Решение по делу № 2-5203/2022 от 05.09.2022

63RS0038-01-2022-006667-79

№2-5203/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2022 года     г. Самара

Кировский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Меркуловой Т.С.,

при секретаре Долгаевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео конференцсвязи гражданское дело № 2-5203/2022 по иску ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» к ФИО2 о взыскании излишне выплаченной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

    Установил:

Истец ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании излишне выплаченной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Требования мотивированы тем, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с <данные изъяты> года являлась получателем ежемесячной денежной выплаты жилого помещения коммунальных услуг, компенсации на оплату проезда по льготной категории «Ветеран труда» на основании Закона Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», Закона Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области (далее - Закон Астраханской области ).

Согласно межведомственному запросу Государственного казенного учреждения Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» Управления по Кировскому району (от ДД.ММ.ГГГГ ) о предоставлении сведений для назначения пособия Кировском районе г. Самары, был выявлен факт снятия с регистрационного учета ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем, Учреждением принято решение о прекращении данных выплат ( от ДД.ММ.ГГГГ).

В связи с тем, что ФИО2 не оповестила учреждение о снятии с регистрационного учета, которое является основанием для прекращения данной выплаты и продолжала их получать, у ответчика образовалась переплата ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 37 640, 35 рублей, компенсации на оплату проезда 22 795, 85 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил суд взыскать с ФИО2 в пользу Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» излишне выплаченную ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 37 640,35 рублей, компенсацию на оплату проезда в сумме 22 795,85 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг.

Представитель истца- по доверенности ФИО4 в судебном заседании, проводимом с помощью системы видео-конференц связи при содействии Красноярского районного суда Астраханской области исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика- ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований на основании письменного отзыва.

Представитель третьего лица- Главного управления социальной защиты населения Самарской области не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и посредством размещения информации о дате и месте рассмотрения гражданского дела на сайте Кировского районного суда г.Самары (http://kirovsky.sam.sudrf.ru/), поскольку их неявка в силу ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту - Федеральный закон "О ветеранах").

Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 Федерального закона "О ветеранах").

Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Федерального закона "О ветеранах").

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В Астраханской области предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда осуществляется в соответствии с Законом Астраханской области от 22 декабря 2016 года N 85/2016-ОЗ "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области" и Законом Астраханской области от 18 декабря 2008 года № 79/2008 - 03 «О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан».

В статье 22 Закона Астраханской области « О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» содержится перечень мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам труда, постоянно проживающим на территории Астраханской области.

Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ года являлась получателем ежемесячной денежной выплаты жилого помещения и коммунальных услуг, компенсации на оплату проезда по льготной категории «Ветеран труда».

Согласно межведомственному запросу Государственного казенного учреждения Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» Управления по Кировскому району (от ДД.ММ.ГГГГ ) о предоставлении сведений для назначения пособия Кировском районе г. Самары, был выявлен факт снятия с регистрационного учета ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ

ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении данных выплат.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона, граждане, получающие денежную компенсацию, обязаны извещать уполномоченный орган об изменении состава семьи, места жительства, оснований предоставления мер социальной поддержки и и других обстоятельствах, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение ее размера, в течение 10 рабочих дней со дня наступления обстоятельств с представлением соответствующих документов.

Согласно справке, представленной ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа Управление по Кировскому району от ДД.ММ.ГГГГ , а также ответу на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоит на учете как получатель ежемесячной денежной выплаты по категории «Ветеран труда» в соответствии с Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны – труженников тыла, ветеранов труда, граждан приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, а также ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Ветеран труда» в соответствии с Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17), соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Входящая в систему мер социальной поддержки граждан, имеющих статус "Ветеран труда" компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предназначена в числе иных мер социальной поддержки и льгот таким гражданам обеспечить надлежащий уровень жизни и необходимый достаток, в связи с чем по своей правовой природе относится к средствам существования.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 ГПК РФ).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).

ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» обращаясь в суд с иском о взыскании необоснованно полученной ответчиком денежной компенсации, сослался на то, что ответчик ФИО2 не информировала его о смене места жительства и регистрации.

По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Красноярского района», регулирующих спорные отношения, норм материального права являлось установление следующего обстоятельства: имела ли место со стороны ФИО2 недобросовестность в получении в спорный период вышеуказанных выплат.

При этом, добросовестность гражданина (в данном случае ФИО2) при разрешении требований социального органа о взыскании необоснованно полученной компенсационной выплаты презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Вместе с тем, суд учитывает, что межведомственное информационное взаимодействие осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Согласно пункту 3.4 устава казенного учреждения Астраханской области "Центр социальных выплат" учреждение обязано обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных учреждению бюджетных ассигнований.

В соответствии с нормами статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1), соответственно, органы социальной защиты населения обязаны контролировать расходование денежных средств, в том числе в виде назначаемых гражданам компенсаций. Таким образом, работники управления должны надлежащим образом исполнять обязанность в целях проверки правильности денежных выплат, назначенных ответчику.

Как следует из материалов дела, судом не установлено счетной ошибки либо недобросовестности со стороны ответчика, об умышленных действиях по сокрытию обстоятельств, которые могли бы повлиять на выплату денежной компенсации.

Кроме того, в материалы дела представлено заявление ФИО2, датированное ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении права на льготы в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах».

Между тем, доказательств того, что ответчик был проинформирован органом социальной защиты при подаче вышеуказанного заявления о том, что обязан своевременно сообщить органу социальной защиты об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение выплат, в том числе о смене места жительства, в материалы дела не представлено, что также не оспаривал представитель истца при рассмотрении дела.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что ответчик в спорный период не являлась получателем социальных выплат в Самарской области.

Таким образом, разрешая спор, руководствуясь нормами действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения, учитывая, что при рассмотрении дела судом виновных и недобросовестных действий со стороны ответчика не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» () к ФИО2 (паспорт ) о взыскании излишне выплаченной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг оставить без удовлетворения.

В течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Кировский районный суд г. Самары.

Срок принятия мотивированного решения – 05 декабря 2022 года.

Председательствующий          Т.С.Меркулова

2-5203/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Красноярского района"
Ответчики
Полешкина Антонина Федоровна
Другие
Поломеева Варвара Анатольевна
ИСКЛЮЧЕН ------- Государственное казенное учреждение Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара»
Исключено------Управление социальной защиты населения по Кировскому району г.Самары
Главное управление социальной защиты населения Самарской области
Суд
Кировский районный суд г. Самара
Судья
Меркулова Татьяна Сергеевна
Дело на сайте суда
kirovsky.sam.sudrf.ru
05.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2022Передача материалов судье
08.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2022Подготовка дела (собеседование)
22.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.11.2022Судебное заседание
28.11.2022Судебное заседание
05.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
30.01.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
31.01.2023Судебное заседание
27.02.2023Судебное заседание
20.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
28.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее