Решение по делу № 2-1733/2018 от 27.08.2018

Дело №2-1733/2018

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

г.Воркута Республики Коми 28 ноября 2018 г.

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Гюлумян А.Г.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой Я.О.,

с участием представителя истца Пчелинцевой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афониной Нины Федоровны к администрации МО ГО «Воркута», Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера, обязании восстановить в очереди,

у с т а н о в и л :

Афонина Н.Ф. обратилась с иском в суд, в котором просила признать за ней право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера и восстановить в очереди на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой первоначальной постановки на учет 20 декабря 1995 г.

В обоснование иска указала, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» №28 от 20 июля 2018 г. снята с учета граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по причине выявления в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности, а именно, наличие в собственности члена семьи (внука) квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Полагает данное решение неправомерным, принятым без учета права, предусмотренного Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также без учета принятых в порядке реализации подзаконных нормативных актов. Никаких недействительных сведений администрации МО ГО «Воркута» не предоставляла. Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретение жилья, указанный в п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не предусматривает возможность снятия гражданина с учета одним лишь владением любым объектом недвижимости за пределами Крайнего Севера без учета его соответствия требованиям, предъявляемым ст.16 ЖК РФ, а также без оценки нуждаемости в жилых помещениях.

С получением в собственность внука квартиры, расположенной в Ленинградской области по указанному выше адресу, с учетом количества состава семьи и учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 9 кв.м. на одного человека, она не перестала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий, соответственно, оснований для признания истца утратившим право на получение социальной субсидии и исключения из названной очереди граждан не имеется.

В письменном отзыве администрации МО ГО «Воркута» содержится просьба об отказе в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что истец, состоявшая на учете граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами РКС и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет 20 декабря 1995г. по категории «пенсионеры», правомерно снята с учёта на основании выписки из ЕГРП от 1 июня 2018 г., согласно которой внук истца – Линник П.Г. с 2 апреля 2018 г. по настоящее время имеет в собственности квартиру общей площадью 37,3 кв.м, расположенную в Ленинградской области. Отсутствие жилого помещения на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является одним из условий получения социальной выплаты. Состоя на учёте граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами РКС и приравненных к ним местностей, и, проходя ежегодную перерегистрацию, Афонина Н.Ф. не сообщала в администрацию о наличии в собственности члена её семьи жилого помещения за пределами РКС, выписка из ЕГРП была представлена по запросу администрации МО ГО «Воркута». С учётом вступивших с 4 января 2018г. изменений в п.21 Положения граждане снимаются с учёта имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения жилых помещений в районах и местностях, не отнесённых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Ответчик Минстрой Республики Коми в отзыве просило в удовлетворении иска отказать, приведя доводы аналогичные изложенным в возражениях администрации МО ГО «Воркута».

Истец, ответчики и третьи лица, надлежащим образом извещены судом о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явились.

Ответчик администрация МО ГО «Воркута» в письменном заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель истца иск поддержал.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Афонина Н.Ф. состояла в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет 20 декабря 1995 г. по категории «пенсионеры» была признана участником Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» (протокол от 20 июля 2018 г. №28, утвержденный постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 23 июля 2018г. №1062) Афонина Н.Ф. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты с датой постановки на учет 20 декабря 1995 г. на основании п.п. «в» п.21 постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. №879 (выявление в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений, наличие жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера у Линник П.Г., включенного заявителем в состав семьи на получение социальной выплаты) (л.д.97,98-102).

Разрешая спор, суд исходит из следующего.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153.

Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст.1 Закона №125-ФЗ от 21.10.2002).

На момент постановки истца на учет на получение жилищной субсидии действовало Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденное Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278, согласно которому право на получение за счет средств республиканского бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья предоставлялось лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения) При этом пунктом 2 предусматривалось, что субсидии предоставляются гражданам (по их желанию), состоящим на учете по улучшению жилищных условий в местных органах исполнительной власти, на предприятиях, в организациях и воинских частях, а также лицам, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на льготное финансирование строительства или приобретения жилья, но не использовавшим это право.

Из копии поквартирных карточек и копии трудовой книжки следует, что Афонина Н.Ф. прибыла в г. Воркуту до 1992 года. Из копии трудовой книжки Афониной Н.Ф. следует, что на дату постановки на учет её стаж работы в РКС составлял более 10 лет; с 1 января 1958 г. работала в МКЗОК «Родина» (в г. Воркуте) и на момент постановки на учет продолжала работать там же.

Согласно удостоверению (...) Афониной Н.Ф. 28 марта 1988 г. назначена пенсия по старости.

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, принятым в целях совершенствования деятельности по реализации ФЗ №125-ФЗ от 25.10.2002, утверждено «Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Положение).

В соответствии с пунктами 24, 25 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п. 17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Ответчиком оспаривается право истца на получение государственного жилищного сертификата в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений в соответствии с п.21 Положения.

Из п.21 Положения следует, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в ряде случаев, включая такие как: в) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений.

Администрация проводит перерегистрацию граждан, во время которой гражданин обязан подтвердить своё право состоять на учете на получение субсидии (социальной выплаты) или представить документы об изменившихся обстоятельствах.

При этом при наличии оснований снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.

В свою очередь, необходимо учитывать, что снятие с учета возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии определенного права, требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем.

Нормами ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ и п.п. «з» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, предусмотрено, что право на получение субсидий имеют граждане, наряду с наличием иных условий, которые не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении, и не получившие субсидии на эти цели. То есть сохранение права за гражданином состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно при условии, если и после приобретения жилья на собственные средства, гражданин при этом остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Анализ норм федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, свидетельствует о том, что члены семьи гражданина учитываются при постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, а также при определении размера данной выплаты.

Таким образом, законом предусмотрено, что при определении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий учитываются не только жилые помещения, принадлежащие непосредственно лицу, признаваемому нуждающимся, но и членам его семьи.

По смыслу указанных выше законодательных и нормативных актов граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления таких сведений.

Члены семьи, желающие получить жилищную субсидию в составе семьи лица, состоящего на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты также должны отвечать требованиям об отсутствии у них на праве собственности жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В силу ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищный субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.

Из материалов учетного дела истца следует, что Афонина Н.Ф. при постановке на учет проживала по адресу: <адрес>; на момент постановки на учёт состав её семьи включал 6 человек: Афонина Н.Ф., дочь- Линник А., внуки- Линник Александр, Линник Павел, Линник Андрей, зять- Линник Г.П. (л.д.56).

Из справки №2063 от 7 апреля 2004 г. и поквартирной карточки следует, что Афонина Н.Ф. с вышеуказанным составом семьи на основании ордера №596 от 25 июня 1996г. проживала по адресу: <адрес>, в которой была зарегистрирована с 12 апрлеля 1997 г. по настоящее время. (л.д.11, 58).

В заявлении (рапорт) от 28 ноября 2006 г. о включении Афонину Н.Ф. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство» заявителем указан состав семьи 6 человека (л.д.62).

В дальнейшем состав семьи Афониной Н.Ф. (6 человека) не изменялся, о чем свидетельствуют заявления, поданные истцом ответчику в 2007, 2008, 2009,2010 (л.д.82,83,84,85).

Из поквартирной карточки по месту жительства усматривается, что Линнин А.Г. убыл 27 февраля 2007 г. (л.д.89).

23 мая 2017 г. Афониной Н.Ф. в заявлении о выделении ГЖС выпуска 2018 г. указывается состав семьи 5 человек (л.д.87).

Из материалов дела следует, что с 2 апреля 2018 г. за Линнин П.Г., указанным Афониной Н.Ф, в качестве члена семьи, по настоящее время зарегистрировано на основании акта приема- передачи от 18 мая 2017 г., договора участия в долевом строительстве от 22 августа 2016 г., разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30 декабря 2016 г. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.91).

За иными лица, указанными в качестве членов семьи истца, зарегистрированных прав на жилые помещения за пределами районов Крайнего Севера не установлено, о чем свидетельствуют выписки из ЕГРП на ФИО3, ФИО1, ФИО11, ФИО10 и ФИО3

В соответствии с ч.4, ч.5 ст.50 ЖК РФ, действующего с 1 марта 2005 г., учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается органом местного самоуправления и размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно решению Совета депутатов второго созыва МО «Заневское сельское поселение» Всеволожский муниципальный район Ленинградской области от 9 ноября 2012 г. №69 Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения жилищного фонда в МО «Заневское сельское поселение» учетная норма площади жилья в Заневском сельском поселении составляет 9 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. По данным МО «Заневское городское поселение» данное решение является действующим по настоящее время.

Соответственно, при наличии в собственности Линник П.Г. жилого помещения общей площадью 37,3 кв.м., Афонина Н.Ф. и члены её семьи не переставали быть нуждающимися в жилом помещении, поскольку причитающаяся площадь 7,46 кв.м. =(37,3:5) на всех членов семьи) жилого помещения на каждого члена семьи меньше установленной нормы, при составе семьи пять человек.

Из чего следует, что наличие в собственности вышеуказанного жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера не повлияло на право истца состоять на учете для получения государственного жилищного сертификата, поскольку причитающаяся площадь спорной квартиры на каждого члена семьи была меньше установленной нормы.

При таких обстоятельствах само по себе не предоставление Афониной Н.Ф. сведений о наличии в собственности лица, указанного ею в качестве члена семьи, вышеуказанного жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера не повлияло на право истца состоять на учете для получения государственного жилищного сертификата.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» (протокол от 20 июля 2018 г. №28, утвержденный постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 23 июля 2018г. №1062) в части снятия истца с учета является незаконным, и за истцом следует признать право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «пенсионеры» с даты постановки на учет 20 декабря 1995 и обязать ответчика восстановить её в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет– 25 декабря 1995 г.

При этом установленные судом обстоятельства вступления 29 января 2010 г. Линник П.Г. в брак с Логищинец Л.А. и приобретения последней 15 апреля 2016 г. в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, не учитываются судом при принятии решения, поскольку установлено, что брак между Линник П.Г. и Логишинец (Линник) Л.А. расторгнут 4 августа 2015 г.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

признать за Афониной Ниной Федоровной, <дата> года рождения, право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «пенсионеры» с даты постановки на учет 20 декабря 1995 г.

Восстановить Афонину Нину Федоровну в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет 20 декабря 1995 г.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения (3 декабря 2018 г.).

Председательствующий:                    А.Г. Гюлумян

2-1733/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Афонина Нина Федоровна
Ответчики
Администрация МО ГО "Воркута"
Министерство строительства и дорожного хозяйства в Республике Коми
Другие
Линник Павел Григорьевич
Линник Григорий Павлович
Пчелинцева Яна Андреевна
Линник Антонина Николаевна
Линник Андрей Григорьевич
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.04.2020Предварительное судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее