Решение по делу № 33-1778/2022 от 04.05.2022

УИД: 04RS0020-01-2021-001188-14

№2-544/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Дело № 33-1778/2022

Судья Атрашкевич В.В.

поступило 4 мая 2022 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                                 27 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Вагановой Е.С.

судей коллегии Базарова В.Н. и Болдонова А.И.

при секретаре Цыденжаповой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора к Республиканскому агентству лесного хозяйства, ООО «ЭкоАльянс» об обязании освободить земельный участок от отходов производства и потребления, по частной жалобе представителя ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства Баклашкина Д.А. на определение Северобайкальского городского суда РБ от 11 ноября 2021 года о принятии отказа от иска в части, по апелляционным жалобам представителя ответчика ООО «Эко Альянс» Васильевой М.П., представителя ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства Мартынова А.В., по апелляционному представлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Железнова Э.А. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 30 ноября 2021 г., которым постановлено:

Исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Республиканское агентство лесного хозяйство организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной на 66 км. автодороги г. Северобайкальск- п. Новый Уоян в Северобайкальском лесничестве, Верхнезаимском участковом лесничестве, квартал 123, часть выделов 5,6,11 на площади 11825 кв.м. в пределах границ Северобайкальского лесничества, установленного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 308 от 15.02.2019 г. в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать ООО «ЭкоАльянс» освободить земельный участок на 66 км. автодороги г. Северобайкальск- п. Новый Уоян, расположенном в кадастровом квартале 03:17:160804 в границах следующих координат поворотных точек

Точка координаты точек в системе координат МСК03, зона 5
1 990949.106 5130701.216
2 990926.535 5130786.884
3 990849.583 5130793.623
4 990781.128 5130797.491
5 990755.356 5130741.576
6 990794.869 5130707.524

от незаконно размещенных твердых коммунальных отходов в объеме 7365 куб. м. в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Взыскать с ООО «ЭкоАльянс» государственную пошлину в доход муниципального бюджета МО «г. Северобайкальск в сумме 300 руб.

Заслушав доклад судьи Базарова В.Н., мнение представителя истца прокурора Качиной Е.Г., представителя ООО «ЭкоАльянс» Васильевой М.П., представителя РАЛХ Кривобоковой В.В., представителя Правительства Республики Бурятия Митыповой Е.В., представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия Гармаевой Л.В., представителя МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия Очировой С.В., ознакомившись с материалами дела и доводами частной жалобы, апелляционных жалоб и апелляционного представления, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор, обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц указывая в обоснование заявленных требований, что прокуратурой на основании информации Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления по результатам которой в границах МО ГП «п. Кичера» выявлена несанкционированная свалка, размещение которой осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

На основании ст. 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2399, ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2020 г. № 7 –ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 8, ч. 1 ст. 83, ч.1 ст. 60.12 Лесного Кодекса РФ, ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 12, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Положения о Республиканском Агентстве лесного хозяйства, п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г. просил суд:

-обязать Республиканское агентство Лесного Хозяйства Республики Бурятия в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда освободить земельный (лесной) участок в Северо-Байкальском лесничестве, Верхне-Заимском участковом лесничестве, квартал 123, часть выдела 4.5,6,11 от отходов производства и потребления на площади 14689 кв.м.,

-обязать Администрацию МО ГП «п. Кичера в сок не позднее 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда освободить земельный (лесной) участок на 66 км. автодороги г. Северобайкальск- п. Новый Уоян в границах Муниципального образования Кичера от отходов производства и потребления на площади 3101 кв.м.

Определением суда от 15 июня 2021 г. в качестве соответчика по делу привлечено Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс», в соответствии с уточнением иска, принятых определением суда от 25 июня 2021 г. прокурор, ссылаясь на положения ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункт 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, п.п. 10.1, 10.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.08.2016 г. №393, просил суд также

- обязать ООО «ЭкоАльянс» в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда освободить земельный (лесной) участок на 66 км. автодороги г. Северобайкальск -п. Новый Уоян в границах муниципального образования поселок Кичера от отходов производства и потребления в части объемов отходов производства и потребления незаконно вывезенных в период с 01.01.2019 г. по 01.01.2021 г.

Определением суда от 06 августа 2021 г. были приняты уточнения исковых требований, в качестве соответчика по делу было привлечено Правительство Республики Бурятия, в качестве третьего лица на стороне истца привлечен Департамент лесного хозяйства ДФО.

Определением суда от 24 сентября 2021 г. было принято уточнение исковых требований по делу, в качестве в третьего лица на стороне ответчика привлечено ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия».

Определением суда от 11 ноября 2021 г. производство по делу в части исковых требований к ответчикам Администрации МО ГП «п. Кичера» и Правительству Республики Бурятия было прекращено в связи с отказом истца от иска.

Также определением от 11 ноября 2021 г. было принято окончательное уточнение исковых требования по делу, в котором прокурор просил суд

- обязать Республиканское агентство лесного хозяйства Республики Бурятия в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной на 66 км. автодороги г. Северобайкальск- п. Новый Уоян в Северо-Байкальском лесничестве, Верхне-Заимском участковом лесничестве, квартал 123, часть выделов 5,6,11 на площади 14629 кв.м.;

-обязать ООО «ЭкоАльянс» в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда освободить земельный (лесной) участок на 66 км. автодороги г. Северобайкальск - п. Новый Уоян в Северо-Байкальском лесничестве, Верхне-Заимском участковом лесничестве, квартал 123, часть выделов 5,6,11 от незаконно размещенных твердых коммунальных отходов в объеме 7365 куб. м.

В судебном заседании представитель истца – помощник Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Данилов А.С. исковые требования поддержал в полном объеме, просил учесть, что земельный (лесной) участок, на котором незаконно размещены отходы производства и потребления находится на землях государственного лесного фонда, что подтверждается заключением № 303 Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 10.11.2021 г. Агентством полномочия по защите лесов от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия на территории Северо-Байкальского лесничества, Верхне-Заимского участкового лесничества, квартал 123, часть выделов 5,6, 11 не реализованы, вышеуказанные мероприятия не проведены. Учитывая, что несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, полностью находится на земельном участке лесного фонда, обязанность по принятию мер по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена в том числе на Республиканское агентство лесного хозяйства. Кроме того, установлено, что ООО «ЭкоАльянс» на вышеуказанный земельный участок незаконно вывезено и размещено 7 365 кубических метров твердых коммунальных отходов, что подтверждается пояснениями ООО «ЭкоАльянс», представлением Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора от 31 марта 2021 года, ответом ООО «ЭкоАльянс» от 12 мая 2021 года, а также заключениями: Росприроднадзора, Росреестра, Рослесинфорг. Ранее при подаче иска площадь свалки была выявлена не совсем корректно, в сентябре 2021 г. при определении координат места нахождения свалки со специалистами Управления Росреестра, поворотные точки были определены более точно, границы свалки изменились не существенно, объем мусора, находящегося на свалке будет рассчитываться при исполнении решения суда.

Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Баглаев И.М. считал заявленные исковые требования не обоснованными, полностью поддержал представленные ранее письменные возражения на иск, просил учесть, что истцом в обоснование своей позиции приводятся доводы о том, что РАЛХ ненадлежащим образом осуществляется государственный лесной надзор, в данном случае это является расширенным толкованием, поскольку надзор заключается в установлении виновных лиц в нарушении законодательства и привлечении их к ответственности, приведенные в обоснование иска положения законодательства не предусматривают обязанности Агентства осуществлять ликвидацию несанкционированных свалок.

Представитель ответчика ООО «ЭкоАльянс» Васильева М.П. просила суд отказать в удовлетворении иска, просила учесть, что материалы проверки являются противоречивыми, опрошенные в судебном заседании специалисты пояснений по поводу месторасположения земельного участка дать не смогли. ООО «ЭкоАльянс» были представлены суду выписки, о том, что место свалки расположено на трех земельных участках. Полагает, что обязанность по возмещению вреда причиненного до введения Регионального оператора должна быть возложена на Правительство Республики Бурятия и Администрацию городского поселения п. Кичера. ООО «Свал» в течение 2019-2020 г. осуществляло вывоз коммунальных отходов на место несанкционированной свалки на автомобиле, арендованном у Администрации поселения. Не привлечение ООО «Свал», ООО «Чистый город» и ООО «Бабръ» в качестве третьих лиц повлекло нарушение прав регионального оператора. Полагала, что истцом не доказано размещение бытовых отходов на свалке региональным оператором.

Представитель ответчика ООО «ЭкоАльянс» Машанова Ю.О. в судебном заседании поддержала пояснения представителя Васильевой М.П. просила отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица Правительства Республики Бурятия Романова О.С. в судебном заседании полагала заявленные исковые требования к Республиканскому агентству лесного хозяйства являются не обоснованными, поскольку полномочия по ликвидации свалок субъекту Российской Федерации не передавались, возложение обязанности на РАЛХ будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств. В настоящее время в Государственную Думу внесен законопроект по вопросу ликвидации свалок, полагала, что заявленные прокурором требования являются преждевременными.

Представитель третьего лица – глава Администрации МО ГП «п. Кичера» Голикова Н.Д. поддержала позицию представителя Правительства республики Бурятия относительно требований заявленных к Республиканскому агентству лесного хозяйства, при этом, полагала требования к ООО «ЭкоАльянс» обоснованными. Также суду пояснила, что земельный участок с кадастровым номером 03:17:160804:185 ранее эксплуатировался как шлакозолоотвал, однако данный участок находился в собственности администрации района. Как полигон ТБО данный участок начал эксплуатироваться за два года до начала функционирования ООО «ЭкоАльянс». Свалка не входит в территорию поселения п. Кичера. Администрации МО ГП «п. Кичера» был выделен другой земельный участок 03:17:000000:50 под санкционированную свалку, данный участок находится на расстоянии примерно 3 километра от поселка, между п. Кичера и с. Верхняя Заимка, однако данный участок не обустроен и не использовался под свалку. Свалка, находится в границах Муниципального образования, но за границами поселения п. Кичера. Ранее до функционирования ООО «ЭкоАльянс» администрацией объявлялся конкурс, организации которые выигрывали конкурс, в том числе и до 2017 года также вывозили мусор на свалку, мусор вывозился и другими лицами, гражданами, в том числе все проезжающие через поселок, то есть установить круг лиц, которые осуществляли вывоз мусора на свалку, не представляется возможным. Происходило возгорание свалки, Администрацией принимались меры для ограждения территории свалки, буртование мусора, обустройству минерализованной полосы, поскольку это было необходимо для обеспечения безопасности поселения. Со стороны органов лесного хозяйства, каких либо мер относительно нахождения и вывоза мусора на свалку не предпринималось. ООО «Свал» в период 2019-2020 г. работал как представитель ООО «ЭкоАльянс» с использованием арендуемого у Администрации автомобиля. В период работы ООО «ЭкоАльянс» тот мусор, который вывозился на территорию свалки ООО «Свал» в дальнейшем никуда не вывозился. Администрация воспринимала территорию свалки как место для временного размещения мусора, который затем после появления полигона будет вывезен. В настоящее время территория свалки закрыта, бытовые отходы вывозятся с территории муниципального образования в г. Северобайкальск.

В судебное заседание представители третьих лиц по делу Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, Министерства природных Ресурсов Республики Бурятия, Администрации МО «Северо-Байкальский район», Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу, ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается сведения о доставке извещений, направленных по адресам электронной почты.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия постановил приведенное выше решение.

В частной жалобе представитель Республиканского агентства лесного хозяйства Баклашкин Д.В. просит отменить определение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11 ноября 2021 года, которым принято уточнение исковых требований прокурора, от исковых требований к Правительству, Администрации МО ГП «Кичера» истец отказался. Заключение Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» №303, согласно которому земельный участок на котором размещены отходы производства и потребления полностью расположен в границах земель лесного фонда, противоречит другим представленным суду доказательствам. Спорный земельный участок, занятый отходами производства и потребления, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, иную категорию не имеет, в связи с чем заключения ФГБУ «Рослесинфорг» в целом вызывают обоснованное сомнения в их легитимности. Агентством представлены суду документы о предоставлении в 1996 году в постоянное пользование части земельного участка, занятого отходами производства и потребления, площадью 9,4 га предприятию Коммунэнерго п.Кичера под полигон для утилизации сухих отходов. Судом принят необоснованных отказ от иска.

В апелляционной жалобе Руководитель Республиканского агентства лесного хозяйства Мартынов А.В. просит решение суда изменить, в удовлетворении исковых требований к Агентству отказать. Мотивируя свое решение, суд указывает на заключение Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № 274 от 24.09.2021 г., где имеется ссылка на приказ агентства лесного хозяйства №308 от 15.02.2019 г. «об установлении границ Северо-Байкальского лесничества в Республике Бурятия». Применение указанных границ Северо-Байкальского лесничества вызывает обоснованные сомнения. Согласно Акту планового осмотра, обследования акватории и центральной экологической зоны озера Байкал от 19.10.2020 г. № Т-185 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, общая площадь занятая отходами составляет 17 790 кв.м.; Актом обследования территории расположенной в кадастре квартале 03:17:160804 от 19.04.2021 г. зафиксированы координаты несанкционированной свалки. Данные координаты использовались Бурятским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» при подготовке заключения №59 о пересечении земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда, в котором указано, что площадь земельного участка иной категории равна 17 790 кв.м., площадь пересечения с землями лесного фонда составляет 14 689 кв.м.; Согласно справки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии «О результатах осмотра земельного участка» от 23.09.2021 г. обследуемый земельный участок площадью 14 623,16 кв.м. расположен в границах населенного пункта МО ГП «поселок Кичера» и имеет пересечение с земельными участками с кадастровыми номерами 03:17:160804:185; 03:17:000000:39; 03:17:160804:56.

Согласно документам ГБУ «Центр информационных технологий» свалка отходов фактически расположена на 3 земельных участках с кадастровыми номерами 03:17:160804:185; 03:17:000000:39; 03:17:160804:56.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Эко Альянс» Васильева М.П. просит решение суда отменить в части возложения обязанности на ООО «Эко Альянс» освободить земельный участок на 66 км. Автодороги г.Северобайкальск – п.Новый Уоян, расположенном в кадастровом квартиле 03:17:160804 в границах 6 поворотных точек, объемом 7365 куб.м от незаконно размещенных ТКО в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу. С целью установления правообладателя земельного участка ООО «ЭкоАльянс» привлекло ГБУ «Центр информационных технологий Республики Бурятия», которым выполнены картографические работы и произведена координатная обработка в отношении земельного указанного в кадастровом квартале 03:17:160804, сделан космоснимок и контур участка по каталогу координат подгружен к кадастровым сведениям из ЕГРН. Установлено, что контур несанкционированной свалки расположен в указанном квартале и пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 03:17:000000:39; 03:17:160804:56, а земельный участок с кадастровым номером 03:17:160804:185 расположен внутри контура несанкционированной свалки. Собственником земельного участка с кадастровым номером 03:17:000000:39 является Республика Бурятия, сведения о собственниках земельных участков с кадастровыми номерами 03:17:160804:56 и 03:17:160804:185 В ЕГРН отсутствуют. Судом неверно отражена информация о том, что представителем МО ГП Кичера было указано, что ООО «Свал» в период 2019-2020 г.г. работало как представитель ООО «ЭкоАльянс».

В апелляционном представлении Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор Железнов Э.А. просит решение суда изменить, указать на обязанность Республиканского агентства лесного хозяйства организовать ликвидацию несанкционированной свалки на площади 14 629 кв.м.. Обращаясь в суд с указанным иском прокурор просил обязать Республиканское агентство лесного хозяйство организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной на 66 км. автодороги г. Северобайкальск- п. Новый Уоян в Северобайкальском лесничестве, Верхнезаимском участковом лесничестве, квартал 123, часть выделов 5,6,11 на площади 14 629 кв.м. в пределах границ Северобайкальского лесничества, установленного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 308 от 15.02.2019 г. в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Обязать ООО «ЭкоАльянс» освободить этот же земельный участок от незаконно размещенных твердых коммунальных отходов в объеме 7365 куб. м. в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Считает, что суд неправильно установил обстоятельства дела относительно площади лесного фонда, подлежащей освобождению от твердых коммунальных отходов, что в дальнейшем приведет к затруднению при его исполнении. Фактически несанкционированная свалка ТКО полностью расположена на землях государственного лесного фонда в Северо-Байкальском лесничестве, Верхне-Заимском участковом лесничестве, квартале 123, части выделов 5,6,11 на площади 14 629 кв.м.

        Представитель Правительства Республики Бурятия Романова О.С., не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы представителя ООО «ЭкоАльянс», направила письменные возражения на апелляционную жалобу.

        Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства Кривобокова В.А. направила письменные возражения на апелляционное представление прокурора.

        Судом апелляционной инстанции к участию в деле в качестве ответчиков привлечены МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия и Администрация МО «Северо-Байкальский район», судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.

        В суде апелляционной инстанции представитель истца прокурор Качина Е.Г. поддержала доводы апелляционного представления, против доводов частной и апелляционных жалоб возражала.

    Представитель ответчика ООО «ЭкоАльянс» Васильева М.П. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика РАЛХ Кривобокова В.В. доводы частной и апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель МТУ Росимущество в Забайкальском крае и Республике Бурятия Очирова С.В. полагала решение суда подлежащим отмене по доводам апелляционных жалоб.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия Гармаева Л.В. просила решение суда оставить без изменения.

Представитель Правительства Республики Бурятия Митыпова Е.В. также просила решение суда оставить без изменения.

    Представитель ответчика МО «СЕверо-Байкальский район» и третьих лиц Департамента лесного хозяйства ДФО, Межрегионального Управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явились.

     С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

       Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в частной и апелляционных жалобах и апелляционном представлении, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

На XX сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию, проходившей со 2 по 7 декабря 1996 года было принято решение о включении озера Байкал и прилегающих к нему территорий в список участков всемирного природного наследия. В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по сохранению уникального природного объекта принят Федеральный закон от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

В свою очередь, статьей 2 Закона об охране озера Байкал установлено, что Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (пункт 1). Центральная экологическая зона Байкальской природной территории представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2).

Согласно ч.1 ст. 6 Закона об охране озера Байкал на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал: химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;

Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р.

В пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории находится полностью территория МО ГП «п. Кичера» Северо-Байкальского района Республики Бурятия.

В соответствии со ст.1 Земельного кодекса РФ установлен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

В соответствии со ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Согласно требованиям ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.

В силу ч.2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», запрещаются размещение отходов I - IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления и производства подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Законом об охране озера Байкал Правительство Российской Федерации 30 августа 2001 года постановлением N 643 утвердило перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, согласно которому в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещена, в том числе деятельность по отведению сточных вод и утилизации отходов в части: складирования, захоронения и обезвреживания вновь образующихся отходов I - V класса опасности за пределами специально оборудованных мест размещения отходов, созданных на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешений; сброса в водные объекты и захоронения в них отходов, а также наземного и подземного захоронения отходов.

В силу ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия.

Из материалов дела, пояснений участников процесса, установлено, что на территории Северо-Байкальского района Республики Бурятия, а именно на 66 км. автодороги Северобайкальск- Новый Уоян в кадастровом квартале 03:17:160804 расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, координаты точек в системе координат МСК03, Зона 5 указанной свалки определены при проведении инструментального обследования специалистом-экспертом Северобайкальского отдела Управления Росреестра по Республике Бурятия Платоновой Е.Н.

Точка Координаты
1 990949.106 5130701.216
2 990926.535 5130786.884
3 990849.583 5130793.623
4 990781.128 5130797.491
5 990755.356 5130741.576
6 990794.869 5130707.524

Указанное обстоятельство подтверждается протоколом инструментального исследования от 23 сентября 2021 г.

Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, количество и границы которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда (подпункт 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из указанного следует, что лесные участки из земель лесного фонда, в силу прямого указания закона, находятся исключительно в федеральной собственности и не могут быть переданы в собственность граждан или юридических лиц.

Как следует из заключения Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № 274 от 24 сентября 2021 г. при наложении координат поворотных точек было выявлено пересечение территории несанкционированной свалки на 66 км. автодороги Северобайкальск-Новый Уоян с границами Северо-Байкальского лесничества, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз» № 308 от 15.02.2019 г. ), площадь пересечения составляет 11825 кв.м.

В соответствии с положениями Устава ФГБУ «Рослесинфорг» основными его целями и предметом является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Рослесхоза в области лесных отношений (п. 3.1.Устава, размещенного в открытом источнике, официальном сайте Учреждения https://roslesinforg.ru/).

Одним из основных видов деятельности(работ, услуг), осуществляемых Учреждением за счет средств субсидий федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, в рамках государственного задания является, обеспечение установления границ лесничеств (лесопарков)(п. 3.2.3.Устава Учреждения).

Таким образом, представленное в материалы дела заключение Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № 274 соответствует указанным требованиям, и, по мнению суда, явилось допустимым доказательством.

Доводы представителя ответчика РАЛХ Баглаева И.М. о том, что земельный участок с кадастровым номером 03:17:160804:185 был исключен из земель лесного фонда на основании постановления главы Администрации Северобайкальского района №12 от 10.01.1996 г., суд посчитал не обоснованными,

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В соответствии с ч.ч. 6,7 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;

В случае, если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия не установлены, положения части 3 настоящей статьи не применяются, если после установления границ указанных территорий земельный участок будет расположен в границах указанных территорий.

Таким образом, поскольку земельный участок с кадастровым номером 03:17:160804:185, полностью расположен в границах Центральной экологической зоны, Байкальской природной территории, был образован в 2002 году, его правообладатель не установлен, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обстоятельство указания вида разрешенного пользования участка как шлакозолоотвал не позволяет прийти к выводу, что указанный участок в установленном законом порядке был исключен из земель лесного фонда.

Оценивая представленное истцом второе заключение ФГБУ «Рослесинфорг» № 303 составленное по материалам лесоустройства Северо-Байкальского лесничества, Верхне-Заимского участкового лесничества из которого следует, что части земельных участков с кадастровым номером 03:17:000000:39 правообладателем которого является Республика Бурятия, и участка с кадастровым номером 03:17:160804:56, на котором располагается несанкционированная свалка, также имеют частичное пересечение с землями лесного фонда,

Из представленных письменных пояснений представителя ГКУ «Бурятрегионавтодор» установлено, что земельный участок с кадастровым номером 03:17:000000:39 является полосой отвода автомобильной дороги, при этом фактически автомобильная дорога на 66 км. дороги Северобайкальск-Новый Уоян на указанном земельном участке не находится.

Поскольку пересечение указанных участков с землями лесного фонда было выявлено только 10 ноября 2021 г., до рассмотрения вопроса о внесении изменений в ЕГРН в установленном законом порядке, выявленные заключением №303 пересечения не позволяют отнести части спорных участков к землям лесного фонда.

В связи с чем, суд посчитал, что в указанном случае при определении пересечения территории несанкционированной свалки с землями лесного фонда, находящихся в государственной собственности подлежат применению сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, в который также внесены сведения и о границах Северобайкальского участкового лесничества отраженные в заключении ФГБУ «Рослесинфорг» № 274 от 24.09.2021 г.

Из пояснений участников процесса, исследованных материалов дела установлено, что территория несанкционированной свалки на 66 км. автодороги Северобайкальск-Новый Уоян ранее происходило размещение отходов шлака, образующихся при работе котельных, с 2017 года указанная территория начала использоваться для размещения твердых коммунальных отходов неустановленным кругом лиц, в 2019-2020 г.г. свалка использовалась для размещения твердых коммунальных отходов ООО «ЭкоАльянс», являющимся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соглашения от 14.05.2018 г., заключенного между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО «ЭкоАльянс».

Указанные обстоятельства подтверждаются отчетом из системы ГЛОНАСС, а также показаниями опрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля руководителя ООО «СВАЛ» Базарова А.Ц.

Из соглашения от 14 мая 2018 г, заключенного между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО «ЭкоАльянс» следует, что ООО «ЭкоАльянс» как региональный оператор приняло на себя обязанность по приему твердых коммунальных отходов, а также обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской федерации (п. 2.1.3), соблюдать природоохранное законодательство, осуществлять мероприятия по снижению загрязнения окружающей среды ( п. 2.1.13)

30 ноября 2018 г. между ООО «ЭкоАльянс» как региональным оператором и ООО «Чистый город» был заключен договор на оказание услуг по условиям которого ООО «Чистый город» приняло на себя обязательство по оказанию услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории МО «Северо-Байкальский район» в места их накопления и сбора в соответствии с приложением №2,4 к договору и их транспортированию и передаче в места приема и передачи твердых коммунальных отходов, в соответствии с приложением №3 к договору

Согласно п. 1.2 Договора услуги по транспортировке оказываются в соответствии с Территориальной схемой в области обращения с твердыми коммунальными отходами МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия, утвержденной Постановлением Правительства РБ от 29.11.2016 г. № 540

В соответствии с п. 5.1 Договора ООО «ЭкоАльянс» как региональный оператор приняло на себя осуществление текущего контроля качества услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов ООО «Чистый город» на основании информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации

Из приложения №3 к договору объектом размещения ТКО (местом временного накопления) из мест образования отходов п. Кичера и с. Верхняя Заимка указан земельный участок с кадастровым номером 03:17:000000:50.

В соответствии с Территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия, утвержденной Постановлением Правительства РБ от 29.11.2016 N 540, действовавшей до 01 января 2020 г. объектом обработки, обезвреживания и размещения ТКО, расположенном в зоне деятельности регионального оператора на территории Северо-Байкальского района был определен Полигон ТКО сельского поселения "Ангоянское"

Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 01 апреля 2019 г. заключенным между ООО «Чистый город» заключенным ООО «Свал» в целях перевозки твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, образующихся в результате жизнедеятельности населения на территории населенных пунктов Кичера, Верхняя Заимка Северо-Байкальского района ООО «Чистый город» на период с 01 апреля по 31 декабря 2019 г. арендовало у ООО «Свал» транспортное средство Автомобиль ЗИЛ ММ 345085, государственный регистрационный знак Х 272КМ03

Как следует из отчета по системе ГЛОНАСС в период с 25 апреля 2019 г. по 30 декабря 2019 г. указанный автомобиль неоднократно осуществляя выезд на территорию несанкционированной свалки.

Согласно ч.ч.1,2 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

В силу ч. 10 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

В соответствии с ч.1 ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии с п. п. 4, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Вместе с тем, как установлено из материалов дела в нарушение ст.ст. 24.6, ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, условий договора от 14 мая 2018 г, заключенного с Министерством природных ресурсов Республики Бурятия, ООО «ЭкоАльянс» должным образом производственный контроль за вывозом твердых коммунальных отходов из населенных пунктов Северо-Байкальского района п. Кичера и с. Верхняя Заимка не осуществляло, что повлекло вывоз ТКО на место несанкционированной свалки, находящееся на 66 км. автодороги Северобайкальск-Новый Уоян.

Согласно представленной ООО «ЭкоАльянс» справки, общий объем вывезенных отходов на территорию несанкционированной свалки, находящейся на 66 км. автодороги Северобайкальск-Новый Уоян составил 7365 м3, доказательств, подтверждающих что размещение и хранение указанных отходов являлось временным и в последующем данные отходы были вывезены суду не представлено.

В силу положений статьи 50.7 Лесного кодекса леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия (часть 1), охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (часть 2), охрана, защита, лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3).

В соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) (пункт 6); осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса (пункт 11).

Согласно части 1 статьи 60.12. Лесного кодекса, леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 которого установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 № 13, Агентство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному контролю (надзору), лесной охране в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий (п. 1.1.).

Для целей реализации полномочий, в соответствии с Положением, Агентство осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (п. 3.1.15), федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях лесного фонда, лесную охрану на землях лесного фонда (п. 3.1.19), разрабатывает и утверждает проект рекультивации, осуществляет рекультивацию земель, разрабатывает и утверждает проект консервации земель, осуществляет консервацию земель в границах земель лесного фонда в случае отсутствия информации о лицах, деятельность которых привела к деградации земель, в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.( п.3.1.57).

В соответствии с п. 3.2.12 Положения с целью реализации предоставленных полномочий Агентству предоставлены право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, возмещение причиненного ущерба лесам, вызванных нарушением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в пределах своей компетенции, с целью пресечения фактов нарушения законодательства, в том числе выступать субъектом административных правоотношений в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательством Республики Бурятия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде, может быть возмещен посредством возложения на причинителя вреда обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств. Принятие мер по ликвидации несанкционированного размещения на землях лесного фонда твердых коммунальных отходов должно быть направлено, в том числе, на выявление, пресечение и понуждение к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов, что подлежит осуществлению при реализации мероприятий по государственному лесному надзору (лесной охране), с учетом положений статьи 96Лесного кодекса Российской Федерации.

Отсутствие в Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 прямого указания на обязанность осуществления мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, не исключает обязанность по проведению санитарно-защитных мероприятий, которые должны проводиться уполномоченным органом.

Учитывая, что спорный объект загрязнения - несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, находится на земельном участке лесного фонда, суд пришел к обоснованному выводу, что обязанность по принятию мер по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки в указанной части должна быть возложена на Агентство лесного хозяйства, в связи с чем считает необходимым возложить на Агентство обязанность по организации мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной на 66 км. автодороги г. Северобайкальск- п. Новый Уоян в Северобайкальском лесничестве, Верхнезаимском участковом лесничестве, квартал 123, часть выделов 5,6,11 на площади установленной заключением ФГБУ «Рослесинфорг» № 274 на площади 11825 кв.м., то есть в пределах границ Северобайкальского лесничества, установленного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 308 от 15.02.2019 г.

Учитывая, что факт причинения вреда окружающей среде ООО «ЭкоАльянс» путем неправомерного размещения на спорном участке твердых коммунальных отходов установлен, на основании пункта 2 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ, суд полагает требования прокурора о возложении на ООО «ЭкоАльянс» обязанности освободить земельный участок на 66 км. автодороги г. Северобайкальск- п. Новый Уоян от незаконно размещенных твердых коммунальных отходов в объеме 7365 куб. м. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Таким образом, суд, установив, что несанкционированная свалка ТКО полностью расположена на землях государственного лесного фонда в Северо-Байкальском лесничестве, Верхне-Заимском участковом лесничестве, квартале 123, части выделов 5,6,11 на площади 14 629 кв.м., обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на Республиканское агентство лесного хозяйства.

Доводы частной и апелляционных жалоб сводятся к тому, что несанкционированная свалка ТКО находится на трех земельных участках, частично не входящих в земли государственного лесного фонда и соответственно ответчиками по делу являются иные собственники земельных участков. Данные доводы судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства по делу. Доводы жалоб сводятся к иной переоценке доказательств. Судом правильно оценены сведения, представленные истцом в Заключении Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» №303 согласно которому площадь несанкционированной свалки в установленных координатах равна 14 629 кв.м.. Земельный участок отнесен к землям лесного фонда. Ссылки в частной и апелляционных жалобах на иные документы, противоречащие данному заключению, судом первой инстанцией оценены критически и судебной коллегией не принимаются во внимание.

При визуальном осмотре свалки прокуратурой со специалистами Росреестра установлено, что земельный участок с кадастровым номером 03:17:000000:39 является полосой отвода автомобильной дороги, при этом фактически автомобильная дорога на 66 км. Трассы Северобайкальск – Новый Уоян, на указанном участке не находится, как и не находится несанкционированная свалка, что подтверждается представленными фотоматериалами к протоколу инструментального обследования земельного участка Управления Росреестра по Республике Бурятия в кадастровом квартале 03:17:160804.

Так же не расположена свалка на земельном участке с кадастровым номером 03:16:160804:56 площадью 758765 кв.м., являющейся полосой отвода железной дороги.

Согласно ответу Управления Росреестра по Республике Бурятия от 03.11.2021 г. № 16-00545 на запрос прокуратуры о том, имеется ли пересечение в установленных координатах свалки с земельными участками с кадастровыми номерами 03:17:000000:39, 03:17:160804:56, при сопоставлении представленных в запросе координат свалки со сведениями ЕГРН установлено отсутствие пересечения свалки с вышеуказанными земельными участками.

Таким образом, установлено, что свалка полностью расположена на землях государственного лесного фонда.

Решение суда подлежит отмене, поскольку суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.

Судебная коллегия, принимая новое решение об удовлетворении исковых требований Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в части, полагает заслуживающими внимание доводы апелляционного определения об указании на обязанность Республиканского агентства лесного хозяйства организовать ликвидацию несанкционированной свалки на площади 14 629 кв.м.. Так, согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» №303 площадь несанкционированной свалки в установленных координатах равна 14 629 кв.м.. Поэтому площадь несанкционированной свалки, подлежащей ликвидации следует указать в данном размере 14 629 кв.м.

Срок исполнения судебная коллегия полагает установить не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу ст.103 ГПК РФ с ООО «ЭкоАльянс» подлежит взысканию госпошлина в доход муниципального бюджета в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,    судебная коллегия     по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

    О П Р Е Д Е Л И Л А:

    Определение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11 ноября 2021 года о принятии отказа от иска в части, оставить без изменения, а частную жалобу без удовлетворения.

    Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 30 ноября 2021 года отменить.

      Принять по делу новое решение.

Исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Республиканское агентство лесного хозяйство организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной на 66 км. автодороги г. Северобайкальск- п. Новый Уоян в Северобайкальском лесничестве, Верхнезаимском участковом лесничестве, квартал 123, часть выделов 5,6,11 на площади 14 629 кв.м. в пределах границ Северобайкальского лесничества, установленного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 308 от 15.02.2019 г. в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать ООО «ЭкоАльянс» освободить земельный участок на 66 км. автодороги г. Северобайкальск- п. Новый Уоян, расположенном в кадастровом квартале 03:17:160804 в границах следующих координат поворотных точек

Точка координаты точек в системе координат МСК03, зона 5
1 990949.106 5130701.216
2 990926.535 5130786.884
3 990849.583 5130793.623
4 990781.128 5130797.491
5 990755.356 5130741.576
6 990794.869 5130707.524

от незаконно размещенных твердых коммунальных отходов в объеме 7365 куб. м. в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Взыскать с ООО «ЭкоАльянс» государственную пошлину в доход муниципального бюджета МО «г. Северобайкальск в сумме 300 руб.

Апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.

          Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через Северобайкальский городской суд.

Председательствующий                                                Е.С. Ваганова

Судьи                                                                             А.И. Болдонов

                                                                                       В.Н. Базаров

33-1778/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО ЭкоАльянс
Республиканское агентство лесного хозяйства РБ
Другие
ГКУ Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия
Администрация МО ГП поселок Кичера
Министерство природных ресурсов и экологии РБ
Департамент лесного хозяйства ДФО
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории
Правительство Республики Бурятия
Администрация МО «Северо-Байкальский район»
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Базаров Виктор Нанзытович
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
04.05.2022Передача дела судье
06.06.2022Судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Судебное заседание
15.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2022Передано в экспедицию
27.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее