Дело № 2-578/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2018 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Мусеевой Е.С.,
с участием представителя истца Кузнецова И.В.,
представителей третьих лиц Андрушко Я.Н., Микушева И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в лице Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару в интересах Якимовой Л.А. к ООО УК «Жилсервис» об обязании произвести работы,
у с т а н о в и л :
Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в лице Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару (далее – ГЖИ по г. Сыктывкару) обратилась в суд в интересах Якимовой Л.А. с иском к ООО УК «Жилсервис» об обязании провести обследование фундамента и стен многоквартирного жилого дома по адресу: ... при выявлении повреждений и нарушений выполнить мероприятия по восстановлению проектных условий эксплуатации; провести обследование и выполнить восстановительные работы балок перекрытия первого этажа здания по адресу: ...
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация МО ГО «Сыктывкар», ООО «Спецмонтажсервис».
В судебном заседании представитель ГЖИ по г. Сыктывкару на иске настаивал.
ООО УК «Жилсервис», будучи с учетом положений ч. 2.1 ст.113 Гражданского процессуального кодекса РФ надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечило. Ранее в ходе рассмотрения дела представителем ООО УК «Жилсервис» было заявлено ходатайство о замене стороны ответчика на ООО «Спецмонтажсервис», в удовлетворении которого судом было отказано, поскольку сам по себе факт избрания новой управляющей организации не влечет переход к ней прав и обязательств предыдущей управляющей организации. Предусмотренных законом (статьи 58, 391, 392.2 Гражданского кодекса РФ и т.п.) оснований для перевода обязательств ООО УК «Жилсервис», возникших на основании договора управления домом, к ООО «Спецмонтажсервис».
Представитель ГЖИ по г. Сыктывкару полагал, что ими верно избрано в качестве ответчика в споре ООО УК «Жилсервис», поскольку на момент проверки и обращения с иском в суд оно являлось управляющей организацией, с 2014 года по 2017 год оно начисляло плату за свои услуги.
Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» возражала против удовлетворения иска, полагала недоказанным факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств, а также указала, что часть работ, о выполнении которых заявлены требования, относятся к работам по капитальному ремонту и должны выполняться за счет собственников помещений.
Представитель ООО «Спецмонтажсервис» позиции по спору не высказал.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что жилое помещение по адресу: ... входит в состав муниципального жилищного фонда и предоставлено в бессрочное владение и пользование Якимовой Л.А. и ...): ... О.В., ... В.Д., ... П.Д., в соответствии с договором социального найма жилого помещения № ... от ** ** ** заключенным с администрацией МО ГО «Сыктывкар»
Управление многоквартирным домом по адресу: ... с 01.05.2014 до 01.11.2017 осуществлялось ООО Управляющая компания «ЖилВест» на основании договора управления от 01.05.2014, заключенного по итогам проведенного 11.04.2014 УЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» открытого конкурса по отбору управляющей организации
На основании распоряжения и.о. руководителя Службы Республики Коми стройжилтехнадзора № 2826-л от 17.11.2016 в связи с поступлением обращения Якимовой Л.А. по вопросам ненадлежащего содержания общедомового имущества дома ..., в период с 17.11.2016 по 14.12.2016 проведена внеплановая выездная проверка ГЖИ по г. Сыктывкару в отношении ООО УК «Жилсервис».
17.11.2016 по итогам проведения обследования многоквартирного дома ... установлено, что на момент проверки фундамент дома имеет неравномерную осадку; дом деревянный, обшит доской, местами наблюдаются деформации выпучивания стен здания, перекосы дверных и оконных блоков; в местах общего пользования коммунальной квартиры первого этажа второго подъезда в коридоре, в помещениях кухни и санузла имеются уклоны полов, на стенах и потолке местами наблюдаются трещины, разрушения и выкрашивания штукатурного покрытия; провести обследование помещения технического подполья, балок перекрытия первого этажа здания не представляется возможным ввиду отсутствия доступа; на лестничных клетках первого и второго подъездов жилого дома следы заселения грызунов отсутствуют. При проведении измерения параметров микроклимата в квартире № ... установлено, что приборы отопления прогреты равномерно, температура воздуха в квартире составляет 20,6°С, отклонения от допустимой нормы не имеется.
По результатам проверки ООО УК «Жилсервис» было выдано предписание № 562 от 23.11.2016 об устранении нарушений обязательных требований минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, а именно незамедлительно: провести обследования состояния внутренней отделки в местах общего пользования коммунальной квартиры первого этажа второго подъезда, при наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию. В срок до 31.12.2016: провести обследования фундамента и стен жилого дома, при выявлении повреждений и нарушений выполнить мероприятия по восстановлению проектных условий эксплуатации; провести обследование балок перекрытия первого этажа здания, при необходимости выполнить восстановительные работы.
В силу положений ст. 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. При этом орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников по их обращению в случае выявления нарушения обязательных требований.
На основании распоряжения. руководителя Службы Республики Коми стройжилтехнадзора № 1129-л от 03.07.2017 ГЖИ по г. Сыктывкару в период с 03.07.2017 по 28.07.2017 назначено проведение проверки исполнения ООО УК «Жилсервис» предписания № 562 от 23.11.2016. По результату проведения проверки выполнения предписания было выявлено, что по состоянию на 04.07.2017 фундамент дома имеет неравномерную осадку; местами наблюдаются деформации выпучивания стен здания, перекосы дверных и оконных блоков; в местах общего пользования коммунальной квартиры первого этажа второго подъезда в коридоре, в помещениях кухни и санузла имеются уклоны полов; обследование фундамента, стен и балок перекрытия первого этажа здания жилого дома управляющей компанией не проводилось, о чем бы составлен акт проверки от 04.07.2017 № 1129-л.
В связи с неисполнением ООО УК «Жилсервис» предписания № 562 от 23.11.2016 в полном объеме должностным лицом ГЖИ по г. Сыктывкару в отношении ООО УК «Жилсервис» 05.07.2017 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи Пушкинского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 20.07.2017 ООО УК «Жилсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ помещения в многоквартирном жилом доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры; ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома являются общим имуществом в многоквартирном доме и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 утверждены Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу п. 2 которых в состав общего имущества также включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В силу п. 2 указанных Правил в состав общего имущества включаются, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно положениям ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно ч. 2.3 указанной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 1.2 указанной нормы предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
При этом согласно п. 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 данных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» п. 2 данных Правил.
Во исполнение требований ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом.
При этом согласно с п. 2 указанных Правил под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 Жилищного кодекса РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 3 данных Правил управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее – минимальный перечень).
В утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 минимальный перечень включены, в том числе:
- работы, выполняемые в отношении всех видов фундаментов: проверка соответствия параметров вертикальной планировки территории вокруг здания проектным параметрам. Устранение выявленных нарушений; проверка технического состояния видимых частей конструкций с выявлением: признаков неравномерных осадок фундаментов всех типов; коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания, отклонения от вертикали в домах с бетонными, железобетонными и каменными фундаментами; при выявлении нарушений - разработка контрольных шурфов в местах обнаружения дефектов, детальное обследование и составление плана мероприятий по устранению причин нарушения и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций; проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента. При выявлении нарушений - восстановление их работоспособности;
- работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней; выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение;
- работы, выполняемые в целях надлежащего содержания балок (ригелей) перекрытий и покрытий многоквартирных домов: контроль состояния и выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, устойчивости, прогибов, колебаний и трещин; выявление поверхностных отколов и отслоения защитного слоя бетона в растянутой зоне, оголения и коррозии арматуры, крупных выбоин и сколов бетона в сжатой зоне в домах с монолитными и сборными железобетонными балками перекрытий и покрытий; выявление коррозии с уменьшением площади сечения несущих элементов, потери местной устойчивости конструкций (выпучивание стенок и поясов балок), трещин в основном материале элементов в домах со стальными балками перекрытий и покрытий; выявление увлажнения и загнивания деревянных балок, нарушений утепления заделок балок в стены, разрывов или надрывов древесины около сучков и трещин в стыках на плоскости скалывания; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В силу п. 2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда (далее – Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
Согласно п. 4.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий.
При этом п. 4.1.3 указанных Правил при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору.
В соответствии 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В соответствии с п. 6.2.9 Правил маяки при обнаружении неровностей осадков фундаментов, а также деформаций в виде трещин следует устанавливать на стены и фундаменты немедленно, а источники увлажнения грунта следует устранять в возможно короткие сроки.
Работы по фундаменту: устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы относятся к текущему ремонту (п. 1 перечня Правил).
Кроме того, ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что работы и услуги, которые обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме, за исключением видов работ, относящихся к работам по капитальному ремонту, если такие работы будут выявлены в результате обследования.
По итогам проведенного 31.10.2017 УЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» открытого конкурса по отбору управляющей организации управление домом ... с 01.11.2017 осуществляется ООО «СпецМонтажСервис». ООО УК «Жилсервис» была передана ООО «СпецМонтажСервис» техническая документация на дом.
Таким образом, обязанности по выполнению работ, являющихся предметом спора, с 01.11.2017 лежат на ООО «СпецМонтажСервис», поскольку с указанной даты в силу ч.2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, лежат на ООО «СпецМонтажСервис» как управляющей организации
Отношения по управлению общим имуществом и его содержанию дома между Якимовой Л.А. и ООО УК «Жилсервис» 01.11.2017 прекращены.
При этом Якимова Л.А. не лишена права требовать от ООО УК «Жилсервис» перерасчета платы за содержание помещения в связи с невыполнением работ, являющихся предметом спора, и/или требовать взыскания с ООО УК «Жилсервис» неосновательного обогащения в размере такого перерасчета, если Якимовой Л.А. услуги ответчика были оплачены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истцом избран в споре ненадлежащий способ защиты прав Якимовой Л.А., исковые требования ГЖИ по г. Сыктывкару в интересах Якимовой Л.А. к ООО УК «Жилсервис» об обязании провести обследование фундамента и стен многоквартирного жилого дома по адресу: ... при выявлении повреждений и нарушений выполнить мероприятия по восстановлению проектных условий эксплуатации; провести обследование и выполнить восстановительные работы балок перекрытия первого этажа здания по адресу: ... удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в лице Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару в интересах Якимовой Л.А. к ООО УК «Жилсервис» об обязании провести обследование фундамента и стен многоквартирного жилого дома по адресу: ..., при выявлении повреждений и нарушений выполнить мероприятия по восстановлению проектных условий эксплуатации; провести обследование и выполнить восстановительные работы балок перекрытия первого этажа здания по адресу: ... отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Д.А. Паншин