КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Андрияшев И.Б. Дело № 33-9019/2010
А-63
13 октября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Войты И.В.
судей Пашковского Д.И., Полынцева С.Н.
с участием прокурора Назаркина В.П.
при секретаре Елисеенко И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Пашковского Д.И.
гражданское дело по заявлению Зайцева Н.П. о признании незаконным внесение изменений в Устав Манского района Красноярского края, зарегистрированных ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности на Манский районный Совет депутатов устранить допущенные нарушения,
по кассационным жалобам Зайцева Н.П.,
на решение Манского районного суда Красноярского края от 08 сентября 2010 года которым постановлено:
«В удовлетворении заявленных требований Зайцева Н.П. о признании незаконным внесение изменений в Устав Манского района Красноярского края, зарегистрированных ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности на Манский районный Совет депутатов устранить допущенные нарушения, отказать за необоснованностью».
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зайцев Н.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным внесение изменений в Устав Манского района и возложении обязанности на Манский районный Совет депутатов устранить допущенные нарушения.
Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ после выборов депутатов в Манский районный Совет, Зайцеву Н.П. стало известно, что депутаты вопреки прямого волеизъявления населения района (местного референдума проведенного ДД.ММ.ГГГГ и принятого решения населением), главу Манского района назначили самостоятельно. Так, Манский районный Совет депутатов самовольно, без учета мнения населения (проведенного местного референдума), не правомерно внес изменение в Устав Манского района в ст.13 и изменил порядок и в п.4 этой статьи установил, что Глава района избирается депутатами районного Совета депутатов из своего состава тайным голосованием большинством голосов от общей установленной для Совета численности.
Данное незаконное внесение в Устав Манского района изменений, грубейшим образом ущемляет Конституционные права и свободы Зайцева Н.П. и других граждан Манского района. Данным внесенным изменением в Устав района полностью ограничены права и свободы Зайцева Н.П. в части принятия участия в управлении органами местного самоуправления Манского района и формировании руководителя этого органа по выборам высшего должностного лица - Главы района. Кроме того, заявителя также полностью лишили возможности выбирать это должностное лицо, а также его и других граждан быть избранным на эту должность, что является незаконным, так как местный референдум от ДД.ММ.ГГГГ определил, что в Уставе должно быть предусмотрено, что глава местного самоуправления района избирается населением, проживающим на территории района. Данное решение, принятое на референдуме имеет наивысшую юридическую силу и является обязательным для всех, в том числе и для всех уровней органов местного самоуправления Манского района.
С учетом изложенного Зайцев Н.П. просил суд признать внесение изменений в Устав Манского района в ст.6 и в ст.13 (в последний редакции в части избрания Главы района из состава депутатов представительным органом местного самоуправления - Манским районным Советом депутатов) незаконным и обязать Манский районный Совет депутатов внести в Устав изменения, касающиеся выборов главы местного самоуправления района населением, проживающим на территории района в соответствия с принятым решением на референдуме ДД.ММ.ГГГГ.
Суд отказал в удовлетворении заявленного Зайцевым Н.П. требования и вынес вышеприведённое решение.
В кассационных жалобах Зайцев Н.П. просит об отмене решения, настаивая на своих прежних доводах, а так же указывает на нарушение судом норм процессуального и материального права при рассмотрении дела.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав Зайцева Н.П., представителя Манского районного Совета депутатов по доверенности Лукань С.В., прокурора Назаркина В.П. полагавшего решение суда оставить без изменения кассационную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы кассационных жалоб, не находит оснований для отмены судебного решения.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Зайцева Н.П.
Согласно ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Пунктом 1 ч. 1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Пунктом 1 ч.3 ст. 28 указанного Федерального закона предусмотрена обязательность вынесения на публичные слушания проекта устава муниципального образования, а также проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с ч.3 ст.28 данного Федерального закона, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
В соответствии с п.4 ст.13 Устава Манского района, глава района избирается депутатами районного Совета депутатов из своего состава тайным голосованием большинством голосов от общей установленной для Совета численности, данное положение предусмотрено п.1 ч.2 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, решением Манского районного Совета депутатов Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ в Устав Манского района внесены изменения, в том числе касающиеся порядка избрания главы Манского района.
Так, п.2 ст.6 Устава Манского района изложен в следующей редакции - глава Манского района - высшее выборное должностное лицо, избираемое представительным органом из своего состава, наделенное согласно настоящему Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района.
П.4 ст.13 Устава Манского района изложен в следующей редакции - глава района избирается депутатами районного Совета депутатов из своего состава тайным голосованием большинством голосов от общей установленной для Совета численности.
ДД.ММ.ГГГГ в информационном бюллетене «<данные изъяты>» № было опубликовано распоряжение администрации Манского района от ДД.ММ.ГГГГ №-р о проведении публичных слушаний по проекту изменений и дополнений в Устав Манского района. В этом же номере был опубликован проект изменений и дополнений в Устав Манского района.
ДД.ММ.ГГГГ в информационном бюллетене «<данные изъяты>» № была опубликована резолюция публичных слушаний, из которой следует, что участники публичных слушаний, рекомендуют депутатам Манского районного Совета депутатов принять решение о внесении изменений и дополнений в Устав Манского района.
ДД.ММ.ГГГГ в информационном бюллетене «<данные изъяты>» № опубликовано решение Манского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №р, которым утверждены изменения в Устав Майского района.
При указанных обстоятельствах, отказывая в удовлетворении требований Зайцева Н.П. суд обоснованно исходил из того, что в данном случае при внесении изменений в Устав Манского района каких-либо нарушений действующего законодательства не допущено, а полномочия по внесению изменений и дополнений в Устав Манского района, принадлежат исключительно представительному органу данного муниципального образования, в связи с чем, права либо свободы Зайцева Н.П. не были нарушены.
На основании п.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судебная коллегия согласна с такими выводами суда первой инстанции, так как они являются правильным, основанными на обстоятельствах дела и требованиях закона.
Доводы кассационных жалоб Зайцева Н.П. не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене судебного решения, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка в ходе судебного разбирательства, что отражено в решении. Кроме того, в обоснование своих доводов кассационного представления прокурор не представил каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Манского районного суда Красноярского края от 08 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Зайцева Н.П. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи