Решение по делу № 33-1321/2024 от 16.04.2024

89RS0001-01-2020-000606-44

1 инстанция №2-522/2023

Апелл. дело №33-1321/2024

Судья Архипова Е.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 июня 2024 года                              город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Байкиной С.В.,

судей коллегии Рощупкиной И.А., Курманова Э.Р.,

с участием прокурора Рукавишникова П.А.,

при ведении протокола секретарем Пановой Я.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, гражданское дело по апелляционной жалобе представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования город Салехард Хабибуллиной Л.Р. и апелляционному представлению прокурора города Салехарда на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.01.2023 года по иску прокурора города Салехарда в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческому товариществу собственников недвижимости «Север» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности, которым постановлено:

Возложить на НТСН «Север» обязанность оборудовать территорию НТСН «Север» звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Заслушав доклад судьи Курманова Э.Р., пояснения прокурора Рукавишникова П.А. по доводам уточненного иска, представителя соответчика Администрации города Салехарда Островской О.Е., представителя ответчика НТСН «Север» Гуськовой А.Г., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ТСН «Северный» Дементьева С.А., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Салехарда в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к некоммерческому товариществу собственников недвижимости «Север» (далее - НТСН «Север») о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности; оборудовать территорию НТСН «Север» звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре, запасами воды для пожаротушения с возможностью круглогодичного забора, прицепной помпой.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенных проверок выявлены нарушения требований пожарной безопасности на земельном участке общего пользования, предоставленном НТСН «Север» в аренду. В период с 17.04.2017 по 24.04.2017, а также с 15.10.2018 по 29.10.2018 сотрудниками ОНД и ПР по муниципальному образованию города Салехарда товариществу были выданы предписания об устранении нарушений пожарной безопасности, за неисполнение которых ответчик 05.05.2017 привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а затем 06.12.2018 по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ. 05.12.2019 в отношении юридического лица - НТСН «Север» было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ. В настоящее время нарушения требований пожарной безопасности ответчиком не устранены, территория НТСН «Север» не обеспечена звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре; запасами воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды; отсутствует прицепная мотопомпа. Прокурор просил возложить на ответчика НТСН «Север» обязанность устранить выявленные нарушения пожарной безопасности.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, с которым не согласен прокурор города Салехарда, третье лицо Администрация города Салехарда.

В апелляционной жалобе представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования города Салехарда Хабибуллина Л.Р. просила об отмене судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении требований иска прокурора в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы оспаривает вывод суда первой инстанции об освобождении НТСН «Север» от обязанности по созданию запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, прицепной мотопомпой, ссылаясь на его противоречие требованиям пункта 16 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, которое действовало на дату подачи рассматриваемого иска и до 01.01.2021.

В апелляционном представлении прокурор также просит об отмене решения суда в части отказа в иске по требованиям об обязании ответчика НТСН «Север» создать запасы воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, оборудовать территорию НТСН «Север» прицепной мотопомпой и принятии по делу нового судебного постановления об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу и апелляционное представление представитель ответчика НТСН «Север» Гуськова А.Г. полагает решение суда законным и обоснованным.

Определением от 05.10.2023 года судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.10.2023 года решение суда отменено. Исковые требования прокурора удовлетворены с возложением на НТСН «Север» обязанности оборудовать территорию звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре, обеспечить запасы воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, прицепной помпой.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.03.2024 года указанное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, прокурор, с учетом положений ст. 39 ГПК РФ, просил привлечь к участию в деле в качестве соответчика Администрацию муниципального образования город Салехард, возложить на соответчика обязанность по обеспечению на территории товарищества запасов воды для пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, прицепной мотопомпой. Возложить на НТСН «Север» обязанность по оборудованию территории товарищества звуковой сигнализацией по оповещению людей при пожаре.

Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.05.2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования город Салехард, также приняты к производству суда измененные требования прокурора города Салехарда: возложить на администрацию муниципального образования город Салехард обязанность по обеспечению на территории некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Север» запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, прицепной мотопомпой; возложить на НТСН «Север» обязанность по оборудованию территории товарищества звуковой сигнализацией по оповещению людей при пожаре.

В судебном заседании 04.06.2024 года от прокурора г. Салехарда поступили измененные исковые требования, согласно которым истец просил возложить на администрацию муниципального образования город Салехард обязанность по обеспечению на территории НТСН «Север» (ранее ДНТ «Север») в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером: запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, прицепной мотопомпой; в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ для совершения вышеуказанных действий установить срок исполнения решения - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.06.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено товарищество собственников недвижимости «Северный».

В судебном заседании 11.06.2024 года от прокурора г. Салехарда поступили уточненные исковые требования, согласно которым истец просил возложить на администрацию муниципального образования город Салехард обязанность по обеспечению на территории НТСН «Север» (ранее ДНТ «Север») площадью 927 878 кв.м. в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером: запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, прицепной мотопомпой; в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ для совершения вышеуказанных действий установить срок исполнения решения - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Рукавишников П.А. поддержал заявленные требования к ответчику - администрации города Салехарда, с учетом последних уточнений. Пояснил, что уточненная редакция требований касается исключительно ответчика - администрации города Салехарда, заключается в возложении обязанности на данного ответчика обеспечить на территории НТСН «Север» наличие запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, прицепной мотопомпой, причем способом, который определит сам ответчик исходя из своих финансовых возможностей. Не оспаривал, что прицепная мотопомпа необходима в случае использования запасов воды из открытых источников. Требования о возложении обязанности по оборудованию территории товарищества звуковой сигнализацией по оповещению людей при пожаре прокурором не заявляются, поскольку данная обязанность в действующем законодательстве отсутствует.

Представитель ответчика НТСН «Север» Гуськова А.Г. не возражала против уточненного иска, не оспаривала, что территория земельного участка, на котором ведет деятельность НТСН «Север» целиком помещается в ранее существовавший земельный участок с кадастровым номером: .

Председатель правления НТСН «Север» Верещагин С.Г., ранее принимавший участие в судебном заседании 04.06.2024 года с уточненными исковыми требованиями прокурора не согласился. Пояснил, что указание в требованиях иска на совершение указанных действий в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером: является необоснованным, поскольку данный участок площадью более 90 гектаров ныне не существует. Полагал, что даже в случае удовлетворения исковых требований прокурора к администрации города, фактическое исполнение обустройства запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, прицепной мотопомпой ляжет на НТСН «Север».

Представитель соответчика Администрации города Салехарда Островская О.Е. возражала против уточненного иска по мотивам письменных возражений, полагала требования прокурора не исполнимыми в заявленном виде.

Представитель третьего лица ОНД и ПР по МО г. Салехард УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО Путинцев Р.А. ранее принимавший участие в судебном заседании 04.06.2024 года уточненные требования прокурора поддержал, пояснил, что территория НТСН «Север» на которой ведется садоводство и огородничество не оборудована источниками наружного противопожарного водоснабжения, а также условиями для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, что противоречит п.75 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года №1479.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ТСН «Северный» Дементьев С.А. в судебном заседании требования прокурора по отношению к ответчику - администрации города Салехарда не поддерживал, пояснил, что в настоящее время на указанном земельном участке с кадастровым номером 89:08:070101:2543 деятельность ведет ТСН «Северный», который получил его по договору безвозмездного пользования (ссуды) и именно оно должно исполнять противопожарные мероприятия, а не администрация города. Не оспаривал, что в настоящее время оспаривается создание ТСН «Северный» по инициативе НТСН «Север», равно как и заключение договора безвозмездного пользования земельным участком.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

В силу пункта 1 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела судом в незаконном составе.

Из материалов дела усматривается, что судом первой инстанции не ставился вопрос об отводе председательствующего судьи с учетом имевшихся у сторон сомнений в отсутствии его заинтересованности в исходе дела.

В связи с переходом судебной коллегией по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа определением от 05.10.2023 к рассмотрению дела по правилам рассмотрения в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с наличием существенных нарушений норм процессуального права, как это предусмотрено пунктом 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ.

Разрешая вопрос о законности и обоснованности заявленных прокурором уточненных требований в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела по заказу ДНТ «Север» в 2016 году подготовлен проект планировки территории НТСН «Север», утвержденный постановлением Администрации г. Салехарда от 09.06.2017 года №927, в 2017 году - проект межевания территории НТСН «Север», утвержденный постановлением Администрации г. Салехарда от 02.03.2018 года №508, содержащие, в частности, комплекс мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территории товарищества.

31.10.2018 года между Администрацией г. Салехарда (арендодатель) и НТСН «Север» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 89:08:070101:2543, площадью 255 399 кв.м., местоположение установлено по адресу: ЯНАО, г. Салехард, территория НТСН «Север», для размещения земель общего пользования сроком до 19.10.2021 года, фактически представляющего собой междворовые проезды (аллеи) товарищества к расположенным в пределах территории НТСН «Север» жилым и нежилым строениям.

В ходе неоднократных проверок в 2017-2019 годах на территории НТСН «Север» выявлены существенные нарушения требований пожарной безопасности. Предписания по устранению данных нарушений в установленный в них срок ответчиком не исполнялись. Ответчик неоднократно привлекался к административной ответственности.

Иск по настоящему делу подан прокурором 28.02.2020 года.

Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 августа 2020 года, определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 января 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены.

Определением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 ноября 2021 года по заявлению НТСН «Север» решение суда отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, производство по делу возобновлено.

Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2021 года решение Городской Думы МО г. Салехард от 29 апреля 2020 года «Об утверждении генерального плана г. Салехарда» в части невключения в границы населенного пункта территории в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером (НСТН «Север») признано недействительным со дня принятия решения.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2022 года договор аренды с НТСН «Север» земельного участка с кадастровым номером 89:08:070101:2543, площадью 255 399 кв.м., признан прекратившим свое действие в связи с истечением срока действия.

На момент рассмотрения спора судом (после возобновления производства) ответчиком не обеспечены наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре и запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, отсутствует прицепная мотопомпа.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В соответствии с абз.2 ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗосновными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзаца 10 ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗк полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов.

Также в данной статье указано, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Таким образом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов является публично-правовой обязанностью органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ (в редакции, действующей на дату подачи иска прокурора) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

На основании ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ(в редакции, действующей на дату подачи иска прокурора, до 01.03.2023 года) первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Статья 63 указанного закона утратила силу с 01.03.2023 года на основании федерального закона от 14.07.2022 года №276-ФЗ.

Согласно ст. 62 федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.

В соответствии со статьей 84 федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях, отдельных требований для установки таких систем оповещения вне зданий и сооружений, данной нормой указанного закона не предусмотрено.

С 01.01.2021 года в Российской Федерации введены Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года №1479.

В соответствии с п. 75 данных Правил установлено, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Согласно ч.1 ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ в действующей редакции территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

В соответствии с ч.2 ст.62 указанного закона к наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары.

По смыслу приведенных норм предназначение территории для ведения садоводства не возлагает на садовые товарищества соблюдение обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

В силу Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников садовых земельных участков возложена обязанность по соблюдению обязательных, а не первичных требований пожарной безопасности, в связи с чем, с помощью дачных и садоводческих объединений органы местного самоуправления вправе достигнуть соблюдения нарушенных правил пожарной безопасности путем реализации в отношении таких субъектов мер муниципального воздействия.

Законом Ямало-Ненецкого автономного округа №26-ЗАО от 22.06.2004 года муниципальное образование город Салехард наделено статусом городского округа с административным центром город Салехард.

В соответствии с п.1 ст. 4 Устава муниципального образования город Салехард, принятого на референдуме жителями 16.03.1997 года город Салехард имеет собственную территорию, которую составляют земли в установленных границах независимо от форм собственности и целевого назначения.

Исходя из сведений, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 17.05.2024 года местоположением земельного участка с кадастровым номером 89:08:070101:2543, площадью 254 394 кв.м. +/- 101,21 кв.м. указан адрес: ЯНАО, г. Салехард, территория НТСН «Север». Категория земель указанного участка «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования.

Сторонами не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером 89:08:070101:2543 ранее входил в границы земельного участка с кадастровым номером: .

Согласно выписки из ЕГРН по состоянию на 28.09.2023 года земельный участок с кадастровым номером: имел площадь 927 878 +/- 96 кв.м., располагался по адресу относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка: г. Салехард, северная часть, имел установленную категорию: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений. Земельный участок снят с кадастрового учета 04.07.2014 года (т.4 л.д. 237-238).

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов.

При этом землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 77 Земельного кодекса).

В соответствии с Положением «Об организационно-правовом, финансовом, материально-техническом обеспечении первичных мер пожарной безопасности территории муниципального образования город Салехард», утвержденном Постановлением Администрации муниципального образования город Салехард №485 от 07.04.2017 года, первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно п.2.1 указанного Положения организационно-правовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности предусматривает - принятие муниципальных правовых актов по вопросам организационно-правового обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования.

Финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования (п.4.1 Положения).

Финансирование расходов на обеспечение первичных мер пожарной безопасности осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на эти цели (п.4.2 Положения).

С учетом приведенных норм, принимая во внимание расположение территории НТСН «Север» в границах городского округа Салехард и предусмотренную законом обязанность органа местного самоуправления по реализации первичных мер пожарной безопасности, а также допущенные нарушения требований пожарной безопасности, не устранение которых может повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей, проживающих на территории товарищества, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Администрацию муниципального образования город Салехард обязанность по обеспечению на территории НТСН «Север» запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды.

Ссылка представителя ответчика администрации города Салехарда в письменных возражениях на требования прокурора о том, что территория на которой ведется деятельность НТСН «Север» расположена вне границ населенного пункта город Салехард, по мнению судебной коллегии, правового значения не имеет, поскольку данная территория в любом случае находится в границах муниципального образования - городской округ Салехард, кроме того, нормативные требования по обеспечению пожарной безопасности распространяются и на прилегающие к населенному пункту территории.

Возражения представителя ответчика администрации города Салехарда о неясности и неисполнимости требований прокурора, судебной коллегией отклоняются, поскольку в данном случае его требования касаются совершения определенных действий на территории НТСН «Север» в пределах земельного участка с кадастровым номером: , который имел площадь 927 878 кв.м., что безусловно указывает на возможность определения места исполнения решения суда.

Пояснения представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ТСН «Северный» Дементьева С.А. о том, что исполнение данной обязанности должно быть возложено не на администрацию, а на товарищество, ведущее там деятельность, а именно ТСН «Северный», по мнению судебной коллегии, не могут освобождать администрацию города от исполнения своих обязанностей. Более того, данным представителем не оспаривалось наличие спора между ТСН «Северный» и НТСН «Север» в том числе и в части пользования земельным участком, на котором расположены садовые и огородные участки. Таким образом, возложение испрашиваемой прокурором обязанности именно на администрацию города позволит снизить риск причинения вреда пользователям и собственникам таких участков в случае возникновения пожара в условиях имеющейся неопределенности существующих товариществ.

Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ, испрашиваемый истцом срок для исполнения решения суда - в течение 6 месяцев с момента вступления его в законную силу, по мнению судебной коллегии, является достаточным, ходатайств о его увеличении стороной администрации города Салехарда не заявлялось.

Относительно требований уточненного иска о возложении на администрацию города Салехарда обязанности обеспечения помимо запасов воды и наличия прицепной мотопомпы, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.

Статьей 4 Федерального закона от 29.07.2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества (далее - СНТ) и огороднические некоммерческие товарищества.

В п. 1 ст. 7 Закона № 217-ФЗ предусмотрено, что одной из целей осуществления деятельности товарищества является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Согласно подпункту 5 пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям правления товарищества относится принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества.

Частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены субъекты ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, а именно собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с частью 7 статьи 19 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» председатель товарищества осуществляет представительство от имени товарищества в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в отношениях с иными лицами.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №618/пр от 14.10.2019 года утвержден СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)».

В соответствии с п.5.8 СП 53.13330.2019, для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого (дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары.

Садоводческие (дачные) объединения, включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу, при числе участков от 301 до 1 000 - прицепную мотопомпу; при числе участников более 1 000 - не менее двух прицепных мотопомп.

Для хранения мотопомп (и противопожарного инвентаря) следует предусматривать помещение площадью не менее 10 м2.

При этом указанные СП в пункте 3.1. 5 предусматривают, что земельные участки общего назначения - это земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.

В пункте 3.1.6 данных СП имущество общего пользования определено как расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Территория садоводства - территория, представляющая собой элемент планировочной структуры, в границах которой граждане осуществляют ведение садоводства для собственных нужд (пункт 3.1.14 СП).

В соответствии с абзацами 2 и 3 Устава НТСН «Север» основными целями товарищества являются обеспечение соблюдения владельцами и пользователями земельных участков требований, в том числе противопожарных и иных требований; организация управления имуществом Товарищества, обеспечения владения и пользования им в установленных законодательством пределах, распоряжения общим имуществом Товарищества, в том числе переданным ему членами Товарищества и третьими лицами (т.1 л.д. 168).

Таким образом, из указанного нормативного регулирования, можно сделать вывод об обязанности обеспечить наличие прицепной мотопомпы не у администрации города Салехарда, а у товарищества, осуществляющего деятельность на указанной территории.

Согласно ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Поскольку истцом - прокурором города Салехарда уточненные исковые требования заявлены исключительно к администрации города Салехарда, исковых требований к НТСН «Север» заявлено не было, равно как и осуществляющему безвозмездное пользование земельным участком ТСН «Северный» по соответствующему договору, не оспоренному в установленном законом порядке, судебная коллегия полагает возможным в удовлетворении указанной части исковых требований отказать.

Также указанным СП 53.13330.2019 предусматривается наличие прицепной мотопомпы в случаях устройства противопожарных водоемов или резервуаров. Поскольку настоящим решением суда на ответчика возлагается обязанность обеспечить наличие запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, без конкретизации и указания любого равнозначного способа, способного привести к достижению указанного правомерного состояния (обеспечения таких запасов), требование о необходимости иметь прицепную мотопомпу является преждевременным. Также как было установлено в судебном заседании, в том числе и, согласно пояснений, представителя контролирующего органа - Путинцева Р.А. в случае избрания способа исполнения решения суда - устройство пожарных гидрантов, наличие такой мотопомпы будет являться излишним.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым в удовлетворении данной части иска отказать, равно как и отказать в удовлетворении требований к ответчику НТСН «Север», поскольку прокурором отказа от исковых требований совершено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.01.2023 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора города Салехарда в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Салехард, некоммерческому товариществу собственников недвижимости «Север» удовлетворить частично.

Возложить на Администрацию муниципального образования город Салехард (ИНН 8901003315) обязанность по обеспечению на территории НТСН «Север» (ранее ДНТ «Север») площадью 927 878 кв.м. в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером: 89:08:070101:256 запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 17.06.2024 года

89RS0001-01-2020-000606-44

1 инстанция №2-522/2023

Апелл. дело №33-1321/2024

Судья Архипова Е.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 июня 2024 года                              город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Байкиной С.В.,

судей коллегии Рощупкиной И.А., Курманова Э.Р.,

с участием прокурора Рукавишникова П.А.,

при ведении протокола секретарем Пановой Я.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, гражданское дело по апелляционной жалобе представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования город Салехард Хабибуллиной Л.Р. и апелляционному представлению прокурора города Салехарда на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.01.2023 года по иску прокурора города Салехарда в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческому товариществу собственников недвижимости «Север» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности, которым постановлено:

Возложить на НТСН «Север» обязанность оборудовать территорию НТСН «Север» звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Заслушав доклад судьи Курманова Э.Р., пояснения прокурора Рукавишникова П.А. по доводам уточненного иска, представителя соответчика Администрации города Салехарда Островской О.Е., представителя ответчика НТСН «Север» Гуськовой А.Г., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ТСН «Северный» Дементьева С.А., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Салехарда в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к некоммерческому товариществу собственников недвижимости «Север» (далее - НТСН «Север») о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности; оборудовать территорию НТСН «Север» звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре, запасами воды для пожаротушения с возможностью круглогодичного забора, прицепной помпой.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенных проверок выявлены нарушения требований пожарной безопасности на земельном участке общего пользования, предоставленном НТСН «Север» в аренду. В период с 17.04.2017 по 24.04.2017, а также с 15.10.2018 по 29.10.2018 сотрудниками ОНД и ПР по муниципальному образованию города Салехарда товариществу были выданы предписания об устранении нарушений пожарной безопасности, за неисполнение которых ответчик 05.05.2017 привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а затем 06.12.2018 по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ. 05.12.2019 в отношении юридического лица - НТСН «Север» было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ. В настоящее время нарушения требований пожарной безопасности ответчиком не устранены, территория НТСН «Север» не обеспечена звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре; запасами воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды; отсутствует прицепная мотопомпа. Прокурор просил возложить на ответчика НТСН «Север» обязанность устранить выявленные нарушения пожарной безопасности.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, с которым не согласен прокурор города Салехарда, третье лицо Администрация города Салехарда.

В апелляционной жалобе представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования города Салехарда Хабибуллина Л.Р. просила об отмене судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении требований иска прокурора в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы оспаривает вывод суда первой инстанции об освобождении НТСН «Север» от обязанности по созданию запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, прицепной мотопомпой, ссылаясь на его противоречие требованиям пункта 16 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, которое действовало на дату подачи рассматриваемого иска и до 01.01.2021.

В апелляционном представлении прокурор также просит об отмене решения суда в части отказа в иске по требованиям об обязании ответчика НТСН «Север» создать запасы воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, оборудовать территорию НТСН «Север» прицепной мотопомпой и принятии по делу нового судебного постановления об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу и апелляционное представление представитель ответчика НТСН «Север» Гуськова А.Г. полагает решение суда законным и обоснованным.

Определением от 05.10.2023 года судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.10.2023 года решение суда отменено. Исковые требования прокурора удовлетворены с возложением на НТСН «Север» обязанности оборудовать территорию звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре, обеспечить запасы воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, прицепной помпой.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.03.2024 года указанное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, прокурор, с учетом положений ст. 39 ГПК РФ, просил привлечь к участию в деле в качестве соответчика Администрацию муниципального образования город Салехард, возложить на соответчика обязанность по обеспечению на территории товарищества запасов воды для пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, прицепной мотопомпой. Возложить на НТСН «Север» обязанность по оборудованию территории товарищества звуковой сигнализацией по оповещению людей при пожаре.

Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.05.2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования город Салехард, также приняты к производству суда измененные требования прокурора города Салехарда: возложить на администрацию муниципального образования город Салехард обязанность по обеспечению на территории некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Север» запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, прицепной мотопомпой; возложить на НТСН «Север» обязанность по оборудованию территории товарищества звуковой сигнализацией по оповещению людей при пожаре.

В судебном заседании 04.06.2024 года от прокурора г. Салехарда поступили измененные исковые требования, согласно которым истец просил возложить на администрацию муниципального образования город Салехард обязанность по обеспечению на территории НТСН «Север» (ранее ДНТ «Север») в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером: запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, прицепной мотопомпой; в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ для совершения вышеуказанных действий установить срок исполнения решения - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.06.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено товарищество собственников недвижимости «Северный».

В судебном заседании 11.06.2024 года от прокурора г. Салехарда поступили уточненные исковые требования, согласно которым истец просил возложить на администрацию муниципального образования город Салехард обязанность по обеспечению на территории НТСН «Север» (ранее ДНТ «Север») площадью 927 878 кв.м. в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером: запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, прицепной мотопомпой; в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ для совершения вышеуказанных действий установить срок исполнения решения - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Рукавишников П.А. поддержал заявленные требования к ответчику - администрации города Салехарда, с учетом последних уточнений. Пояснил, что уточненная редакция требований касается исключительно ответчика - администрации города Салехарда, заключается в возложении обязанности на данного ответчика обеспечить на территории НТСН «Север» наличие запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, прицепной мотопомпой, причем способом, который определит сам ответчик исходя из своих финансовых возможностей. Не оспаривал, что прицепная мотопомпа необходима в случае использования запасов воды из открытых источников. Требования о возложении обязанности по оборудованию территории товарищества звуковой сигнализацией по оповещению людей при пожаре прокурором не заявляются, поскольку данная обязанность в действующем законодательстве отсутствует.

Представитель ответчика НТСН «Север» Гуськова А.Г. не возражала против уточненного иска, не оспаривала, что территория земельного участка, на котором ведет деятельность НТСН «Север» целиком помещается в ранее существовавший земельный участок с кадастровым номером: .

Председатель правления НТСН «Север» Верещагин С.Г., ранее принимавший участие в судебном заседании 04.06.2024 года с уточненными исковыми требованиями прокурора не согласился. Пояснил, что указание в требованиях иска на совершение указанных действий в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером: является необоснованным, поскольку данный участок площадью более 90 гектаров ныне не существует. Полагал, что даже в случае удовлетворения исковых требований прокурора к администрации города, фактическое исполнение обустройства запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, прицепной мотопомпой ляжет на НТСН «Север».

Представитель соответчика Администрации города Салехарда Островская О.Е. возражала против уточненного иска по мотивам письменных возражений, полагала требования прокурора не исполнимыми в заявленном виде.

Представитель третьего лица ОНД и ПР по МО г. Салехард УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО Путинцев Р.А. ранее принимавший участие в судебном заседании 04.06.2024 года уточненные требования прокурора поддержал, пояснил, что территория НТСН «Север» на которой ведется садоводство и огородничество не оборудована источниками наружного противопожарного водоснабжения, а также условиями для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, что противоречит п.75 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года №1479.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ТСН «Северный» Дементьев С.А. в судебном заседании требования прокурора по отношению к ответчику - администрации города Салехарда не поддерживал, пояснил, что в настоящее время на указанном земельном участке с кадастровым номером 89:08:070101:2543 деятельность ведет ТСН «Северный», который получил его по договору безвозмездного пользования (ссуды) и именно оно должно исполнять противопожарные мероприятия, а не администрация города. Не оспаривал, что в настоящее время оспаривается создание ТСН «Северный» по инициативе НТСН «Север», равно как и заключение договора безвозмездного пользования земельным участком.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

В силу пункта 1 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела судом в незаконном составе.

Из материалов дела усматривается, что судом первой инстанции не ставился вопрос об отводе председательствующего судьи с учетом имевшихся у сторон сомнений в отсутствии его заинтересованности в исходе дела.

В связи с переходом судебной коллегией по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа определением от 05.10.2023 к рассмотрению дела по правилам рассмотрения в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с наличием существенных нарушений норм процессуального права, как это предусмотрено пунктом 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ.

Разрешая вопрос о законности и обоснованности заявленных прокурором уточненных требований в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела по заказу ДНТ «Север» в 2016 году подготовлен проект планировки территории НТСН «Север», утвержденный постановлением Администрации г. Салехарда от 09.06.2017 года №927, в 2017 году - проект межевания территории НТСН «Север», утвержденный постановлением Администрации г. Салехарда от 02.03.2018 года №508, содержащие, в частности, комплекс мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территории товарищества.

31.10.2018 года между Администрацией г. Салехарда (арендодатель) и НТСН «Север» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 89:08:070101:2543, площадью 255 399 кв.м., местоположение установлено по адресу: ЯНАО, г. Салехард, территория НТСН «Север», для размещения земель общего пользования сроком до 19.10.2021 года, фактически представляющего собой междворовые проезды (аллеи) товарищества к расположенным в пределах территории НТСН «Север» жилым и нежилым строениям.

В ходе неоднократных проверок в 2017-2019 годах на территории НТСН «Север» выявлены существенные нарушения требований пожарной безопасности. Предписания по устранению данных нарушений в установленный в них срок ответчиком не исполнялись. Ответчик неоднократно привлекался к административной ответственности.

Иск по настоящему делу подан прокурором 28.02.2020 года.

Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 августа 2020 года, определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 января 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены.

Определением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 ноября 2021 года по заявлению НТСН «Север» решение суда отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, производство по делу возобновлено.

Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2021 года решение Городской Думы МО г. Салехард от 29 апреля 2020 года «Об утверждении генерального плана г. Салехарда» в части невключения в границы населенного пункта территории в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером (НСТН «Север») признано недействительным со дня принятия решения.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2022 года договор аренды с НТСН «Север» земельного участка с кадастровым номером 89:08:070101:2543, площадью 255 399 кв.м., признан прекратившим свое действие в связи с истечением срока действия.

На момент рассмотрения спора судом (после возобновления производства) ответчиком не обеспечены наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре и запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, отсутствует прицепная мотопомпа.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В соответствии с абз.2 ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗосновными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзаца 10 ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗк полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов.

Также в данной статье указано, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Таким образом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов является публично-правовой обязанностью органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ (в редакции, действующей на дату подачи иска прокурора) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

На основании ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ(в редакции, действующей на дату подачи иска прокурора, до 01.03.2023 года) первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Статья 63 указанного закона утратила силу с 01.03.2023 года на основании федерального закона от 14.07.2022 года №276-ФЗ.

Согласно ст. 62 федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.

В соответствии со статьей 84 федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях, отдельных требований для установки таких систем оповещения вне зданий и сооружений, данной нормой указанного закона не предусмотрено.

С 01.01.2021 года в Российской Федерации введены Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года №1479.

В соответствии с п. 75 данных Правил установлено, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Согласно ч.1 ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ в действующей редакции территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

В соответствии с ч.2 ст.62 указанного закона к наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары.

По смыслу приведенных норм предназначение территории для ведения садоводства не возлагает на садовые товарищества соблюдение обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

В силу Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников садовых земельных участков возложена обязанность по соблюдению обязательных, а не первичных требований пожарной безопасности, в связи с чем, с помощью дачных и садоводческих объединений органы местного самоуправления вправе достигнуть соблюдения нарушенных правил пожарной безопасности путем реализации в отношении таких субъектов мер муниципального воздействия.

Законом Ямало-Ненецкого автономного округа №26-ЗАО от 22.06.2004 года муниципальное образование город Салехард наделено статусом городского округа с административным центром город Салехард.

В соответствии с п.1 ст. 4 Устава муниципального образования город Салехард, принятого на референдуме жителями 16.03.1997 года город Салехард имеет собственную территорию, которую составляют земли в установленных границах независимо от форм собственности и целевого назначения.

Исходя из сведений, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 17.05.2024 года местоположением земельного участка с кадастровым номером 89:08:070101:2543, площадью 254 394 кв.м. +/- 101,21 кв.м. указан адрес: ЯНАО, г. Салехард, территория НТСН «Север». Категория земель указанного участка «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования.

Сторонами не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером 89:08:070101:2543 ранее входил в границы земельного участка с кадастровым номером: .

Согласно выписки из ЕГРН по состоянию на 28.09.2023 года земельный участок с кадастровым номером: имел площадь 927 878 +/- 96 кв.м., располагался по адресу относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка: г. Салехард, северная часть, имел установленную категорию: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений. Земельный участок снят с кадастрового учета 04.07.2014 года (т.4 л.д. 237-238).

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов.

При этом землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 77 Земельного кодекса).

В соответствии с Положением «Об организационно-правовом, финансовом, материально-техническом обеспечении первичных мер пожарной безопасности территории муниципального образования город Салехард», утвержденном Постановлением Администрации муниципального образования город Салехард №485 от 07.04.2017 года, первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно п.2.1 указанного Положения организационно-правовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности предусматривает - принятие муниципальных правовых актов по вопросам организационно-правового обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования.

Финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования (п.4.1 Положения).

Финансирование расходов на обеспечение первичных мер пожарной безопасности осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на эти цели (п.4.2 Положения).

С учетом приведенных норм, принимая во внимание расположение территории НТСН «Север» в границах городского округа Салехард и предусмотренную законом обязанность органа местного самоуправления по реализации первичных мер пожарной безопасности, а также допущенные нарушения требований пожарной безопасности, не устранение которых может повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей, проживающих на территории товарищества, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Администрацию муниципального образования город Салехард обязанность по обеспечению на территории НТСН «Север» запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды.

Ссылка представителя ответчика администрации города Салехарда в письменных возражениях на требования прокурора о том, что территория на которой ведется деятельность НТСН «Север» расположена вне границ населенного пункта город Салехард, по мнению судебной коллегии, правового значения не имеет, поскольку данная территория в любом случае находится в границах муниципального образования - городской округ Салехард, кроме того, нормативные требования по обеспечению пожарной безопасности распространяются и на прилегающие к населенному пункту территории.

Возражения представителя ответчика администрации города Салехарда о неясности и неисполнимости требований прокурора, судебной коллегией отклоняются, поскольку в данном случае его требования касаются совершения определенных действий на территории НТСН «Север» в пределах земельного участка с кадастровым номером: , который имел площадь 927 878 кв.м., что безусловно указывает на возможность определения места исполнения решения суда.

Пояснения представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ТСН «Северный» Дементьева С.А. о том, что исполнение данной обязанности должно быть возложено не на администрацию, а на товарищество, ведущее там деятельность, а именно ТСН «Северный», по мнению судебной коллегии, не могут освобождать администрацию города от исполнения своих обязанностей. Более того, данным представителем не оспаривалось наличие спора между ТСН «Северный» и НТСН «Север» в том числе и в части пользования земельным участком, на котором расположены садовые и огородные участки. Таким образом, возложение испрашиваемой прокурором обязанности именно на администрацию города позволит снизить риск причинения вреда пользователям и собственникам таких участков в случае возникновения пожара в условиях имеющейся неопределенности существующих товариществ.

Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ, испрашиваемый истцом срок для исполнения решения суда - в течение 6 месяцев с момента вступления его в законную силу, по мнению судебной коллегии, является достаточным, ходатайств о его увеличении стороной администрации города Салехарда не заявлялось.

Относительно требований уточненного иска о возложении на администрацию города Салехарда обязанности обеспечения помимо запасов воды и наличия прицепной мотопомпы, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.

Статьей 4 Федерального закона от 29.07.2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества (далее - СНТ) и огороднические некоммерческие товарищества.

В п. 1 ст. 7 Закона № 217-ФЗ предусмотрено, что одной из целей осуществления деятельности товарищества является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Согласно подпункту 5 пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям правления товарищества относится принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества.

Частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены субъекты ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, а именно собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с частью 7 статьи 19 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» председатель товарищества осуществляет представительство от имени товарищества в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в отношениях с иными лицами.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №618/пр от 14.10.2019 года утвержден СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)».

В соответствии с п.5.8 СП 53.13330.2019, для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого (дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары.

Садоводческие (дачные) объединения, включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу, при числе участков от 301 до 1 000 - прицепную мотопомпу; при числе участников более 1 000 - не менее двух прицепных мотопомп.

Для хранения мотопомп (и противопожарного инвентаря) следует предусматривать помещение площадью не менее 10 м2.

При этом указанные СП в пункте 3.1. 5 предусматривают, что земельные участки общего назначения - это земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.

В пункте 3.1.6 данных СП имущество общего пользования определено как расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Территория садоводства - территория, представляющая собой элемент планировочной структуры, в границах которой граждане осуществляют ведение садоводства для собственных нужд (пункт 3.1.14 СП).

В соответствии с абзацами 2 и 3 Устава НТСН «Север» основными целями товарищества являются обеспечение соблюдения владельцами и пользователями земельных участков требований, в том числе противопожарных и иных требований; организация управления имуществом Товарищества, обеспечения владения и пользования им в установленных законодательством пределах, распоряжения общим имуществом Товарищества, в том числе переданным ему членами Товарищества и третьими лицами (т.1 л.д. 168).

Таким образом, из указанного нормативного регулирования, можно сделать вывод об обязанности обеспечить наличие прицепной мотопомпы не у администрации города Салехарда, а у товарищества, осуществляющего деятельность на указанной территории.

Согласно ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Поскольку истцом - прокурором города Салехарда уточненные исковые требования заявлены исключительно к администрации города Салехарда, исковых требований к НТСН «Север» заявлено не было, равно как и осуществляющему безвозмездное пользование земельным участком ТСН «Северный» по соответствующему договору, не оспоренному в установленном законом порядке, судебная коллегия полагает возможным в удовлетворении указанной части исковых требований отказать.

Также указанным СП 53.13330.2019 предусматривается наличие прицепной мотопомпы в случаях устройства противопожарных водоемов или резервуаров. Поскольку настоящим решением суда на ответчика возлагается обязанность обеспечить наличие запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, без конкретизации и указания любого равнозначного способа, способного привести к достижению указанного правомерного состояния (обеспечения таких запасов), требование о необходимости иметь прицепную мотопомпу является преждевременным. Также как было установлено в судебном заседании, в том числе и, согласно пояснений, представителя контролирующего органа - Путинцева Р.А. в случае избрания способа исполнения решения суда - устройство пожарных гидрантов, наличие такой мотопомпы будет являться излишним.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым в удовлетворении данной части иска отказать, равно как и отказать в удовлетворении требований к ответчику НТСН «Север», поскольку прокурором отказа от исковых требований совершено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.01.2023 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора города Салехарда в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Салехард, некоммерческому товариществу собственников недвижимости «Север» удовлетворить частично.

Возложить на Администрацию муниципального образования город Салехард (ИНН 8901003315) обязанность по обеспечению на территории НТСН «Север» (ранее ДНТ «Север») площадью 927 878 кв.м. в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером: 89:08:070101:256 запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 17.06.2024 года

33-1321/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
и.о. прокурора г.Салехарда
Ответчики
НТСН Север
Другие
ОНД и ПР по муниуипальному образованию г.Салехард УНД и ПР ГУ МЧС РФ по ЯНАО
Администрация МО г.Салехард
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Курманов Эдуард Рашидович
Дело на сайте суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
17.04.2024Передача дела судье
14.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2024Передано в экспедицию
11.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее