УИД 10RS0011-01-2023-006009-72
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-9348/2024
№ 2-4687/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 15 мая 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В.,
судей Смирновой О.В., Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4687/2023 по иску Родионовой Степаниды Викторовны к государственному казённому учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия», Правительству Республики Карелия о возложении обязанности выполнить определённые действия,
по кассационной жалобе Родионовой Степаниды Викторовны на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 6 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Родионова С.В. обратилась в суд с иском к государственному казённому учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» (далее - Центр социальной работы) о возложении обязанности выполнить определённые действия.
В обоснование иска указала, что неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о предоставлении ей и её <данные изъяты> детям социальной помощи на основании социального контракта в соответствии со статьёй 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» как семье с детьми, находящейся в сложной социальной ситуации, в виде денежной выплаты на покупку квартиры в г. Петрозаводске. В предоставлении указанной выплаты истцу отказано по причине недоказанности нахождения семьи в сложной социальной ситуации. Истец считает решения ответчика об отказе в назначении государственной социальной помощи незаконными, поскольку они противоречат указанному Федеральному закона, нарушают её права и законные интересы и её <данные изъяты> детей. Просила учесть, что 28 апреля 2024 г. произошёл пожар в жилом доме по адресу: <адрес>, где она зарегистрирована с детьми. В результате пожара дом полностью уничтожен огнём, что подтверждается справкой из МЧС по Республике Карелия. В сгоревшем доме она занимала квартиру, являющуюся муниципальной собственностью. С момента пожара и до настоящего времени истец с детьми жильём не обеспечена, каких-либо прав на иные жилые помещения не имеет, при этом её семья является многодетной, признана малоимущей, в отношении двоих детей истец является одинокой матерью. Более 10 лет истец работает и проживает на территории Петрозаводска, заключая договор найма жилья, дети истца получают медицинскую помощь в поликлинике г. Петрозаводска, старший ребёнок с сентября 2023 г. пошёл в школу в г. Петрозаводске.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Республики Карелия, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Касяненко Д.О., Министерство социальной защиты Республики Карелия, администрация Идельского сельского поселения.
Истец, уточнив исковые требования, просила установить факт постоянного проживания её и троих <данные изъяты> детей в г. Петрозаводске, установить факт сложной социальной (тяжёлой жизненной) ситуации у истца и её детей, признать незаконным пункта 34 протокола заседания Комиссии при Правительстве Республики Карелия по рассмотрению вопросов оказания адресной помощи на основании социального контракта гражданам отдельных категорий, находящимся в сложной социальной ситуации, в рамках ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» от 30 июня 2023 г., в соответствии с которым истцу отказано в государственной социальной помощи на основании социального контракта, признать незаконными решение ответчика от 30 марта 2023 г. №3590/11-01-03/ЦСР-4, от 13 июля 2023 г. №7768/М-01-03ЦСР-4 об отказе в назначении истцу государственной социальной помощи на основании социального контракта семьям с детьми, находящимся в сложной ситуации в виде денежной выплаты на покупку благоустроенной квартиры в г.Петрозаводске, обязать ответчиков назначать истцу государственную социальную помощь на основании социального контракта семьям с детьми в сложной социальной ситуации в виде денежной выплаты в размере 5518871,75 руб. на покупку благоустроенной трёхкомнатной квартиры в г. Петрозаводске в соответствии с заявлением истца от 13 июня 2023 г.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 6 сентября 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 декабря 2023 г., в удовлетворении исковых требований Родионовой С.В. к государственному казённому учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» о возложении обязанности выполнить определённые действия, отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, истцу судебное извещение вручено 15 апреля 2024 г. Кроме того, сведения о времени и месте судебного заседания заблаговременно, 24 марта 2024 г., размещены на сайте кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец является матерью троих <данные изъяты> детей: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО7, 21.01,2023 г. рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения. В отношении ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения, отцовство не установлено, отцом ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является ФИО14.
С Касяненко Д.О. в пользу истца взысканы алименты на содержание <данные изъяты> ребёнка ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в размере ? заработка и (или) иного дохода и в твёрдой денежной сумме кратной 1/6 величины прожиточного минимума, установленного для детей по Республике Карелия, кроме северной части, за первый квартал 2019 г. в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 31 мая 2019 г. № 213-П, что составляет 2084 руб. 16 коп. с индексацией пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, ежемесячно с 15 мая 2019 г. и до прекращения права на алименты.
Родионова С.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и её <данные изъяты> дети зарегистрированы по адресу: <адрес>.
28 апреля 2024 г. в жилом доме по адресу: <адрес> произошёл пожар, в результате которого строение дома уничтожено огнём, что подтверждается справкой отдела надзорной деятельности Сегежского района управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Карелия № 2-20 от 15 августа 2014 г.
Из сведений, предоставленных администрацией Идельского сельского поселения, следует, что на момент пожара в указанном доме никто не проживал уже много лет. В одной из квартир указанного дома на момент пожара были зарегистрированы Родионова С.В. со своей матерью ФИО9, которые фактически более десяти лет проживали по адресу: <адрес>, где сейчас продолжает проживать ФИО9
Родионова С.В. более десяти лет проживает в г. Петрозаводске. В 2014 г. ФИО9 и Родионовой С.В. как нуждающимся в жилом помещении было предоставлено жилое помещение, но ФИО9 и Родионова С.В. всячески уклонялись от заключения договора социального найма в отношении предоставленной квартиры, продолжают быть зарегистрированными в сгоревшей квартире.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 16 мая 2015 г. отказано в удовлетворении иска администрации Идельского сельского поселения к ФИО9, Родионовой С.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, снятии с регистрационного учёта по данному адресу.
При рассмотрении указанного дела установлено, что согласно постановлению администрации Идельского сельского поселения от 12 августа 2014 г. №39а ФИО9 и Родионова С.В. приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении. Администрация Идельского сельского поселения готова предоставить другое жилое помещение ответчикам по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации Идельского сельского поселения № 7 от 15 апреля 2022 г. жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлено ФИО9 и Родионовой С.В.
Фактически истец с <данные изъяты> детьми проживает по адресу: <адрес> на основании договора найма жилого помещения, по которому ежемесячная плата составляет 15000 руб.
<данные изъяты> дети состоят на учёте в ГБУЗ «Городская поликлиника № 4». ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучается в МОУ «Средняя школа № 33» с 01.09.2023 г.
Согласно сведениям, предоставленным администрацией Петрозаводского городского округа, Родионова С.В. на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит.
За Родионовой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, недвижимое имущество не зарегистрировано, что подтверждается сведениями, предоставленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографий по Республике Карелии.
Истец официально трудоустроена в ООО «Служба Корпоративного Контроля», в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребёнком. Доход истца за 2020 год составил 398023 руб. 83 коп., за 2021 - 149572 руб. 78 коп., за 2022 - 948 руб. 32 коп.
15 февраля 2023 г. Родионова С.В. обратилась в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде выделения денежных средств в размере 5700000 руб. для приобретения (покупки) жилья в собственность, в связи с тем, что среднедушевой доход семьи Родионовой С.В. ниже величины прожиточного минимума, является членом малоимущей семьи.
Решением № 4 от 28 февраля 2023 г. Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта семьям с детьми, находящимися в сложной социальной ситуации, инвалидам, оказания единовременной материальной помощи одиноко проживающим гражданам и семьям, пострадавшим от пожара, в рамках реализации ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2023 год на основании всестороннего и полного рассмотрения представленных документов Комиссией вынесено решение об отказе в направлении для рассмотрения Комиссией при Правительстве Республики Карелия заявления Родионовой С.В. на осуществление мероприятий, направленных на решение вопросов по выходу граждан из сложной социальной ситуации, в рамках ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2023 год.
15 марта 2023 г. Родионова С.В. повторно обратилась в адрес ответчика с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании контракта на приобретение квартиры в размере 4718871 руб. 75 коп.
Решением № 6 от 28 марта 2023 г. Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта семьям с детьми, находящимися в сложной социальной ситуации, инвалидам, оказания единовременной материальной помощи одиноко проживающим гражданам и семьям, пострадавшим от пожара, в рамках реализации ведомственной целевой программы оказания; гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2023 год на основании всестороннего и полного рассмотрения представленных документов Комиссией вынесено решение об отказе в направлении для рассмотрения Комиссией при Правительстве Республики Карелия заявления Родионовой С.В. на осуществление мероприятий, направленных на решение вопросов по выходу граждан из сложной социальной ситуации, в рамках ведомственной целевой программы оказания, гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2023 год.
Письмом Центр социальной работы Республики Карелия № 3590/11- 01-03/ЦСР от 30 марта 2023 г. уведомил Родионову С.В. о том, что в отношении истца принято решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта путём открытого голосования простым большинством голосов, сложная ситуация не подтвердилась.
13 июня 2023 г. Родионова С.В. повторно обратилась в адрес ответчика с заявлением об оказании государственной; социальной помощи на основании контракта на приобретение квартиры стоимостью 5518871,75 руб.
Решением № 11 от 14 июня 2023 г. Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта семьям с детьми, находящимися в сложной социальной ситуации, инвалидам, оказания единовременной материальной помощи одиноко проживающем гражданам и. семьям, пострадавшим от пожара, в рамках реализации ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2023 год на основании всестороннего и полного рассмотрения, представленных документов Комиссией вынесено решение об отказе в направлении для рассмотрения Комиссией при Правительстве Республики Карелия заявления Родионовой С.В. на осуществление мероприятий, направленных на решение вопросов по выходу граждан из сложной социальной ситуации, в рамках ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2023 год.
Решением Комиссии при Правительстве Республике Карелия по рассмотрению вопросов оказания адресной помощи на основании социального контракта гражданам отдельных категорий, находящимся в сложной социальной ситуации, в рамках ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» от 30 июня 2023 г. Родионовой С.В. отказано в государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 5518871 руб. 75 коп. на приобретение 3-комнатной благоустроенной квартиры в г. Петрозаводске.
Письмом за № 7768/М-О1-03/ЦСР-и от 13 июля 2023 г. Центр уведомил Родионову С.В. о принятых решениях.
Также из материалов дела следует, что Родионова С.В. в соответствии с Законом Республики Карелия от 16 декабря 2005 г. № 927-ЗРК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей» являлась получателем: пособия на ребёнка из малообеспеченной семьи на ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с 01.09.2021 по 31.10.2022; единовременного пособия при рождении ребёнка (региональное) на ФИО7, 21,01.2023 года рождения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой, формы заявления о её назначении» является получателем ежемесячной денежной выплаты на ребёнка от 3 до 7 лет на ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с 18 октября 2021 г. по настоящее время.
Родионова С.В. является получателем ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка ФИО6 и ФИО7 с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2023 г. в размере 17167 руб. на каждого ребёнка.
Родионова С.В. является владельцем сертификата на материнский (семейный) капитал. Размер оставшейся части материнского (семейного) капитала составляет 775628,25 руб., Родионова С.В. имеет право на предоставление регионального материнского (семейного) капитала в размере 105500 руб.
По данным Министерства имущественных и земельных отношений, заявление Родионовой С.В. о предоставлении земельного участка в Министерство не поступало.
Разрешая заявленные требования, сославшись на положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», положения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2023 г. и Порядок исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2023 г., утверждённый приказом Министерством социальной защиты Республики Карелия от 18 января 2023 г. № 30-П, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, нереализованное право истца на получение жилого помещения по договору социального найма по месту регистрации, при наличии соответствующих компетентного органа о предоставлении квартиры, с учётом того, что Родионова С.В. состоит на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении по месту регистрационного учёта, по месту фактического проживания на учёте нуждающихся в предоставлении жилого помещения не состоит, имеет право на предоставление земельного участка как многодетная семья, право на средства материнского (семейного) капитала (федерального и регионального), пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, указав, что у истца имеет место быть сложная социальная (тяжёлая жизненная) ситуация, которую она может преодолеть самостоятельно. Также суд указал, что оспариваемые решения приняты уполномоченными на то лицами, в пределах своей компетенции.
То обстоятельство, что в настоящее время истец фактически проживает с детьми на территории г. Петрозаводска, никем не оспаривался, оснований для удовлетворения требований в данной части суды не установили.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, указав, что выводы суда первой инстанции основаны на установленных по делу обстоятельствах, сделаны при верном применении норм материального права, само понятие сложной социальной ситуации применительно к данному спору является оценочным. Истец имеет возможность преодолеть сложную жизненную ситуацию, используя иные меры государственной поддержки.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Правильно применив положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ), суды исходили из того, что целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан и граждан отдельных категорий, попавших в трудную: жизненную ситуацию. При этом приоритетным направлением социальной защиты наиболее уязвимых групп населения является адресное представление социальной поддержки с учётом необходимых потребностей конкретного гражданина либо его семьи. Предоставление социальной помощи, основанное на адресном подходе, в том числе на правильной идентификации нуждающихся граждан, является реальной помощью для преодоления трудной жизненной ситуации, которую граждане не могут преодолеть самостоятельно.
По общему правилу граждане, нуждающиеся в предоставлении жилья, обеспечиваются жильём в порядке очерёдности по месту принятия их на учёт в качестве нуждающихся. Истец на такой учёт принята по месту регистрационного учёта в Сегежском районе Республики Карелия, где органом местного самоуправления принято решение о предоставлении семье истца жилого помещения взамен утраченного, от заключения договора найма указанного помещения истец уклоняется. Ссылка истца на то, что орган местного самоуправления не включил в состав лиц, которым предоставляется иное муниципальное жилье её <данные изъяты> ребёнка, как указали суды, свидетельствует лишь о неурегулированных разногласиях по поводу предоставления жилого помещения, между тем, сам факт предоставления жилого помещения позволяет истцу реализовать право на жилище.
Как законный представитель, Родионова С.В. беспрепятственно в отсутствие согласия наймодателя имеет право зарегистрировать в предоставленную муниципальную квартиру всех своих детей.
Те факты, на которые указано в кассационной жалобе, о непригодности предоставленного жилого помещения для проживания, судами при рассмотрении дела не установлены, соответствующие доказательства не представлены, данных о том, что решение администрации по каким-либо основаниям истцом было оспорено, не имеется. Напротив, с учётом представленных доказательств судом признан установленным факт того, что в отношении предоставленного жилого помещения истец уклоняется от заключения договора социального найма. Ссылка на то, что постановление администрации о предоставлении жилого помещения от 15 апреля 2022 г. не вручалось истцу, в отсутствие соответствующих исковых требований, не могла быть учтена при разрешении спора о предоставлении социальной выплаты на основании социального контракта для приобретения жилого помещения не по месту регистрации истца, где она не состоит на соответствующем учёте для предоставления жилого помещения.
Довод истца о наличии препятствий со стороны органов власти в реализации истцом своих прав, в том числе на получение земельного участка, проверен и отклонён судом апелляционной инстанции, поскольку из представленных отказов в предоставлении земельного участка следует, что такие отказы обусловлены предоставлением неполного пакета документов, при несогласии с принятыми решениями истец не лишена права их обжаловать.
Ссылка на то, что в судебных постановлениях указано на трудную жизненную ситуацию истца, но в то же время не установлено оснований для удовлетворения иска, не указывает на неверное разрешение спора.
Под трудной жизненной ситуацией в целях оказания государственной социальной помощи понимают обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (статья 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
В ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» трудная жизненная ситуация определяется как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определённого места жительства и т.д., которую он не может преодолеть самостоятельно.
В соответствии с частью второй статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Статьёй 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ установлено, что получателями государственной социальной: помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, Зюганов ленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 9 января 2023 г. № 1-П утверждена ведомственная целевая программа оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2023 год.
Целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан и граждан отдельных категорий, попавших в трудную: жизненную ситуацию. При этом приоритетным направлением социальной защиты наиболее уязвимых групп населения является адресное представление социальной поддержки с учётом необходимых потребностей конкретного гражданина либо его семьи. Предоставление социальной помощи, основанное на адресном подходе, в том числе на правильной идентификации нуждающихся граждан, является реальной помощью для преодоления трудной жизненной ситуации, которую граждане не могут преодолеть самостоятельно.
Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 18 января 2023 г. № 30-П утверждён Порядок исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2023 год» (далее - Порядок).
Государственная социальная помощь: на основании социального контракта оказывается в форме денежной выплаты на осуществление мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и связанных с выполнением обязанностей по социальному контракту (п.2 Приложения 4 Порядка).
Подпунктом 4 пункта 5 Приложения 4 Порядка установлено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется гражданам из малоимущих семей и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума соответствующей I социально-демографической группы населения на мероприятия по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином сложной социальной ситуации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на осуществление мероприятий, направленных на решение вопросов по выходу граждан из сложной социальной ситуации, для осуществления которых федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки (далее - государственная социальная помощь на основании социального контракта гражданам в сложной социальной ситуации), предоставляется без учёта критерия нуждаемости: 1) семьям с детьми; 2) гражданам, принимающим участие в специальной военной операции, и членам их семей; 3) инвалидам в целях повышения уровня их занятости на приобретение: - индивидуальных средств или приспособлений, необходимых для облегчения выполнения трудовой функции в зависимости от степени выраженности стойких нарушений функций организма человека; - технических средств, необходимых для переоборудования легкового, автомобиля в целях осуществления проезда к месту работы; 4) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.46 Приложения 4 Порядка).
Решение об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление мероприятий, направленных на решение вопросов по выходу граждан из сложной социальной ситуации} принимает межведомственная комиссия. В случае если межведомственной комиссией принято решение об оказании гражданину государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление мероприятий, направленных на решение вопросов по выходу граждан из сложной социальной ситуации, и её размер превышает 100 000 руб., заявление и документы, представленные гражданином в Отделение, а также решение межведомственной комиссии направляются для дальнейшего рассмотрения в Комиссию при Правительстве Республики Карелия по рассмотрению вопросов оказания адресной помощи на основании социального контракта гражданам отдельных категорий, находящимся в сложной социальной; ситуации, в рамках реализации ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» (п.п. 3-4 Приложения 4 Порядка).
Решение Комиссии при Правительстве Республики Карелия об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам в сложной социальной ситуации оформляется протоколом и подлежит исполнению, в том числе в пасти мероприятий, обязательных для реализации гражданином, в соответствии с программой социальной адаптации (п.51 Приложения 4 Порядка).
Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 28 сентября 2022 г. №609-П утверждён Административный регламент предоставления государственной услуги по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Административный регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур и действий государственного казённого учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» по предоставлению государственной услуги по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, порядок взаимодействия структурных подразделений Центра, специалистов Центра с заявителями при предоставлении государственной услуги.
Специалист отделения Центра, осуществляющий рассмотрение заявления и документов, для принятия решения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта либо решения об отказе в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта передаёт заявление и документы, лист собеседования, сведения (документы), указанные в п. 25 Административного регламента, и акт обследования материально-бытовых условий в межведомственную комиссию при отделении Центра, образованную с целью принятия решения о назначении государственной социальной помощи.
Межведомственная комиссия: 1) рассматривает заявление и документы, указанные в пункте 96 Административного регламента; 2) при отсутствии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 30 Административного регламента, принимает решение об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта; 3) при наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 30 Административного регламента, принимает решение об отказе в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (п.п. 96-97 Административного регламента).
Решение об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление мероприятий, направленных на решение вопросов по выходу граждан из сложной социальной ситуации: в размере свыше 100000 руб. принимается Комиссией при Правительстве Республики Карелия по рассмотрению вопросов оказания адресной помощи на основании социального контракта гражданам, находящимся в сложной социальной ситуации, в рамках реализации ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» (п. 106 Административного регламента).
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: 1) отсутствие права у заявителя на получение государственной услуги; 2) непредставление либо представление не в полном объёме документов, являющихся основанием для предоставления государственной услуги; 3) представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе: семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности (п.30 Административного регламента).
Отказ в предоставлении государственной социальной помощи на приобретение жилого помещения в г. Петрозаводске был обусловлен тем, что оснований для предоставления именно такого вида социальной помощи не установлено, сложная жизненная ситуация, которую истец не может преодолеть самостоятельно, не подтвердилась.
При разрешении доводов кассационной жалобы о наличии оснований для получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения, направленных исключительно на оспаривание приведённых выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделён.
Несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведённой судом, не подпадает под приведённый в статье 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Оснований, предусмотренных законом для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 6 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Родионовой Степаниды Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи