Дело № 2а-1604/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июня 2018 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,
при секретаре судебного заседания Васильковой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Серпуховского муниципального района Московской области к УФССП России по Московской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств № 2 УФССП России по Московской области Яшину А.А. об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора и освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ :
Административный истец Администрация Серпуховского муниципального района Московской области обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств № 2 УФССП России по Московской области Яшину А.А. и просит признать постановление от 14.05.2018 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству <номер>-ИП, возбужденному по исполнительному листу ФС <номер> незаконным и освободить должника от его взыскания.
Требования иска мотивированы тем, что 17.04.2018г. административному истцу поступило постановление о возбуждении исполнительного производства от 05.04.2018г. по гражданскому делу № 2-775/2017 об обязании Администрации Серпуховского муниципального района обустроить автомобильную дорогу, соответствующую требованиям п.1 ч.1 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ для прохода и проезда до деревни Глазово-2. указанным постановлением должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, предложено в установленный срок сообщить об обстоятельствах, препятствующих добровольному исполнению. Администрация Серпуховского муниципального района в установленный срок направила заказным письмом сообщение о невозможности исполнить добровольно решение суда в установленный для добровольного исполнения срок, указав, что населенный пункт Глазово-2 окружен землями, находящимися в частной собственности, дороги не имеет, соответственно, для исполнения решения суда, необходимо построить дорогу и обустроить ее, согласно требований законодательства. Земельные участки, смежные с населенным пунктом и находящиеся в частной собственности, согласно Постановления Правительства от 15.02.2017г. № 104/5 относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых для других целей не допускается. Населенный пункт окружен земельными участками и землями лесного фонда. В целях строительства дороги необходимо установить публичный сервитут, условия которого согласовываются с собственниками земельного участка. Согласно требованиям закона Московской области № 23/96-ОЗ необходимо проведение публичных слушаний, а также определение границ зоны публичного сервитута. В целях определения границ необходимо проведение закупки у кадастровых инженеров для определения поворотных точек земельного участка под будущее дорогой. Заключение муниципальных контрактов и договоров осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с требованиями ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд». Учитывая указанное, администрацией проводится работа по согласованию с собственником земель, окружающих населенный пункт Глазово-2, местоположение земельного участка, необходимо для установления публичного сервитута. Администрация Серпуховского муниципального района обжаловала судебный акт первой инстанции, а также судебный акт второй инстанции, копия определения судьи по результатам рассмотрения кассационной жалобы получена только 13.02.2018г. Во исполнение решения суда в план закупок и график закупок необходимо внести изменения, которые будут размещены в соответствии с требованиями ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ на сайте, для внесения изменений Администрация обязана обосновать закупки, в том числе начальную (максимальную) цену, после чего постановлением Администрации будут внесены изменения в план закупок и план-график, извещение о закупке кадастровых работ будет размещено в единой информационной системе не ранее 10 дней с момента внесения изменений в план-график. Муниципальный контракт на выполнение кадастровых работ будет заключен по результатам конкурентных процедур. В дальнейшем, во исполнение решения суда необходимо будет заключить муниципальный контракт на строительство дороги и ее обустройство также в порядке, установленном ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, т.к. муниципальных предприятий или учреждений, занимающихся строительством дорог, муниципальное образование Серпуховский муниципальный район не имеет. Учитывая изложенное, построить дорогу и обустроить ее в 5-дневный срок, установленный приставом для добровольного исполнения, невозможно. Однако, 14.05.2018г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, в котором было указано, что администрация не представила доказательств уважительности причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, при этом не были учтены существенные обстоятельства, объяснения должника о проведении работы по согласованию установления координат с собственником земельного участка, учитывая разрешенное использование земли, а также требования действующего законодательства, не позволяющие муниципальному образованию распоряжаться земельными участками, находящимися в частной собственности в обход установленных процедур, предусмотренных требованиями федерального и регионального законодательства, а именно ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд» и Закона Московской области № 23/96-ОЗ, требующих проведение общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута, т.к. без определения границ зоны публичного сервитута, проведение межевых работ невозможно и невозможно исполнить требование исполнительного документа.
Представитель административного истца Администрации Серпуховского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает и настаивает на их удовлетворении (л.д. 76).
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств № 2 УФССП России по Московской области Яшин А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 58), представил письменные возражения, в которых указал, что считает заявление Администрации Серпуховского муниципального района об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора не подлежащим удовлетворению. 05.04.2018г. на основании исполнительного листа <номер> от 16.03.2018г. по делу № 2-775/2017 было возбуждено исполнительное производство <номер>-ИП в отношении должника Администрации Серпуховского муниципального района, предмет исполнения: обязать ответчика Администрацию Серпуховского муниципального района Московской области обустроить автомобильную дорогу, соответствующую требованиям пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для прохода и проезда до деревни Глазово-2 Серпуховского района Московской области, взыскателем является К. Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения – пять дней, копия данного постановления получена Администрацией Серпуховского муниципального района 17.04.2018г. В п.3 постановления о возбуждении исполнительного производства указано, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие наличия чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Должником не представлены судебному приставу-исполнителю доказательства, что исполнение исполнительного документа в срок для добровольного исполнения было невозможным вследствие наличия чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и непреодолимых препятствий. Признавая причину неисполнения должником исполнительного документа неимущественного характера неуважительной и учитывая, что в этом случае в соответствии с законом с должника подлежит взысканию исполнительский сбор в размере 50.000 рублей, руководствуясь статьями 6, 12, 14, 112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.07.2001г. № 13-П, судебным приставом-исполнителем 14.05.2018г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. На дату вынесения оспариваемого постановления в материалах исполнительного производства отсутствовали документы, подтверждающие исполнение должником требований исполнительного документа, либо документы, обосновывающие то, что исполнение было невозможным следствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Судебный акт принят в отношении Администрации в целом, а не какого-либо ее должностного лица, следовательно, обязанность по исполнению судебного акта в полной мере относится ко всем должностным лицам Администрации в пределах их должностных полномочий, а обязанность по организации надлежащего и своевременного исполнения судебного акта лежит на ее руководителе. Доводы заявителя, указанные в письме судебному приставу-исполнителю, не содержат информацию о конкретной дате исполнения решении суда, должник не обратился в суд о предоставлении отсрочки, рассрочки, приостановления исполнительного производства. В связи с вышеуказанным расценивает действия Администрации и приведенные мотивы как затягивание исполнения решения суда. Будучи предупрежденными об уголовной ответственности за неисполнение судебного акта, Администрация грубо нарушила основополагающие принципы и нормы международного права, требования законодательных норм РФ, а также права и законные интересы взыскателя В. (л.д. 59-61).
Представитель административного ответчика УФССП Росси по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Суд, в соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, но находит возможным освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора в виду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как усматривается из материалов дела, 04.04.2018г. исполнительный лист ФС <номер> по гражданскому делу <номер> поступил в межрайонный отдел по исполнению особо важных исполнительных производств № 2 УФССП России по Московской области (л.д. 63-64).
05.04.2018г. судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП № 2 Яшиным А.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства <номер>-ИП в отношении должника Администрации Серпуховского муниципального района Московской области предмет исполнения: обязать ответчика Администрацию Серпуховского муниципального района Московской области обустроить автомобильную дорогу, соответствующую требованиям пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от <дата> №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для прохода и проезда до деревни Глазово-2 Серпуховского района Московской области, взыскателем является В. Пунктом 2 постановления должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. В пункте 3 должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие наличия чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, с него будет исполнительский сбор в размере 50.000 рублей. Указано, что при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других предвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя (л.д. 22-23, 65-66).
Из копии конверта, в котором была направлена копия постановления о возбуждении исполнительного производства, усматривается, что он поступил на почтовое отделение 16.04.2018г. (л.д. 24-25).
23.04.2018г. административный истец направил судебному приставу-исполнителю УФССП по МО ИОВИП № 2 Яшину А.А. заказным письмом уведомлением сообщение о невозможности исполнить решение суда в 5-дневный срок, указав, что населенный пункт Глазово-2 окружен землями, находящимися в частной собственности, дороги не имеет, соответственно, для исполнения решения суда, необходимо построить дорогу и обустроить ее, согласно требований законодательства. Земельные участки, смежные с населенным пунктом и находящиеся в частной собственности, согласно Постановлению Правительства от 15.02.2017г. № 104/5, относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых для других целей не допускается. Населенный пункт окружен земельными участками с кадастровыми <номер> и <номер> и землями лесного фонда. В целях строительства дороги необходимо выделить земельный участок, в данном случае возможен публичный сервитут, условия которого согласовываются с собственниками земельного участка. Необходимо заключение гражданского договора с кадастровым инженером для определения поворотных точек земельного участка под будущей дорогой. Заключение муниципальных контрактов и договоров осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с требованиями ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд». Указано, что Администрацией проводится работа по согласованию с собственником земель, окружающих населенный пункт Глазово-2, месторасположение земельного участка, необходимого для установления публичного сервитута. Администрация Серпуховского муниципального района обжаловала судебный акт первой инстанции, а также судебный акт второй инстанции, копия определения судьи по результатам рассмотрения кассационной жалобы получена только 13.02.2018г. Во исполнение решения суда в план закупок и график закупок буду внесены изменения, которые будут размещены самоуправления в соответствии с требованиями ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ на сайте http://zakupki.gov.ru. В целях изменения в план закупок и план-график, учитывая требования ст.ст. 17, 18, 21 ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ Администрация обязана обосновать закупку, в том числе начальную (максимальную) цену, после чего постановлением Администрации будут внесены изменения в план закупок и план-график. В соответствии с п.14 ст. 21 вышеуказанного закона, извещение о закупке кадастровых работ может быть размещено в единой информационной системе не ранее 10 дней с момента внесения изменений в план-график. Муниципальный контракт на выполнение кадастровых работ будет заключен по результатам конкурентных процедур. В дальнейшем, во исполнение решения суда необходимо будет заключить муниципальный контракт на строительство дороги и ее обустройство также в порядке, установленном ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, т.к. муниципальных предприятий или учреждений, занимающихся строительством дорог, муниципальное образование Серпуховский муниципальный район не имеет (л.д. 12, 13-14). Вышеуказанное уведомление о невозможности исполнить решение суда поступило в межрайонный отдел по исполнению особо важных исполнительных производств № 2 УФССП России по Московской области 03.05.2018г. (л.д. 67-68).
14.05.2018г. судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП № 2 Яшиным А.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника Администрации Серпуховского муниципального района Московской области в размере 50 000 рублей по исполнительному производству <номер>-ИП, поскольку исполнительный документ должником не исполнен в срок, установленный для добровольного исполнения. Указано, что доказательств, подтверждающих уважительности причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено; должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленный сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения (л.д. 15-16, 74-75). Копия постановления в адрес должника была направлена заказным письмом в адрес административного истца, получена административным истцом и зарегистрирована во входящей корреспонденции 21.05.2018г. (л.д. 15).
Постановлением Правительства Московской области от 15.02.2017г. № 104/5 утвержден перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается, в перечне указаны расположенные в д.Глазово-2 Серпуховского района земельные участка с кадастровыми <номер> и <номер> (л.д. 8,9-10 69, 70-71).
Распоряжением Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 29.05.2018г. № 89-р в целях исполнения решения Серпуховского городского суда Московской области по делу № 2-775/2017 и обеспечения интересов местного населения при решении вопроса об организации подъездной дороги к деревне Глазово-2 Серпуховского муниципального района Московской области, в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», на 01 июля 2018г. назначены общественные слушания по вопросу установления бессрочного публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного в д.Глазово-2 и принадлежащего на праве собственности ООО «Заречье-Ока» (л.д. 79), представлены сведения о публикации распоряжения на сайте Администрации Серпуховского района (л.д. 80, 81) и в газете «Ока-Информ» от 31.05.2018г. № 21 (802) (л.д. 82).
Определением судьи Московского областного суда от 31.01.2018г. отказано в передаче кассационной жалобы Администрации Серпуховского муниципального района на решение Серпуховского городского суда Московской области от 26 апреля 2017г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 07 августа 2017г. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (л.д. 85-88). Копия вышеуказанного определения была направлена заказной почтой и поступила в отделение почтовой связи 12.02.2018г. (л.д. 89).
01.06.2018г. Администрацией Серпуховского муниципального района подано заявление об отсрочке исполнения решения суда по делу № 2-775/2017 (л.д. 83-84).
В материалы дела представлена выкопировка с публичной кадастровой карты (л.д. 90).
В силу ст.6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.11 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30).
В силу ст.64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем, и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Вместе с тем закон строго регламентирует основания и порядок взыскания исполнительского сбора.
Согласно положений ч.1 ст.105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статья 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» закрепляет, что исполнительский сбор представляет собой денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 этой статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).
В силу ч.6 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона).
Согласно Методическим рекомендациям о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденным ФССП России 7 июня 2014 года, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.
В силу требований Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии со статьей 112 Закона и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 13-П в качестве уважительных причин рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.
К таким обстоятельствам относятся: непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство); предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
День прекращения действия указанных причин неисполнения рассматривается как начало течения срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, по истечении которого возможно взыскание исполнительского сбора.
В связи с этим в постановлении о возбуждении исполнительного производства указывается, что непредставление судебному приставу-исполнителю доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых в данных условиях обстоятельств в установленный для добровольного исполнения срок, расценивается как отсутствие таких обстоятельств и является одним из оснований для взыскания исполнительского сбора.
Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела усматривается, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 05.04.2018г. была получена Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области 17.04.2018г., что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Согласно пункта 2 вышеуказанного постановления, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. В пункте 3 постановления должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие наличия чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, с него будет исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Указано, что при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других предвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя (л.д. 63-64). Копия постановления получена административным истцом 17.04.2018г., и 23.04.2018г. административным истцом было направлено уведомление о невозможности исполнить решение суда в 5-дневный срок с указанием причин и приложением документов в подтверждение своей позиции (л.д. 12, 13-14).
Оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в соответствии с требованиями Закона № 229-ФЗ, поскольку должник в 5-дневный срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа не исполнил, доказательств, подтверждающих уважительность причин его неисполнения, по истечении 5-дневного срока, установленного в постановлении о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения, не представил.
Постановление о возбуждении исполнительного производства <номер>-ИП от 05.04.2018г. получено Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области 17.04.2018 г., информация о невозможности исполнения решения суда, направленная должником судебному приставу-исполнителю 23.04.2018г. не конкретизирована, не содержит указания о дате проведения публичных слушаний, к ней не приложены соответствующие документы, а также не подтверждены иные доводы, указанные в письме.
Таким образом, суд считает, что оспариваемое постановление, вынесенное судебным приставом-исполнителем, является законным, учитывая, что сведений о наличии уважительных причин невозможности исполнить решение суда в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения судебному приставу-исполнителю представлено не было.
Вместе с тем, суд считает, что имеются основания для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.
Основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
В соответствии с правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч.ч.6, 7, 9 ст.112 Закона № 229-ФЗ, ч.3 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Заключение муниципальных контрактов и договоров осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с требованиями ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд».
Соблюдение Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области предусмотренной законом процедуры объективно исключает возможность исполнить решение суда по гражданскому делу № 2-775/2017 в пятидневный срок.
Оценив представленные доказательства, суд полагает, что у должника по исполнительному производству имеются основания, которые объективно препятствовали исполнению судебного решения в определенный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок, по причине длительности предусмотренной законом процедуры для ряда обязательных мероприятий, в том числе организации публичных слушаний, заключения договора с кадастровым инженером, внесения изменений в план закупок и график закупок, установления публичного сервитута, заключения муниципального контракта на строительство договори и ее обустройство, что позволяет сделать вывод об отсутствии вины должника.
В связи с вышеизложенным, в силу положений ч.7 ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд считает необходимым освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Администрации Серпуховского муниципального района Московской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств <номер> УФССП России по Московской области от 14.05.2018 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству <номер>-ИП, возбужденному 05.04.2018 года на основании исполнительного документа – исполнительного листа ФС <номер> от 16.03.2018 года, выданного Серпуховским городским судом по делу № 2-775/2017, вступившему в законную силу 07.08.2017 года, предмет исполнения: обязать Администрацию Серпуховского муниципального района Московской области обустроить автомобильную дорогу, соответствующую требованиям п. 1ч.1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для прохода и проезда до деревни Глазово-2 Серпуховского района Московской области, в отношении должника: Администрации Серпуховского муниципального района Московской области, в пользу взыскателя - В., - оставить без удовлетворения.
Освободить Администрацию Серпуховского муниципального района Московской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению о взыскании исполнительского сбора <номер> от 14.05.2018 года, вынесенному судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств № 2 УФССП России по Московской области в рамках исполнительного производства <номер>-ИП, возбужденного 05.04.2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: С.И.Цыцаркина
Мотивированное решение изготовлено 18.06.2018года.