункт 1).

Частью 3 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлено, что при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.

Как следует из материалов дела административный истец перевозился на спецавтомобилях, в которых размешался в больших и малых камерах.

Указанные спецавтомобили используемые ФСИН России изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза TP ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

Указанные спецавтомобили, в день перевозок в них административного истца были технически исправны, все системы жизнеобеспечения: освещение, вентиляция, отопление были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов в приеме спецавтомобилей в постовых ведомостях.

Конвоирование спецконтингента в специальных автомобилях осуществлялось в пределах населенных пунктов. Скорость движения спецавтомобилей, в которых размещался административный истец, не превышала 60 км/ч, а на опасных участках дороги, скорость снижалась в соответствие с требованиями знаков дорожного движения, что обеспечивало комфортабельную и безопасную перевозку не только конвоируемых лиц, но и личного состава караула.

Конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие окон, поручней, ремней безопасности, а также мягких полок для сидения в камерах спецавтомобилей. При этом камеры специальных автомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. Кроме того, приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула.

Для перевозки осужденных из лиц, содержащихся под стражей,
по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.20 18 № 26дсп/85дсп «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ от 24.05.2006 199дсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» норму размещения конвоируемых лиц в больших камерах специальных вагонов определены 10 человек в большие камеры и до 4 человек в малые.

Конструкция специальных вагонов, в которых конвоировался административный истец внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-О3, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12.

Системы жизнеобеспечения специальных вагонов, в которых следовал административный истец, а именно вентиляция, освещение и водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов и записями: проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов.

Большая камера специального вагона (размеры: ширина - 163 см, длина - 214 см, высота - 287 см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения по 4 человека на каждую из 2 нижних полок, которые можно использовать как спальные места.

Габариты свободного пространства в больших камерах спецвагонов для размещения личных вещей конвоируемых составляют под нижними полками с левой и правой сторон, длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0,51 куб. м., что позволяет использовать пространство для размещения личных вещей.

Нормами действующих нормативных правовых актов и конструктивной особенностью специального вагона не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест, а также выдача им постельного белья и матрацев в специальных вагонах, не предусмотрено оборудование скамеек мягким покрытием, поручнями для рук, ограничительными поручнями вдоль спальных мест, накладными лестницами и столов для приема пищи в камерах конвоируемых лиц.

Выдача питьевой воды осуществляется по просьбам конвоируемых лиц без ограничений. Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставляется согласно графику (не менее трех раз в день). В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла около 60°С. Для приготовления горячей воды в специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки ее температуры.

Специальный вагон оборудован системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры.

Общее освещение специального вагона состоит из 8 и 9 ламп накаливания мощностью по 40 Ватт каждая. Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив камер. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток. В коридоре специального вагона имеется 6 застекленные оконных проемов. В самих камерах спецвагонов окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками отделенными решеткой с решетчатой дверью, образуется единое воздушное пространство.

Оборудование туалета специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.

Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно пункта 229 Инструкции по первому требованию, в порядке очередности.

Продуктами питания (индивидуальный рацион питания) осужденные и лица, содержащиеся под стражей обеспечиваются органом отправителем, на основании Приказа Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся - в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Согласно вышеуказанным нормам, органом отправителем, в случае если предоставление горячей пищи невозможно, конвоируемым лицам выдаются продукты питания, в том числе консервы. Индивидуальный рацион питания комплектуется ложкой и стаканом. При приеме спецконтингента, караулами проверяется наличие продуктов в индивидуальном рационе питания и срок их годности.

Перед отправкой специального вагона в рейс, начальником караула проверяется заправка воды, работоспособность системы вентиляции, освещения, после чего делается пометка в путевой ведомости о принятии специального вагона.

Горячая вода для гидратации индивидуальных рационов питания конвоируемым лицам выдавалась в пути следования в соответствии с требованиями Инструкции, согласно утвержденного графика 3 раза в сутки, а питьевая вода в соответствии с требованиями пункта 175 Инструкции по потребности.

При этом, перед каждой отправкой проводится полная проверка работоспособности систем спецвагона, его материально-техническое и медицинское обеспечение, о чем имеются отметки в путевых ведомостях.

Также установлено, что Коломейцев А.Н. не обращался с жалобами на условия перевозки, содержания в период перевозки, состояние помещений, освещенности, качества питания, освещения в конкретные периоды не фиксировались уполномоченными органами в документах, которые в последующем могли бы быть использованы в качестве доказательств.

Таким образом нарушение действиями административных ответчиков конкретных требований правовых норм и прав административного истца в период его перевозки и содержания не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Проанализировав доводы административного истца и представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что условия перевозки и содержания последнего в заявленный период соответствовали установленным требованиям. Те неудобства, которые, по мнению административного истца, причинили ему страдания в связи с его перевозкой и содержанием не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы.

Напротив, согласно представленных административным ответчиком в материалы дела доказательств, отвечающих признакам относимости и допустимости, в заявленный период условия конвоирования Коломейцева А.Н. соответствовали требованиям Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.20 18 № 26дсп/85дсп «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ от 24.05.2006 199дсп/369дсп.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено доказательств того, что он перевозился и содержался в заявленный период в бесчеловечных условиях, нарушающих его права и унижающих достоинство человека. Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий от действий должностных лиц, а также вины государственных органов и их должностных лиц, нарушающих личные неимущественные права или нематериальные блага, судом не установлено. Нарушений ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд также не усматривает.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку в период содержания Коломейцева А.Н. в ФКУ ИК-1 и в период его транспортировки, в заявленные периоды, условия содержания соответствовали требованиям действующего законодательства, нарушения прав административного истца не установлено, в связи с чем суд не находит оснований для взыскания в его пользу денежной компенсации за нарушение условий содержания.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Коломейцева Андрея Николаевича к Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ Управлению конвоирования УФСИН России по Республике Коми, о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении условий содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 07.07.2017 по 06.10.2020, а также 03.10.2019 и 17.11.2019 в период этапирования в спецтранспорте, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С. Мишарина

Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2021 года.

2а-392/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коломейцев Андрей Николаевич
Ответчики
Российская Федерация в лице ФСИН России
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Мишарина Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
05.10.2020Регистрация административного искового заявления
06.10.2020Передача материалов судье
06.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.10.2020Предварительное судебное заседание
02.12.2020Предварительное судебное заседание
13.01.2021Судебное заседание
16.02.2021Судебное заседание
29.03.2021Судебное заседание
19.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее