Дело № 88-3012/2024
№ 2-609/2023
Уникальный идентификатор дела 67RS0003-01-2022-006476-79
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 февраля 2024 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лысовой Е.В.,
судей Анненковой К.К. и Шамрай М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Промышленного района города Смоленска в интересах Вахрушевой Елены Васильевны к Муниципальному бюджетному учреждению «СпецАвто», Администрации города Смоленска, Администрации Смоленской области, Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о взыскании недополученной заработной палаты, начисляемой в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения
по кассационной жалобе Правительства Смоленской области в лице представителя по доверенности Флиманкова Юрия Леонидовича на решение Промышленного районного суда города Смоленска от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Лысовой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
У С Т А Н О В И Л А:
Заместитель прокурора Промышленного района города Смоленска в интересах Вахрушевой Е.В. обратился в суд с иском к МБУ «СпецАвто» (далее - МБУ «СпецАвто», после переименования с 1 января 2023 года - Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «СпецАвто», далее - СОГБУ «СпецАвто», учреждение), Администрации города Смоленска, Администрации Смоленской области, Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области, с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил взыскать с работодателя в пользу Вахрушевой Е.В. недополученную заработную плату за период с 1 июня 2021 года по 31 июля 2022 года в размере 139534,88 руб. с возложением на Администрацию города Смоленска или Администрацию Смоленской области обязанности по выделению СОГБУ «СпецАвто» соответствующих денежных средств.
Заявленные требования мотивированы тем, что Вахрушева Е.В. работает в СОГБУ «СпецАвто» с 1 мая 2018 года в должности учетчика 2-го разряда. МБУ «СпецАвто» осуществляло деятельность по содержанию автомобильных дорог и с 2013 года находилось в отраслевом подчинении структурного подразделения Администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации города Смоленска. Согласно общероссийскому классификатору экономической деятельности (ОКВЭД 52.21.22) организация осуществляла деятельность по эксплуатации автомобильных дорог местного значения, так как на нее возложены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения. Финансирование заработной платы персонала Учреждения осуществлялось по коду 0409 - Дорожное хозяйство (дорожные фонды), установленному приложением 2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 года № 85н.
11 декабря 2019 года подписано, а 14 января 2020 года в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (рег. №17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.
Являясь ассоциированным членом Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «Радор», Администрация города Смоленска в установленном законом порядке отказ от присоединения к данному соглашению в Минтруд России не направила. Не реализовало такую возможность и МБУ «СпецАвто», вследствие чего, Учреждение считается присоединившимся к нему.
Однако за период с 1 января 2020 года вплоть до 1 августа 2022 года заработная плата работникам МБУ «СпецАвто» выплачивалась не в полном объеме, поскольку ее начисление производилось без учета положений Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы. Размер начисляемой истцу тарифной ставки (оклада) был ниже базовой минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда в организациях дорожного хозяйства, которая при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Не соответствовал утвержденному Отраслевым соглашением и межразрядный тарифный коэффициент, в связи с чем, работодателем неверно исчислялись тарификационные оклады работников и положенные им компенсационные (оплата сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни) и стимулирующие (премиальные) надбавки, что в совокупности привело к заниженному начислению оплаты труда.
Решением Промышленного районного суда города Смоленска от
26 апреля 2023 года исковые требования заместителя прокурора Промышленного района города Смоленска в интересах Вахрушевой Е.В. удовлетворены.
С СОГБУ «СпецАвто» в пользу Вахрушевой Е.В. взыскана недополученная заработная плата за период с 1 июня 2021 года по 31 июля 2022 года в размере 139534,88 руб., исчисленная без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога и профсоюзных взносов.
Указано, что в случае отсутствия у СОГБУ «СпецАвто» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, привлечь Администрацию Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению настоящего решения суда, обязав выделить СОГБУ «СпецАвто» соответствующие денежные средства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 сентября 2023 года решение Промышленного районного суда города Смоленска от 26 апреля 2023 года в части привлечения Администрации Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда и возложении обязанности выделить СОГБУ «СпецАвто» соответствующие денежные средства в случае отсутствия у СОГБУ «СпецАвто» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств отменено. В этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации Смоленской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Правительство Смоленской области (ранее Администрации Смоленской области) в лице представителя по доверенности Флиманкова Ю.Л. просит отменить принятые по делу судебные постановления, вынести новое решение, отказав истцу в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы полагает ошибочным вывод судов о том, что фактической деятельностью МБУ «СпецАвто» является деятельность по содержанию дорог местного значения, осуществляемая в сфере дорожного хозяйства, поскольку согласно ЕГРЮЛ и Уставу основной деятельностью учреждения является осуществление полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Обращает внимание, что в силу ч. 4 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса); МБУ «СпецАвто» не относилось к работодателям, указанным в ч. 3 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, следовательно, Отраслевое соглашение к трудовым отношениям между работниками и МБУ «СпецАвто» применяться не может. Кроме того, МБУ «СпецАвто» не уполномочивало Администрацию г.Смоленска (учредителя учреждения) на ведение переговоров и подписание от их имени Соглашения. Также указывает, что МБУ «СпецАвто» является некоммерческой организацией, и указанная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2023 года правовая позиция не распространяется на организации другой организационно-правовой формы.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции 15 февраля 2024 года прокурор отдела Генеральной прокуратуры Филатова Е.Г. полагала кассационную жалобу Правительства Смоленской области не подлежащей удовлетворению.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом - посредством почтовой связи и по электронной почте, кроме того, указанная информация заблаговременно была размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании 15 февраля 2024 года был объявлен перерыв до 29 февраля 2024 года.
После перерыва в судебное заседание 29 февраля 2024 года явилась прокурор отдела Генеральной прокуратуры Филатова Е.Г., возражавшая против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, на основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Администрации города Смоленска от 20 декабря 2010 года учреждено муниципальное бюджетное учреждение «СпецАвто» с 1 января 2011 года путем изменения типа ранее действующего муниципального автономного учреждения «СпецАвто», функции и полномочия учредителя которого осуществляет Администрация города Смоленска.
Исходя из положений Устава Учреждения, утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 6 мая 2010 гола №826-адм. с изменениями, внесенными постановлением города Смоленска от 20 декабря 2010 года № 838-адм.; постановлением города Смоленска от 20 декабря 2013 года № 2314-адм.; постановлением города Смоленска от 21 декабря 2016 года № 145, МБУ «СпецАвто» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления города Смоленска в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п. 2.1 Устава).
Предметами деятельности Учреждения являются организация, подготовка, проведение мероприятий, а также выполнение работ, оказание услуг в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п. 22 Устава).
Дополнительными видами деятельности является сбор и обработка сточных вод; сбор отходов; обработка и утилизация отходов; обработка отходов лома черных металлов; обработка отходов лома цветных металлов; работы столярные и плотничные; техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств; техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств; торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами; перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами; перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами; организация похорон и связанных с ними услуг.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 9 июня 2022 года основным видом экономической деятельности Учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является деятельность по очистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 81.29.9.), относящаяся распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2016 года № 2496-р к бытовым услугам.
Вместе с тем, постановлением города Смоленска от 20 декабря 2013 года № 2314-адм пункт 1.5 Устава МБУ «СпецАвто» изложен в следующей редакции: «Учреждение находится в отраслевом подчинении органа Администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации города Смоленска».
Решением 10-й сессии Смоленского городского Совета V созыва от 29 апреля 2016 года № 152 утверждено Положение об органе администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске - Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска, которым закреплено, что УДХиС является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Смоленска, обеспечивающим реализацию полномочий Администрации города Смоленска по решению вопросов местного значения в сфере использования автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске.
Муниципальными заданиями, утвержденными начальником Управления дорожного хозяйства на период 2020-2024 г.г. и адресованными МБУ «СпецАвто», на Учреждение возложены обязанности по выполнению работ в части «организации капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе». Показатель, характеризующий содержание работы, определен в муниципальных заданиях через классификацию работ по содержанию автомобильных дорог.
С 1 июля 2022 года путем внесения изменений в ЕРГЮЛ, изменен ОКВЭД, определяющий виды экономической деятельности Учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, на 52.21.22 - деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.
Судами также установлено, что 1 мая 2018 года между МБУ «СпецАвто» и Вахрушевой Е.В. заключен трудовой договор № 317, во исполнение условий которого работодателем издан приказ № 100 л/с от 1 мая 2018 года о принятии Вахрушевой Е.Н. на работу в МБУ «СпецАвто» в подразделение «Специализированная уборка территорий города» на должность учетчика снега, смета, с почасовой тарифной ставкой (окладом) в размере 59,81 руб.
Механизм оплаты труда работников МБУ «СпецАвто» установлен положениями Коллективного договора на 2020-2023 г.г., принятого на общем собрании трудового коллектива 18 марта 2020 года, Положениями об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «СпецАвто», утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 1 ноября 2018 года № 2892-адм., Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ «СпецАвто», утвержденного Генеральным директором МБУ «СпецАвто» 1 октября 2019 года, штатными расписаниями Учреждения.
Пунктом 1.6 Положения об оплате труда административноуправленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «СпецАвто» определено, что оплата труда работников Учреждения осуществляется на основе должностных окладов, рассчитанных в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищнокоммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. Размеры должностных окладов работников устанавливаются согласно приложению №1 к настоящему Положению.
Работникам учреждения могут устанавливаться выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п. 1.7)
Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ «СпецАвто» предусмотрено текущее и единовременное премирование (п. 2.1). Размеры премий и показатели премирования приведены в приложении № 1.
В Коллективном договоре указано, что в учреждении действует повременно-премиальная система оплаты труда. Оплата труда работников учреждения производится по часовым тарифным ставкам, должностным окладам, размеры которых, устанавливаются согласно штатного расписания.
Фактически заработная плата рабочих должностей МБУ «СпецАвто» с 2018 года состояла из минимальных должностных окладов (тарифных ставок), установленных Отраслевым тарифным соглашением в жилищнокоммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2018 год в размере 8845 руб., увеличенных на тарифный коэффициент, определенный Положением об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «СпецАвто». Дополнительно работникам начислялась стимулирующая премиальная выплата, исчисляемая в процентом соотношении к окладу. При этом, величина такого соотношения зависит от занимаемой должности и устанавливается Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ «СпецАвто».
11 декабря 2019 года было подписано, а 14 января 2020 года в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (per. № 17/20-22) отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства и устанавливают трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Данное Соглашение вступило в силу с 1 января 2020 года и действовало по 31 декабря 2022 года включительно.
Одной из сторон соглашения является Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» (представитель работодателей, уполномочивших «РАДОР» на заключение Соглашения от их имени). Решением Совета Директоров Ассоциации «РАДОР» (протокол ЛЗ39 от 5 июня 2019 года) Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска принято в ассоциированные члены Ассоциации «РАДОР». Будучи надлежащим образом проинформированным о разработке проекта и заключении Отраслевого соглашения, Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию «РАДОР» участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени.
Названное Соглашение в период его действия в МБУ «СпецАвто» при начислении и выплате его работникам заработной платы не применялось.
Вместе с тем, во исполнение вступившего в законную силу решения Промышленного районного суда г. Смоленска от 22 августа 2022 года по заявлению <данные изъяты>В. к МБУ «Спецавто», Администрации г. Смоленска о восстановлении нарушенных трудовых прав, взыскании недополученной заработной палаты и возложении обязанности по ее выплате в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, внесении изменений в локальные нормативные акты работодателя, постановлением Администрации г. Смоленска от 21 декабря 2022 года № 3749-адм. внесены изменения в постановление Администрации г. Смоленска от 1 ноября 2018 года № 2892-адм «Об утверждении положений об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих муниципального бюджетного учреждения «СпецАвто». Данным постановлением на работников МБУ «СпецАвто» распространены положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы. Определено, что оплата труда рабочих осуществляется на основе тарифных ставок, размер которых, определен в Приложении № 3, где базовой (минимальной) тарифной ставке рабочих 1 разряда соответствует оклад в размере 16749,75 рублей (14565 х 1.15), межразрядный тарифный коэффициент принят в минимальном значении 0,2.
С учетом данных показателей, начиная с 1 августа 2022 года финансировалась деятельность МБУ «СпецАвто», работникам которого, в том числе истцу, начислялась и выплачивалась заработная плата.
Таким образом, начиная с 1 августа 2022 года Администрация г.Смоленска и МБУ «СпецАвто» действующие локальные нормативные акты Учреждения привели в соответствие с требованиями Отраслевого соглашения для работников организаций дорожного хозяйства, в силу чего, с указанной даты Вахрушева Е.В., работающая учетчиком, получает заработную плату, окладная часть которой соответствует законодательным требованиям, а общий размер заработка определяется с учетом четвертого по версии отраслевого ЕТКС, тарифного разряда с применением минимального пошагового коэффициента 0,2.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 4, 11, 15, 21, 22, 45, 47, 48, 56, 129, 145, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 3, 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. ст. 2, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090 «О Правилах дорожного движения», ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разъяснениями, данными в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором в защиту Вахрушевой Е.В. требований о взыскании с СОГБУ «СпецАвто» (как правопреемника МБУ «СпецАвто») недополученной заработной платы за период с 1 июня 2021 года по 31 июля 2022 года, при этом исходил из того, что МБУ «СпецАвто» в течение всего периода действия Отраслевого соглашения фактически осуществляло деятельность в отрасли дорожного хозяйства, включающую содержание автомобильных дорог местного значения, до настоящего времени фактическая деятельность учреждения не изменилась. Положения Отраслевого соглашения, являющегося правовым актом и регулирующим наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации трудовые отношения, равно как и положения в нем об оплате труда, распространяются на Администрацию г.Смоленска, МБУ «СпецАвто» и работников данной организации, однако его условия работодателем не исполнялись, как и условия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 г.г., так как минимальная тарифная ставка, ежегодно повышаемая работникам названным соглашением, начиная с 2019 года, не начислялась, рекомендованные к применению межразрядные тарифные коэффициенты не устанавливались и оплата по ним не производилась.
Суд первой инстанции признал, что в спорные периоды заработная плата истца не соответствовала положениям действующего трудового законодательства и до изменения системы оплаты труда работников МБУ, пошаговый межразрядный коэффициент истца должен соответствовать примерной разрядной таблице, являющейся приложением к Отраслевому соглашению, и в данном случае, соответствовать показателю 1,20.
Проанализировав положения Отраслевого соглашения в сравнении с примененным в спорный период механизмом оплаты труда работников Учреждения и, проверив представленный стороной истца и работодателем расчет недополученного Вахрушевой Е.В. заработка, суд взыскал в её пользу с СОГБУ «СпецАвто» за период с 1 июня 2021 года по 31 июля 2022 года - 139534 руб. 88 коп., исчисленных без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога и профсоюзных взносов.
Отклоняя как необоснованные доводы Администрации г. Смоленска и Администрации Смоленской области о том, что основной деятельностью учреждения является осуществление полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, в связи с чем Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы на МБУ «СпецАвто» не распространяется, суд первой инстанции указал, что анализ муниципальных заданий, утвержденных начальником Управления дорожного хозяйства на период 2020-2024 г.г. и адресованных МБУ «СпецАвто», свидетельствует о возложении на Учреждение обязанности по выполнению работ, поименованных в заданиях, как «организация капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе»; показатель, характеризующий содержание работы, определен в муниципальных заданиях через классификацию работ по содержанию автомобильных дорог; подавляющее большинство видов деятельности МБУ «СпецАвто» субсидируется как деятельность, осуществляемая в области дорожного хозяйства, что свидетельствует о необходимости отнесения МБУ к отраслевому учреждению дорожного хозяйства; кодирование по ОКВЭД не является определяющим в экономической деятельности учреждения, видовая принадлежность которого к той или иной сфере хозяйственного ведения определяется фактическим доминирующим видом такой экономической деятельности.
Суд первой инстанции со ссылкой на положения ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации отметил, что при заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности, о чем свидетельствует законодательно предусмотренная возможность отказа того или иного работодателя от присоединения к нему.
При этом, обязательным условием допущения такого распространения является информированность потенциального работодателя о принятии отраслевого Соглашения.
В связи с этим суд первой инстанции учел, что в соответствии с обращением Общероссийского Профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от 30 августа 2019 года № ЭЗ - 210 письмом от 9 сентября 2019 года № ИС- 407 Ассоциация «РАДОР» предложила своим членам для рассмотрения проект названного Отраслевого соглашения.
7 февраля 2020 года письмом № ИС-73 (Л2 ИС-73-2 для ассоциированных членов) Ассоциация «РАДОР» проинформировала членов Ассоциации о заключении на федеральном уровне Отраслевого соглашения. Информация направлялась для использования в работе.
Письмом Минтруда России от 11 марта 2020 года №14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы» работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14 января 2020 года, регистрационный №17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru).
Обращено внимание работодателей на положения статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о надлежащем информировании Администрация г. Смоленска о принятом на федеральном уровне Отраслевом соглашении по дорожному хозяйству, которая предложений по проекту Соглашения не внесла, в коллективных переговорах участия не принимала, мотивированного отказа от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не направила, а, следовательно, данное Соглашение распространяется на Администрацию г. Смоленска и МБУ «СпецАвто».
Кроме того, суд первой инстанции на основании положений ст. ст. 123.21, 123.22, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации и принимая во внимание, что СОГБУ «СпецАвто» достаточного самостоятельного дохода для выплаты свои работникам заработной платы не имеет и финансируется Администрацией Смоленской области, которая в результате произошедшей реорганизации является новым собственником имущества Учреждения, возложил субсидиарную ответственность за исполнение обязательств СОГБУ «СпецАвто» (в случае невозможности исполнения судебного решения) на Администрацию Смоленской области.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого решения, не согласился с выводами районного суда о привлечении Администрации Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда, возложении обязанности выделить СОГБУ «СпецАвто» соответствующие денежные средства в случае отсутствия у СОГБУ «СпецАвто» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, в связи с чем, решение суда в приведенной части отменил и в данных требованиях прокурора отказал.
В остальной части суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции признал правильными.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит решение суда первой инстанции, в части оставленной без изменения апелляционным определением, и апелляционное определение законными и обоснованными.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению на основании следующего.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением (часть 1 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (часть 1 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (часть 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из положений статьи 16, части 1 статьи 129, статей 135, 143 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что определенные трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства.
Следовательно, если в соглашение, заключенное полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства, включены обязательства сторон по вопросам оплаты труда, в том числе по установлению размеров минимальных тарифных ставок, и это соглашение распространяется на данного работодателя, то условия такого соглашения подлежат применению работодателем при установлении работнику заработной платы. При этом условия оплаты труда работника, предусмотренные в трудовом договоре, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями оплаты труда, определенными в названном соглашении.
Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации: регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путем заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, соглашений; соглашение о регулировании социально-трудовых отношений и общих принципов регулирования связанных с ними экономических отношений может быть заключено представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальных уровнях социального партнерства.
В силу статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации такое соглашение является правовым актом и, по смыслу изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации; если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и является для них обязательным; содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон соглашения.
При этом, статья 46 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющая содержание и структуру соглашения, будучи правовой основой для установления в соглашении обязательств работодателя и работников, предписывает, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства его сторон по вопросам оплаты труда, в том числе установление минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также обязательства по гарантиям, компенсациям и льготам работникам; в отраслевом соглашении как в одном из видов соглашений, заключаемом представителями работников и работодателей и являющимся правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения работников определенной отрасли, могут быть предусмотрены в том числе обязательства сторон соглашения об оплате труда работников, в частности об установлении размера минимальной тарифной ставки, которые подлежат применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в таком соглашении; в тех случаях, когда по причинам экономического, технологического, организационного характера работодатель не имеет возможности реализовать отдельные условия соглашения, он вместе с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Соответственно, если действие соглашения в отношении работодателя, на которого оно распространяется, не приостановлено, условия такого соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения, подлежат применению работодателями в трудовых отношениях с работниками.
В рассматриваемом случае, суды нижестоящих инстанций, основываясь на правильном толковании вышеприведенных нормативных положений, регулирующих спорное правоотношение, и оценив в соответствии с требованиями процессуального закона совокупность представленных суду доказательства, пришли к обоснованному выводу о распространении на работников МБУ (СОГБУ) «СпецАвто», в том числе истца Вахрушевой Е.В., в спорный период действия Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, в связи с чем их вывод о взыскании с СОГБУ «СпецАвто» в пользу Вахрушевой Е.В. недополученной заработной платы за период с 1 июня 2021 года по 31 июля 2022 года на основании норм указанного Соглашения основан на законе и установленных фактических обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы о том, что в силу части 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса), не свидетельствуют о незаконности принятых по делу судебных актов и их отмену не влекут, поскольку указанная норма права регламентирует лишь частный случай, когда Соглашение действует в отношении работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями - государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в связи с чем не отменяет иных указанных в статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации оснований распространения действия Соглашения на работодателей.
Кроме того, из системного толкования положений статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что нормы части 3 данной статьи определяют работодателей, в отношении которых действует Соглашение и интересы которых были представлены объединениями работодателей, заключившими соглашение (независимо от членства работодателей в таких объединениях), в коллективных переговорах либо которые вступили в такие объединения работодателей в период действия соглашения, и не отменяют предусмотренного частями 8 и 9 статьи специального порядка распространения действия соглашения на работодателей, не участвовавших в заключении соглашения, путем присоединения к нему по предложению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, либо путем не представления в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению в указанный федеральный орган исполнительной власти мотивированного письменного отказа присоединиться к нему.
Указание заявителя кассационной жалобы на то, что Отраслевое соглашение распространяется только на муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность, и не распространяется на муниципальные бюджетные предприятия, не влечет отмены обжалуемых судебных постановлений, так как согласно п.п. 1.1., 1.2. Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы Соглашение определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях (учреждениях, предприятиях) дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности; настоящее Соглашение является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется; оно распространяется на работников и работодателей - подрядных организаций, на работников и работодателей - организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не относящихся к государственной службе, в части, не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, работников и работодателей проектных и изыскательских организаций, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников (п. 1.5 Соглашения).
Вопреки утверждению заявителя кассационной жалобы факт осуществления истцом Вахрушевой Е.В. в спорный период трудовой деятельности в организации дорожного хозяйства подтверждается материалами дела.
Приведенные в кассационной жалобе заявителя иные доводы, в том числе о том, что МБУ «СпецАвто» в течение всего периода действия Отраслевого соглашения не осуществляло деятельность в отрасли дорожного хозяйства, включающую содержание автомобильных дорог местного значения, являлись предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, поскольку заявлялись при рассмотрении дела по существу и при проверке решения районного суда в апелляционном порядке, признаны необоснованными по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных постановлениях, оснований не согласиться с которыми у суда кассационной инстанции не имеется.
Изложенные кассатором доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения заявленного спора.
С учётом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Промышленного районного суда города Смоленска от 26 апреля 2023 года в части, оставленной без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 сентября 2023 года, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Смоленской области в лице представителя по доверенности Флиманкова Юрия Леонидовича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи