Мировой судья – Ковалева Д.Р.
Дело № 11-122/2020 (2-1355/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июня 2020 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Корчевой А.С., при секретаре Андреевой Е.В., с участием ответчика Гнетнева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «<данные изъяты>» к Гнетневу А.А. о возмещении ущерба в порядке регресса, с апелляционной жалобой Гнетнева А.А. на решение мирового судьи судебного участка № 14 Новгородского судебного района от 30 июля 2019 года,
у с т а н о в и л:
Акционерное общество «<данные изъяты>» обратилось в суд с иском к Гнетневу А.А. о взыскании суммы выплаченного страхового возмещения в размере 9115 руб. в порядке регресса.
В обоснование иска указав, что 21 февраля 2018 года произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортных средств <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № под управлением ФИО1 и транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № под управлением водителя Гнетнева А.А., виновником ДТП признан Гнетнев А.А. Транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № в результате дорожно-транспортного происшествия получило технические повреждения. Документы по факту дорожно-транспортного происшествия были оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. Гражданская ответственность водителя Гнетнева А.А. была застрахована в АО «<данные изъяты>». ФИО1 в СПАО «<данные изъяты>». АО «<данные изъяты>» произвело возмещение ущерба СПАО «<данные изъяты>» в размере 9115 руб. Поскольку ответчик (виновник ДТП) не представил страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность – АО «<данные изъяты>» экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП в течение пяти рабочих дней со дня ДТП, то к истцу перешло на основании п. «ж» ст. 14 Закона об ОСАГО право регрессного требования с виновника ДТП.
Решением мирового судьи судебного участка №14 Новгородского судебного района от 30 июля 2019 года исковые требования АО «<данные изъяты>» удовлетворены, постановлено взыскать с Гнетнева А.А. в пользу АО «<данные изъяты>» в счет возмещения ущерба в порядке регресса сумму выплаченного страхового возмещения в размере 9115 рубль, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Не согласившись с указанным решением Гнетнев А.А., обратился в Новгородский районный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи судебного участка №14 Новгородского судебного района от 30 июля 2019 года отменить, принять по делу новее решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права и процессуального права, поскольку им предоставлялся экземпляр извещения в страховую компанию, также мировым судьей не было разрешено ходатайство о допросе свидетеля.
Ответчик в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Истец АО «<данные изъяты>», третьи лица ФИО1, СПАО «<данные изъяты>», ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 21 февраля 2018 г. по адресу: <адрес>, <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортных средств <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № под управлением ФИО1 и транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № под управлением водителя Гнетнева А.А., собственником которого является ФИО2
Гражданская ответственность ФИО1 застрахована в СПАО «<данные изъяты>» и ФИО2 на момент дорожно-транспортного происшествия была застрахована в АО «<данные изъяты>».
В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № получил механические повреждения.
Данное происшествие было оформлено водителями без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (разногласий по обстоятельствам причинения вреда транспортным средствам не было), они заполнили бланки извещения о дорожно-транспортном происшествии в двух экземплярах, каждому по одному; вину в дорожно-транспортном происшествии полностью признал Гнетнев А.А.
28 февраля 2018 года ФИО1 обратился в страховую компанию с заявление в СПАО <данные изъяты>» о страховом возмещении.
СПАО «<данные изъяты>» признало наступление страхового случая и на основании экспертного заключения № ПР8451673 произвело страховую выплату в размере 9115 рублей – 05 марта 2018 года.
СПАО «<данные изъяты>» обратилось с требованиями о возмещении ущерба к АО «<данные изъяты>», которые были удовлетворены и АО «<данные изъяты>» возместило в размере 9115 рублей.
Судом установлено, что ответчиком (лицом, причинившим вред) в течение пяти рабочих дней с момента дорожно-транспортного происшествия бланк извещения в адрес истца АО «ГСК Югория» не направлялся.
Удовлетворяя заявленные АО «<данные изъяты>» требования и взыскивая денежные средства с Гнетнева А.А. в порядке регресса, мировой судья руководствовался статьями 1064,929,931 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11.1, 12, подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, 14.1 Закона об ОСАГО и исходил из неисполнения виновником дорожно-транспортного происшествия Гнетневым А.А. обязанности по направлению в установленный законом срок в адрес АО «<данные изъяты>», застраховавшего его гражданскую ответственность, бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами установленными мировым судьей при рассмотрении дела.
Пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно пункту 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В соответствии с пунктом 4 статьи 931 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции, действовавшей на момент дорожно-транспортного происшествия) потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.
По правилам пункта 2 статьи 11.1 Федерального закона 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
В бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии указываются сведения об отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо о наличии и сути таких разногласий.
Согласно п. 3.8 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 19.09.2014 № 431-П заполненные водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств извещения о дорожно-транспортном происшествии, оформленные на бумажном носителе в соответствии с пунктом 3.6 настоящих Правил, должны быть в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие.
Как предусмотрено п.п. «ж» пункта 1 статьи 14 Федерального закона 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции действующей на момент дорожно-транспортного происшествия) к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если: указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
Исходя из положений указанных норм права, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу являлось установление факта исполнения Гнетневым А.А. обязанности по направлению в течение пяти рабочих дней в адрес АО «ГСК Югория» своего экземпляра бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей достоверно установлено, что Гнетнев А.А. без уважительных причин своевременно бланк извещения о дорожно-транспортным происшествии направлен в АО «ГСК Югория» не был.
Довод Ответчика о том, что им предоставлялся бланк извещения, который содержится в материалах дела, поскольку имеется на оборотной стороне его подпись, материалами дела не подтверждается, как следует из выплатного дела СПАО «<данные изъяты>», то именно такой бланк извещения был предоставлении потерпевшим ФИО1, в связи с чем он был перенаправлен СПАО «<данные изъяты>» в АО «<данные изъяты>», таким образом, представленные сведения представителем истца об отсутствии со стороны ответчика предоставленного бланка извещения является достоверным.
Кроме этого, в извещении о ДТП, которое подписано ответчиком и потерпевшим указано, что каждый участник ДТП направляет свой экземпляр бланка страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность. В случае ненаправления виновником ДТП своего экземпляра бланка извещения в течение пяти рабочих дней со дня ДТП страховщик вправе взыскать с него убытки в размере страховой выплаты, что соответствует требованиям закона об ОСАГО и Правилам.
Требование истца были заявлены в соответствии с действующими на момент дорожно-транспортного происшествия правовыми положениями закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно ограничил права ответчика (необоснованно не разрешил ходатайство о допросе свидетеля), что повлекло вынесения решения без установления фактических обстоятельств, и как следствие, неприменения подлежащих применению норм материального права, не могут служить основанием для отмены состоявшего по делу решения, поскольку не свидетельствуют о его незаконности и необоснованности, правильность выводов суда, с которыми согласился суд апелляционной инстанции, они не опровергают. Относительно не исследования возражений, то при принятии решения они были приняты во внимание, и доводам указанным в них, дана надлежащая оценка.
Таким образом, оснований для изменения или отмены состоявшегося по делу решения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Решение мирового судьи судебного участка №14 Новгородского судебного района от 30 июля 2019 года по иску Акционерного общества «<данные изъяты>» к Гнетневу А.А. о возмещении ущерба в порядке регресса -оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий А.С. Корчева