Дело № 2-3539/2019
УИД 26RS0029-01-2019-006034-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2019 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Жолудевой Ю.В.,
при секретаре Казарян С.Р.,
с участием истицы Славянской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Славянской Т.В. к администрации <адрес> о признании незаконным отказа в обеспечении и жилым помещением во внеочередном порядке, признании неправомерными бездействия, выразившиеся в не предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, в непринятии мер по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,
установил:
Славянская Т.В. обратилась в Пятигорский городской суд с иском к администрации <адрес> о признании незаконным отказа в обеспечении и жилым помещением во внеочередном порядке, признании неправомерными бездействия, выразившиеся в не предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, в непринятии мер по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований истицей указано, что она с мая ДД.ММ.ГГГГ г. проходила лечение <данные изъяты>с <адрес> г. является инвалидом 2 группы. На момент выписки из ППТД и по настоящее время проживает в одной комнате 16,4 кв. м. со своим отцом, ФИО3 в общежитии по адресу: <адрес>,с общей кухней и туалетом на этаже и отсутствием в доме горячей воды. ДД.ММ.ГГГГ г. истец подала документы в отдел по учёту и распределению жилья МУ «Управление имущественных отношений администрации <адрес>» для постановки на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма, как нуждающаяся в отдельном жилье, как инвалид и как носитель хронического инфекционного заболевания, имеющий право на первоочередное получение жилья. ДД.ММ.ГГГГ истца приняли на учет под регистрационным номером 10705, порядковый №, по льготному списку для инвалидов №, по списку внеочередного получения жилья №, по списку граждан, страдающих тяжёлой формой хронических заболеваний №. В ДД.ММ.ГГГГ года в отделе по учету и распределению жилья ей дали ответ, что жилья нет, в связи с чем представить его невозможно. В <адрес> года она обратилась к главе <адрес> ФИО4 о предоставлении жилья и в мае получила отказ.
ДД.ММ.ГГГГ г. МУ «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>» она была признана в установленном порядке малоимущей и 29.12. 2017 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по льготному списку как малоимущая под №.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию <адрес> с просьбой о предоставлении жилья и в январе 2019 года получила ответ о том, что она не признана малоимущей.
ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась в МУ «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>» о признании ее малоимущей, но снова получила отказ.
Она ежегодно проходит врачебную комиссию в Пятигорском ППТД, которая подтверждает, что она является носителем тяжёлого хронического инфекционного заболевания и имеет право на первоочередное получение жилой площади и право на дополнительную жилую площадь. Администрация <адрес> осведомлена об этом, но никаких действий в предоставлении ей отдельного жилья не предпринято.
На основании изложенного просит суд признать незаконным решение Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии обязанностей в обеспечении жилым помещением во внеочередном порядке в связи с непредставлением статуса малоимущей, признать неправомерными бездействия, выразившееся в непредоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, в непринятии мер по предупреждению распространению туберкулеза в Российской Федерации, возложить на ответчика обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма в первоочередном порядке.
В судебном заседании истица Славянская Т.В. в полном объеме поддержала исковые требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Пятигорска по доверенности Старыгин О.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны, поступил письменный отзыв, в котором министр Министерства жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского ФИО6 просит в иске отказать в полном объеме.
С учетом мнения истицы, требований ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о дне слушания дела надлежащим образом.
Выслушав истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУЗ СК «Пятигорский межрайонный противотуберкулезный диспансер», Славянская Т.В. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ СК «Пятигорский межрайонный противотуберкулезный диспансер» по поводу активной заразной формы туберкулеза легких с ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом 2 группы, <данные изъяты> Славянская Т.В. имеет право на первоочередное получение жилой площади и право на дополнительную жилую площадь.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истица признана нуждающейся в жилых помещениях, в связи с чем она принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, регистрационный №, порядковый №. Истица включена в льготную очередь по списку инвалидов по общему заболеванию и семей, имеющих детей- инвалидов, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, под №.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником МУ «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>» ФИО7, Славянская Т.В. признана в установленном законом порядке малоимущей.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истица включена в список граждан, признанных в установленном законом порядке малоимущими под №.
В 2019 году МУ «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>» истице было отказано в признании малоимущей по тому основанию, что ее среднедушевой доход превышает величину прожиточного минимума для пенсионеров.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истица исключена из списка граждан, признанных в установленном законом порядке малоимущими, в связи с тем, что таковой не признана.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ исх. №-С Администрацией <адрес> истице отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди ввиду того, что она не признана малоимущей.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне.
Такой перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и действовал до ДД.ММ.ГГГГ (далее - Перечень). В настоящее время действует приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Заболевание истицы входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 378.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (статья 17). До ДД.ММ.ГГГГ инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С ДД.ММ.ГГГГ федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Согласно статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма" жилые помещения жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом <адрес>, нуждающимися в жилых помещениях, в том числе имеющим право на получение жилого помещения и вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ.
Частью первой статьи 4 данного Закона предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда края предоставляются гражданам, указанным в статье 2 Закона, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет в соответствии со статьей 3 Закона.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ и закон <адрес> N 72-кз не устанавливает.
Для предоставления жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после ДД.ММ.ГГГГ), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний ( правовая позиция, изложенная в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 46-КГ18-72).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) ( п. 10) указано, что каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
В Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 551-О-О Конституционный Суд РФ указал, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Спорные правоотношения возникли после ДД.ММ.ГГГГ, а потому к ним подлежат применению нормы п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ с учетом положений ст. 49 ЖК РФ.
В силу ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Учитывая изложенное, истица подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 19-КГ17-12).
В данном случае признание истицы малоимущей в установленном законом порядке является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Поскольку истица в установленном законом порядке не признана малоимущей, исключена из списка граждан, признанных в установленном законом порядке малоимущими, постановление администрации об исключении истицы из списка малоимущих граждан не отменено, то суд приходит к выводу, что действия ответчика по отказу в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди законны и соответствуют нормам Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований суд не находит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Славянской Т.В. к администрации <адрес> о признании незаконным отказа в обеспечении жилым помещением во внеочередном порядке, признании неправомерными бездействия, выразившиеся в не предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, в непринятии мер по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Ю.В. Жолудева