Дело № 2а-2316/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Пермь 08 июня 2018года
Индустриальный районный суд в составе:
председательствующего судьи Домниной Э.Б.,
при секретаре Лучниковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Правительства Пермского края к Управлению федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000рублей,
у с т а н о в и л :
Правительство Пермского края обратилось в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. за неисполнение требований исполнительного документа вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб. по делу <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, по делу <данные изъяты> выданного Добрянским районным судом <адрес> по делу №.
Предметом исполнения является возложение обязанности на Правительство Пермского края предоставить <данные изъяты> по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м на территории Добрянского муниципального района. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия <данные изъяты> предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту его жительства.
Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства, должнику (Правительству) установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Пермского края получено вышеуказанное постановление о возбуждении исполнительного производства, что подтверждается штемпелем Правительства Пермского края на постановлении.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава - исполнителя была направлена информация, в которой были указаны причины невозможности исполнения решения
суда в пятидневный срок, а именно отсутствие на территории Пермского свободных жилых помещений.
Порядком предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, определено, что предоставление жилого помещения осуществляется по месту жительства лица, в случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства, с согласия, жилье предоставляется в ближайшем к данному району муниципальном образовании.
ДД.ММ.ГГГГ г. приказом ГКУ ПК «<данные изъяты>» № дс <данные изъяты>. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ г. с <данные изъяты> заключен договор найма жилого помещения № дс.
ДД.ММ.ГГГГ г. судебным приставом - исполнителем было вынесено постановление об окончании исполнительного производства ввиду фактического исполнения требований исполнительного документа.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда, для детей - сирот в ДД.ММ.ГГГГ г., регистрация права государственной собственности на приобретаемые жилые помещения в многоквартирных строящихся домах по государственным контрактам ДД.ММ.ГГГГ гг. на территории <адрес> планировалось в ДД.ММ.ГГГГ.
Государственный контракт на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, был заключен ДД.ММ.ГГГГ Согласно техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью государственного контракта, срок исполнения контракта составлял до ДД.ММ.ГГГГ
Протоколом рабочего совещания от ДД.ММ.ГГГГ Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства <адрес> застройщику ООО «<данные изъяты> установлен был срок для устранения выявленных недостатков до ДД.ММ.ГГГГ. и до ДД.ММ.ГГГГ установлен срок для подачи заявления в государственный строительный надзор на итоговую комиссию для получения соответствия строительного объекта требованиям.
Жилое помещение было передано Министерству строительства и архитектуры Пермского на основании акта приема - передачи жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> строительства и архитектуры Пермского края № № жилые помещения по адресу: <адрес>, были включены в специализированный жилищный фонд Пермского края.
Реальное исполнение судебного решения, а именно: предоставление жилого помещения в пятидневный срок было невозможным вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот - длительная процедура, обусловленная приобретением жилых помещений путем проведения аукционов по закупке жилья, что является обязательным в силу действующего законодательства.
В соответствии с п.п. <данные изъяты> Порядка формирования специализированного жилищного фонда <адрес> для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год путем: приобретения жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством; участия в долевом строительстве многоквартирных домов; строительства многоквартирных домов; строительства жилых домов.
На основании изложенного просить освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб.
Административный истец Правительство Пермского края о рассмотрении дела извещено надлежаще, в суд представителя не направил, представитель представил заявление о рассмотрении дела по существу в свое отсутствие.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому края Сахабетдинова Л.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Управление федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о рассмотрении дела извещено, в суд своего представителя не направили.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, а также исполнительное производство №-ИП, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 64 "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор.
В соответствии со статьей 105 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что решением Добрянского районного суда <адрес>, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> возложена обязанность предоставить <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обладающей статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Добрянского муниципального района Пермского края либо с согласия <данные изъяты> в другом муниципальном образовании Пермского края по нормам предоставления общей площадью не менее <данные изъяты>
На основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – Правительства Пермского края, срок для добровольного исполнения требований установлен до <данные изъяты> (л.д.8).
Должник в установленный для добровольного исполнения судебного акта пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства не исполнил решение суда.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по <адрес> Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. с должника по исполнительному производству (л.д.7).Согласно Порядка формирования специализированного жилищного фонда <адрес> для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету <адрес>, поступающих на эти цели из федерального бюджета.
Согласно п. <данные изъяты> формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем:
<данные изъяты>. приобретение жилых помещений в государственную собственность <адрес> путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством;
<данные изъяты> участие в долевом строительстве многоквартирных домов;
<данные изъяты> строительство многоквартирных домов;
<данные изъяты> строительство жилых домов.
Согласно Плану формирования специализированного жилищного фонда <адрес> для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ регистрация права государственной собственности на приобретаемые жилые помещения в многоквартирных строящихся домах по государственным контрактам ДД.ММ.ГГГГ. на территории <адрес> планировалось в ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> заключен государственный контракт № (л.д.10-14).
ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства строительства и архитектуры <адрес> жилые помещения по адресу <адрес> края (л.д.14-15).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №ДС ГУК ПК «<данные изъяты> <данные изъяты> предоставлена квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> (л.д.16).
27.09.2017г. с К.В.В заключен договор найма указанного жилого помещения (л.д.17-18).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по <адрес> Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП.
Разрешая требования <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника – <адрес>.
Судом установлено, что после получения постановления о возбуждении исполнительного производства, административным истцом принимались все возможные меры для своевременного исполнения указанного решения суда, по передаче взыскателю жилого помещения, нарушение срока исполнения решения суда, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, обусловлено объективными причинами, независящими от воли должника, в том числе, длительностью процедуры формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, приобретением жилых помещений путем проведения аукционов по закупке жилья, следовательно, при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства, последний не имел возможности исполнить требования исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, что свидетельствует об отсутствии вины истца в несвоевременном исполнении исполнительного документа.
Кроме этого, в настоящее время Правительством Пермского края взыскателю <данные изъяты> предоставлено жилое помещение.
На основании статьи 176 КАС РФ и в соответствии с закрепленным в статье 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Правительства Пермского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
р е ш и л:
Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000рублей, подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья- Э.Б.Домнина