дело № 1-61/2017г.
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Медвежьегорск «20» июля 2017 года
Республика Карелия
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кутузова С.В.,
при секретаре Бизюкиной А.А.,
с участием:
государственного обвинителя прокурора Медвежьегорского района Республики Карелия Голубенко А.В.,
подсудимого Саранчи В.Н.,
защитника адвоката коллегии адвокатов «<данные изъяты> Варфоломеева И.А., представившего удостоверение и ордер,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:
Саранчи В.Н., родившегося ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес> Украины, гражданина РФ, проживающего и имеющего регистрацию по адресу: <адрес>, состоящего в фактических брачных отношениях, <данные изъяты>, избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении,
обвиняемого в совершении преступления предусмотренного ч. 3 ст. 291 УК РФ,
УСТАНОВИЛ
Саранча В.Н. дал взятку должностному лицу за совершение им заведомо незаконного бездействия при следующих обстоятельствах.
Приказом Министра по природопользованию и экологии Республики Карелия ФИО7 № л/с от ДД.ММ.ГГГГ Чурашов С. В. назначен на должность начальника Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Медвежьегорское центральное лесничество» (далее - <данные изъяты> Учреждение), на основании чего тогда же между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия в лице министра ФИО7 с Чурашовым С. В. заключен трудовой договор №, в соответствии с которым он с ДД.ММ.ГГГГ состоит в должности начальника <данные изъяты>» (далее - трудовой договор).
В соответствии со ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации, под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации.
Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях; предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях; задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы; изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы.
В соответствии с п.п. 1, 8, 9, 11 раздела 1 Устава ГКУ РК «<данные изъяты> (далее - Устав), ГКУ РК <данные изъяты>» является территориальной единицей управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории <данные изъяты>; Учреждение осуществляет возложенные на него функции непосредственно или через <данные изъяты>; участковые лесничества являются структурными подразделениями Учреждения и не являются юридическими лицами; место нахождения Учреждения: <адрес>.
В соответствии с п.п. 12, 13.1., 13.2., 13.8. раздела 2 Устава Учреждения основными целями создания Учреждения является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты; Учреждение осуществляет в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Карелия и настоящим Уставом, полномочия в области лесных отношений, переданные субъекту Российской Федерации, функции государственного лесного контроля и надзора в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; производит проверку и оценку качества выполненных при осуществлении использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов работ; осуществляет контроль за лесоустроительными работами и их приемку.
В соответствии с п. 14 раздела 2 Устава, должностное лицо Учреждения, согласно установленному Министерством лесного комплекса Республики Карелия перечню, одновременно по должности является: начальник Государственного учреждения Республики Карелия - центрального лесничества - заместителем главного государственного лесного инспектора в <адрес> в пределах своих полномочий.
В соответствии с п.п. 15.4., 15.8., 15.9. Устава, Государственные лесные инспектора обеспечивают государственный лесной контроль и надзор за соблюдением требований лесного законодательства Российской Федерации по целевому использованию лесных участков; выполнения лицами, использующими леса, условий договоров купли-продажи лесных насаждений, правил заготовки древесины, правил ухода за лесами, правил использования лесов для осуществления установленных лесным законодательством видов использования лесов.
В соответствии с п.п. 16.2., 16.3., 16.4., 16.5., 16.6., 16.7., 16.9., 16.10., 16.13. раздела 2 Устава государственный лесной инспектор имеет право посещать при предъявлении служебного удостоверения объекты для осуществления государственного лесного законодательства; пресекать и предотвращать нарушения лесного законодательства; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки; составлять протоколы о нарушениях лесного законодательства Российской Федерации, рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания; уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов о результатах проверок соблюдения лесного законодательства, выявленных нарушениях; предъявлять гражданам, юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений; направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях лесного законодательства Российской Федерации для решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.
В соответствии с п.п. 25.9., 25.10., 25.11. раздела 4 Устава Учреждение по результатам контрольной деятельности вправе составлять акт проверки, акт осмотра, акт приемки, протокол о лесонарушении, иные акты, которые служат основанием для выдачи предписаний об устранении нарушений лесного законодательства или (и) предъявлении требований об устранении нарушений договорных условий использования лесных участков, составления протоколов об административных правонарушениях, выдаче представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, взыскания вреда, причиненного лесам, направления материалов мероприятия по контролю в правоохранительные органы для установления виновных лиц и возбуждения уголовных дел; исчислять размер вреда, причиненный лесам в результате выявленных нарушений лесного законодательства, для его взыскания направлять соответствующие материалы в суд и правоохранительные органы; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и назначать административные наказания в пределах своих полномочий.
В соответствии с п. 30 раздела 5 Устава руководство деятельностью Учреждения осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Учредителем.
В соответствии с п. 6, 7 раздела II трудового договора Ч. является единоличным исполнительным органом ГКУ РК «<данные изъяты>», осуществляющим текущее руководство его деятельностью и самостоятельно осуществляет руководство деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Карелия, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом учреждения, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим договором.
В соответствии с п. 9 раздела II трудового договора руководитель Учреждения обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Карелия, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава Учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего договора; обеспечивать эффективную деятельность Учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной деятельности учреждения.
В соответствии с п. 1.1., 1.4., 1.6. раздела I должностной инструкции начальника ГКУ РК «<данные изъяты>», утвержденной Министром по природопользованию и экологии Республики Карелия ДД.ММ.ГГГГ, с которой Ч. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, должность начальника Учреждения относится к категории руководители; начальник учреждения несет полную ответственность за качественное, эффективное и своевременное выполнение должностных обязанностей; начальник Учреждения должен знать нормативные правовые акты в сфере лесных отношений, законодательство об охране и использовании природных ресурсов, методические инструктивные материалы по ведению лесного хозяйства, организации и осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) по привлечению к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности за нарушение в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, порядок заключения, исполнения и контроля за исполнением хозяйственных договоров.
В соответствии с п.п. 2.1., 2.2., 2.5., 2.6., 2.12. раздела II должностной инструкции на начальника ГКУ РК «<данные изъяты>» возлагаются организация использования лесов, их охраны; организация защиты лесов; организация контроля при проведении лесоустройства, ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Учреждения; организация и осуществление в границах территории Учреждения федерального государственного лесного надзора (лесной охраны); контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и Республики Карелия в деятельности Учреждения.
В соответствии с п.п. 3.1., 3.2., 3.3., 3.6., 3.7., 3.8., 3.37., 3.38, 3.39 раздела III должностной инструкции начальник Учреждения обязан добросовестно руководить деятельностью Учреждения с соблюдением действующего законодательства Российской Федерации, Республики Карелия, Устава Учреждения; обеспечивать эффективную работу Учреждения; обеспечивать выполнение возложенных на Учреждение функций и задач, установленных Уставом Учреждения, должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией; организовывать работу по пресечению, предотвращению и устранению нарушений лесного законодательства, привлечению виновных лиц к административной и иной ответственности, взысканию вреда (ущерба), причиненного лесам; организовывать использование лесов, их охрану (в том числе, охрану лесов от незаконных рубок и других лесонарушений); организовывать контроль за исполнением лесопользователями условий договоров, в соответствии с которыми осуществляется использование лесов; осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами и контрольно-надзорными органами власти с целью предотвращения, пресечения и устранения нарушений лесного законодательства, и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности; обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны); своевременно и в соответствии с законодательством организовывать претензионно-исковую работу по взысканию платежей за использование лесов, понуждению лесопользователей к совершению определенных действий, вытекающих из их обязанностей.
В соответствии с п.п. 4.1., 4.8. раздела IV должностной инструкции начальник Учреждения имеет право представлять интересы Учреждения во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти Республики Карелия, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти; осуществлять права, предусмотренные статьями 96, 97 Лесного кодекса Российской Федерации в рамках полномочий по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
Таким образом, Ч. состоя в должности <данные изъяты> в <адрес> (в пределах своих полномочий) при исполнении своих служебных обязанностей являлся должностным лицом государственного органа управления в области лесных отношений, <данные изъяты> осуществлявшим государственный лесной контроль и надзор и руководство ведением лесного хозяйства в лесах <данные изъяты> был наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, то есть являлся должностным лицом, постоянно осуществляющим функции представителя власти.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия в соответствии с приказами Министра по природопользованию и экологии Республики Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ «О заключении в ГКУ РК <данные изъяты>» договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с гражданами» предоставлено право заготовки древесины для строительства индивидуального жилого дома, хозяйственных построек, для хозяйственных потребностей в объеме <данные изъяты> метров.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия в лице начальника ГКУ РК «<данные изъяты>» Чурашова СВ., действующим на основании доверенности №-д от ДД.ММ.ГГГГ, именуемого Продавцом с одной стороны, и ФИО9, именуемой Покупатель, с другой стороны заключен договор № купли-продажи лесных насаждений для строительства индивидуального жилого дома, строительства хозяйственных построек и на хозяйственные потребности в объеме <данные изъяты>, расположенных на делянке 8 выдела ДД.ММ.ГГГГ квартала 100 Северного участкового лесничества Северного лесничества <данные изъяты> <адрес> Республики Карелия (далее - договор купли-продажи).
В соответствии с п. 6 раздела II договора купли-продажи заготовке не подлежат деревья за пределами отвода.
В соответствии с п. 9 раздела II договора купли-продажи заготовка древесины осуществляется в соответствии с условиями договора купли-продажи, требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, правилами заготовки древесины, правилами ухода за лесами, правилами пожарной и санитарной безопасности в лесах, правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядком проведения лесосечных работ, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно технологической карте разработки лесосеки главного пользования в квартале <данные изъяты>, эксплуатационная площадь лесосеки составила <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9 («Заказчик») и ООО «<данные изъяты> («Подрядчик») в лице его директора ФИО2 заключен договор подряда на выполнение лесохозяйственных работ (далее - договор подряда).
В соответствии с п. 1.1 договора подряда, Заказчик поручает Подрядчику произвести подрядные работы по сплошной рубке в квартале <данные изъяты>В соответствии с п. 1.2 договора подряда, при производстве работ Подрядчик руководствуется Правилами заготовки древесины, Правилами лесовосстановления, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности, Правилами ухода за лесом, технологической картой разработки лесосеки.
В соответствии с п. 2.1 договора подряда, объем древесины, подлежащей вырубке при выполнении Подрядчком сплошной рубки в соответствии с п. 1.1 договора подряда составляет 190 плотных кубометра.
В соответствии с п. 3.1, 3.2, 3.3 договора подряда подрядчик производит рубку, погрузку, транспортировку и распиловку вырубленной древесины своими силами, средствами и техникой; в ходе работ операции выполняются согласно технологической карты разработки лесосеки, переданной Заказчиком; подрядчик своими силами обязан производить очистку лесосеки от порубочных остатков в соответствии с Лесоводственными требованиями и технологическим процессом лесосечных работ.
После заключения договора подряда ООО <данные изъяты>» под руководством Саранчи В.Н. приступило к заготовке древесины - рубке лесных насаждений на указанной делянке. При этом непосредственную лесозаготовку - рубку лесных насаждений осуществляли нанятые Саранчой В.Н. лица.
В период времени с 09 часов 00 мин по 17 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 лично, по собственной инициативе, исполняя свои должностные обязанности начальника ГКУ РК «<данные изъяты>» с целью проверки деятельности лесозаготовителей и соблюдения ими норм лесного законодательства Российской Федерации прибыл на делянку <данные изъяты>, где <данные изъяты> осуществляло лесозаготовку для ФИО9 в рамках заключенного с ней договора подряда.
Находясь на указанной делянке ФИО8, используя свои полномочия государственного лесного инспектора, установив, что у работников, нанятых Саранчой В.Н., отсутствуют при себе какие-либо разрешительные документы на рубку лесных насаждений, потребовал от данных работников рубку приостановить. Помимо этого, ФИО8, находясь на указанной делянке, в том числе проверял правильность отвода и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, предусмотренных Наставлением по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденных Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от ДД.ММ.ГГГГ №, а также соблюдение лесозаготовителями Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом ФИО8 документально факт отсутствия документов у работников, осуществлявших рубку лесных насаждений, не оформлял, каких-либо актов осмотра делянки, актов проверки соблюдения требований лесного законодательства, актов патрулирования (рейда) лесов, протоколов об административных правонарушениях не составлял, предписаний об устранении нарушений лесного законодательства не выносил.
В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ в указанное время ФИО8, находясь в выделе <данные изъяты>, встретился с Саранчой В.Н. и разрешил ему дальнейшее производство лесозаготовительных работ на указанной делянке, а также пригласил Саранчу В.Н. для дальнейшего общения и беседы к себе на работу, то есть в <данные изъяты>
После этого ДД.ММ.ГГГГ, в период с 09 час. 00 мин. по 10 час. 30 мин. Саранча В.Н. по приглашению ФИО8, пришёл в рабочий кабинет ФИО8, расположенный в ГКУ РК «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, где ФИО8 при общении с Саранчой В.Н. объяснил ему суть допущенных, по его (ФИО8) мнению нарушений лесного законодательства, правил отвода и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, Правил заготовки древесины при осуществлении <данные изъяты>» лесозаготовительной деятельности на делянке 8 выдела 5 квартала 100 Северного участкового лесничества Медвежьегорского центрального лесничества, которые он (ФИО8) лично выявил при посещении указанной делянки ДД.ММ.ГГГГ, а именно: несоответствие объема ликвидного запаса лесных насаждений, отведенных в рубку на 1,03 Га леса по договору купли-продажи лесных насаждений, объему запаса леса на 1 Га площади в выделе 5 квартале 100 Северного участкового лесничества Медвежьегорского центрального лесничества согласно таксационному описанию Северного лесничества, указанном в Проекте организации и ведения лесного хозяйства ФГУ «<данные изъяты> Агентства лесного хозяйства по <адрес>; несоответствие номера делянки, на которой осуществлялась лесозаготовительная деятельность; несоответствие в натуре промеров линий, углов между ними, образующих
границы делянки, промерам и углам, указанным в схеме расположения лесных
насаждений, являющейся приложением к указанному договору купли-продажи лесных
насаждений; повреждение лесосечных столбов; отсутствие уборки делянки.
При этом фактически указанные нарушения могут образовать в действиях Саранчи В.Н., как организатора лесозаготовительных работ на указанной делянке, признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.25 КоАП РФ, и признаки преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, в случае подтверждения занижения объема заготовленной древесины, и ее заготовку за пределами отвода.
Находясь в указанное время в кабинете у ФИО8, Саранча В.Н. фактические нарушения, высказанные ему ФИО8, не признал.
Вместе с тем ФИО8, выявив указанные лесонарушения и поставив в известность о них Саранчу В.Н., каких-либо актов осмотра делянки, актов проверки соблюдения требований лесного законодательства, актов патрулирования (рейда) лесов, протоколов об административных правонарушениях вновь не составлял, предписаний об устранении нарушений лесного законодательства не выносил, подчиненным ему сотрудникам <данные изъяты>», Северного участкового лесничества о нарушениях не сообщил, указаний о проверке лесозаготовительной деятельности <данные изъяты>» на указанной делянке не дал, а также не сообщил о выявленных им возможных лесонарушениях в ОМВД России по <адрес> для проведения его сотрудниками дальнейшего разбирательства по существу выявленных ФИО8 лесонарушений.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе телефонного разговора ФИО8 и Саранча В.Н. договорились о встрече на улице возле <адрес> в <адрес> Карелия.
ДД.ММ.ГГГГ, в период с 17 часов 00 минут до 20 часов 00 минут Саранча В.Н., находясь у <адрес> в <адрес> Карелия при общении с ФИО8 пояснил ему, что по его (Саранчи В.Н.) мнению, он и нанятые им работники на указанной делянке каких-либо лесонарушений при проведении лесозаготвительных работ не допустили. В ответ на это ФИО8 потребовал от Саранчи В.Н. денежные средства в сумме <данные изъяты>.
В указанный период времени, то есть с 17 часов 00 минут до 20 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ, Саранча В.Н., находясь у <адрес> в <адрес> Карелия, имея длительный период работы в сфере лесозаготовки, разбираясь ввиду этого в законодательстве Российской Федерации, регулирующем лесные правоотношения, зная размеры возможных штрафных санкций, которые могут быть наложены на <данные изъяты> при подтверждении выявленных ФИО8, по его мнению, лесонарушений, порядок оформления лесонарушений, осознавая, что ФИО8 является должностным лицом государственного органа управления в области лесных отношений, государственным лесным инспектором, осуществлявшим государственный лесной контроль и надзор и руководство ведением лесного хозяйства в лесах <данные изъяты>», и в том числе в лесах Северного участкового лесничества, и наделен ввиду этого распорядительными и властными полномочиями по выявлению, пресечению, предотвращению административных правонарушений в сфере лесозаготовки, инициировании дальнейших разбирательств по существу выявленных им лесонарушений, в том числе с привлечением сотрудников ОМВД России по <адрес>, осознавая при этом, что ФИО8 в силу занимаемой им должности может в дальнейшем организовать проведение проверок лесозаготовительной деятельности <данные изъяты>», и с целью исключения возможных неблагоприятных последствий по результатам уже проведенной ФИО8 проверки и возможно проводимых проверок в будущем, имея умысел на дачу взятки должностному лицу в виде денег лично в значительном размере за совершение им заведомо незаконного бездействия, а именно: сокрытие фактов ранее озвученных Саранче В.Н. ФИО10 выявленных им лесонарушений и не инициирование дальнейшего разбирательства по ним, а именно: не составление актов осмотров лесной делянки, актов проверки соблюдения требований лесного законодательства, актов патрулирования (рейда) лесов, протоколов о выявленных им (ФИО8) лесонарушениях, не уведомление о выявленных лесонарушениях должностных лиц Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия и сотрудников ОМВД России по <адрес>, которые в дальнейшем были бы обязаны проводить разбирательство по факту выявленных ФИО8 лесонарушений, а также в целях формирования в дальнейшем со стороны ФИО8 и возглавляемого им <данные изъяты>» благоприятных условий для ведения <данные изъяты>» лесозаготовительной деятельности, расположения в дальнейшем ФИО8 к себе, то есть покровительство со стороны ФИО8, - согласился с требованием ФИО8 о передаче ему денежных средств, однако пояснил, что суммы <данные изъяты> у него нет, но он готов передать ФИО8 денежные средства в сумме <данные изъяты>), на что ФИО8 ответил согласием. В дальнейшем Саранча В.Н., продолжая реализовывать свой указанный преступный умысел, находясь в <адрес> Республики Карелия, ДД.ММ.ГГГГ в период с 12 часов 00 минут по 15 часов 00 минут в телефонном разговоре с ФИО8 предложил последнему перевести ранее оговоренную ими сумму взятки <данные изъяты> безналичным способом на лицевой счет ФИО8, на что последний также ответил согласием. После этого Саранча В.Н. явился в рабочий кабинет ФИО8 в ГКУ РК <данные изъяты> <адрес>, где ФИО8 лично передал Саранче В.Н. реквизиты своего счета для рублевых и валютных операций в карельском отделении <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 15 часов 00 минут до 20 часов 00 минут Саранча В.Н., продолжая реализовывать свой указанный преступный умысел, находясь у себя дома по адресу: <адрес>, через подключенную сеть Интернет в системе «<данные изъяты>» осуществил перевод с лицевого счета <данные изъяты>» № на счет ФИО8 в <данные изъяты>» № денежные средства в сумме <данные изъяты>, то есть в значительном размере, в качестве взятки за совершение им (ФИО8) заведомо незаконного бездействия, а именно: сокрытие фактов ранее озвученных Саранче В.Н. ФИО8 выявленных им лесонарушений и не инициирование дальнейшего разбирательства по ним, а именно: не составление актов осмотров лесной делянки, актов проверки соблюдения требований лесного законодательства, актов патрулирования (рейда) лесов, протоколов о выявленных им (ФИО8) лесонарушениях, не уведомление о выявленных лесонарушениях должностных лиц Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия и сотрудников ОМВД России по <адрес>, которые в дальнейшем были бы обязаны проводить разбирательство по факту выявленных ФИО8 лесонарушений, а также в целях формирования в дальнейшем со стороны ФИО8 и возглавляемого им ГКУ РК «<данные изъяты>» благоприятных условий для ведения <данные изъяты>» лесозаготовительной деятельности, расположения в дальнейшем ФИО8 к себе, то есть покровительство со стороны ФИО8
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении <данные изъяты>» каких-либо проверок со стороны <данные изъяты>», ОМВД России по <адрес>, в том числе связанных с выявленными ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ лесонарушениями, не проводилось.
Подсудимый Саранча В.Н. в судебном заседании заявил о согласии с предъявленным обвинением и поддержал ранее заявленное им ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке.
Суд постановляет приговор в отношении Саранчи В.Н. без проведения судебного разбирательства в общем порядке, так как удостоверился, что ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке заявлено подсудимым Саранчой В.Н. добровольно, после консультации с защитником, подсудимый осознаёт характер и последствия заявленного им ходатайства, правовые последствия рассмотрения дела в особом порядке ему разъяснены и понятны. Суд пришёл к выводу, что обвинение, с которым согласился подсудимый Саранча В.Н. обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по делу, наказание за совершённое преступление не превышает 10 лет лишения свободы. Государственный обвинитель в судебном заседании заявил о согласии на рассмотрение дела в отношении подсудимого Саранчи В.Н. без судебного разбирательства в общем порядке.
Представленные доказательства подтверждают, что Саранча В.Н. дал взятку должностному лицу за совершение незаконного бездействия.
Таким образом, обоснованность предъявленного обвинения, с которым согласился подсудимый Саранча В.Н. позволяет суду постановить по делу обвинительный приговор и квалифицировать его действия по ч. 3 ст. 291 УК РФ – дача взятки должностному лицу лично за совершение заведомо незаконного бездействия.
При назначении наказания Саранче В.Н. судом учитывается, что в соответствии с ч. 1 ст. 6 УК РФ наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. При назначении наказания подсудимому судом также в силу ч. 3 ст. 60 УК РФ учитываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного, на условия жизни его семьи.
В этой связи судом было установлено, что Саранча В.Н. судимости не имеет, считается лицом не привлекавшимся к административной ответственности, характеризуется по месту жительства удовлетворительно, не состоит на учёте у нарколога и психиатра.
Суд считает Саранчу В.Н. вменяемым в отношении инкриминируемого ему преступления, сомнений в психическом здоровье Саранчи В.Н. у суда также возникает, сторонами сведений, позволяющих сомневаться в его вменяемости, не представлено, поэтому он подлежит уголовной ответственности и наказанию.
При определении вида наказания подлежащего назначению подсудимому Саранче В.Н. судом учитываются совокупность смягчающих наказание обстоятельств, обстоятельства совершения преступления и роль подсудимого в инкриминируемом ему преступлении, его возраст, его раскаяние в совершении преступления.
Эти обстоятельства позволили суду прийти к мнению, что цели наказания в отношении Саранчи В.Н. будут достигнуты при назначении ему наказания в виде штрафа.
Оснований для постановления приговора без назначения наказания, освобождения от наказания или применения отсрочки отбывания наказания нет.
Дополнительное наказание в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью суд считает возможным не назначать, учитывая возраст подсудимого, нахождение его на пенсии.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств, при назначении наказания подсудимому Саранче В.Н. судом признаются полное признание вины, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, его возраст. В связи с рассмотрением уголовного дела в особом порядке иные доказательства, позволяющие отнести их к смягчающим наказание обстоятельствам, не исследовались, а заявление Саранчи В.Н. о совершённом преступлении, исходя из обстоятельств его задержания, органами предварительного следствия отнесено к обстоятельствам, свидетельствующим об активном способствовании раскрытию и расследованию преступления. Отягчающих наказание обстоятельств подсудимому Саранче В.Н. судом не установлено.
С учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности, суд не находит оснований в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ для изменения его категории на менее тяжкую. Оснований для применения ст. 64 УК РФ в ходе судебного разбирательства установлено не было.
Так как судом принято решение о назначении Саранче В.Н. не самого строгого вида наказания, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 291 УК РФ, то положения ст. 62 УК РФ при определении размера наказания судом не применяются.
Гражданский иск в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства не заявлялся.
Вещественные доказательства по делу следует хранить при уголовном деле в отношении ФИО8
Так как уголовное дело было рассмотрено в особом порядке, Саранча В.Н. подлежит освобождению от возмещения в пользу Бюджета РФ процессуальных издержек предусмотренных ст. 131 УПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 302,304, 307-309, 316 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Саранчу В.Н. признать виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 3 ст. 291 УК РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 300000(триста тысяч) рублей.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении Саранчи В.Н. до вступления приговора суда в законную силу оставить без изменения.
Вещественные доказательства: <данные изъяты>
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня его провозглашения. В течение 10 суток в случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Председательствующий С.В.Кутузов