Петрозаводский городской суд Дело № 5-436/2024
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 УИД 10RS0011-01-2024-009762-81
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
14 августа 2024 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова О.В., при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
Азимовой А., <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. по адресу: <адрес> установлено, что гражданка Киргизской Республики Азимова А., состоящая на миграционном учете по адресу: <адрес>, допустила нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время от выезда с территории Российской Федерации после окончания срока действия трудового договора с <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ. Своими действиями, не содержащими признаков уголовно наказуемого деяния, Азимова А. нарушила п.п.1, 2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
В судебном заседании Азимова А. свою вину в совершении правонарушения признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ с целью осуществления трудовой деятельности въехала на территорию РФ и более не выезжала из РФ, ДД.ММ.ГГГГ в г.Петрозаводске заключила трудовой договор с <данные изъяты>, у которого работала <данные изъяты>, срок трудового договора закончился ДД.ММ.ГГГГ, иной трудовой договор с каким-либо работодателем не заключала. Указала, что с заявлениями о получении разрешения на временное проживание, о приобретении гражданства Российской Федерации и вида на жительство в административный орган не обращалась; мер к самостоятельному выезду из Российской Федерации не предпринимала, так как заболела, но больничный лист не оформляла, за помощью в медицинские учреждения не обращалась. Пояснила, что близкие родственники – <данные изъяты> проживают в Киргизии, где у нее имеется постоянное место регистрации; <данные изъяты>, в настоящее время она проживает <данные изъяты>, постоянного места работы и источника дохода не имеет. Дополнила, что готова самостоятельно выехать из РФ на родину, в связи с чем приобретены авиабилеты на ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. из Санкт-Петербурга, куда ее отвезет <данные изъяты> на автомобиле.
Инспектор ГДР ОИК ОВМ УМВД России по г.Петрозаводску Дибров О.Н. в судебном заседании поддержал обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав привлекаемое лицо, должностное лицо, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ) иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, находящееся в Российской Федерации на основании визы или прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон №114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг) (пункт 5).
В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор (пункт 9).
В судебном заседании установлено и подтверждается представленными материалами, что гражданка Киргизской Республики Азимова А. въехала на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ из Киргизской Республики с целью «работа». ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> (работодатель) и Азимовой А. (работник) заключен трудовой договор №б/н, по условиям которого последняя принята на работу в должности уборщицы, срок действия данного трудового договора с ДД.ММ.ГГГГ по день увольнения работника (п.6.2 Договора). Трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с Азимовой А. прекращен (расторгнут) с ДД.ММ.ГГГГ (согласно выгрузки данных из ГИСМУ), после расторжения которого в течение 15 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) новый трудовой или гражданско-правовой договор она не заключала и мер к самостоятельному выезду из Российской Федерации не предпринимала, что подтверждается сведениями АС ЦБДУИГ; с заявлениями о получении разрешения на временное проживание, вида на жительство, о приобретении гражданства Российской Федерации не обращалась; в настоящее время Азимова А. состоит на миграционном учете по адресу: <адрес>; имеет постоянное место регистрации в Киргизии, где проживают ее близкие родственники – <данные изъяты>.
Событие инкриминируемого административного правонарушения и виновность Азимовой А. в его совершении, помимо заявленного признания вины, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; письменными объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ; копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ; сведениями АС ЦБДУИГ, копией паспорта гражданина Киргизской Республики на имя Азимовой А.; другими материалами дела, а также объяснениями Азимовой А., данными в судебном заседании.
Данные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины Азимовой А. в совершении вменяемого административного правонарушения.
Оценив позицию привлекаемого лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины Азимовой А. в совершении административного правонарушения и квалифицирует ее действия по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, при этом данные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Обстоятельств, установленных статьями 2.7, 2.8 КоАП РФ, исключающих административную ответственность, по делу не установлено.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Согласно ч.4 ст.3.10 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
При определении дополнительного административного наказания, судьей учитываются положения ч.2 ст.4.1 КоАП РФ, а также выясняется не усматривается ли каких-либо обстоятельств, связанных с семейным положением привлекаемого лица, правом на получение им образования, иных гуманитарных соображений, препятствующих выдворению за пределы территории Российской Федерации.
При назначении вида и размера административного наказания, судья принимает во внимание характер совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, данные о личности Азимовой А., ее семейное и материальное положение, отсутствие официального трудоустройства и разрешения на осуществление трудовой деятельности в РФ, недвижимости на праве собственности и постоянной регистрации на территории РФ, а также наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства - признание вины, и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
На основании изложенного, учитывая отсутствие каких-либо препятствий для выдворения привлекаемого лица за пределы территории Российской Федерации, наличие у Азимовой А. постоянного места регистрации в Киргизии, где проживают <данные изъяты>, полагаю необходимым назначить Азимовой А. наказание в виде административного штрафа с применением дополнительного наказания в виде административного выдворения путем контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, учитывая наличие у Азимовой А. авиабилета из Санкт-Петербурга в г.Ош Киргизия на ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час.
Обстоятельств, предусмотренных ч.3.8 ст.4.1 КоАП РФ, в отношении Азимовой А. не установлено, в связи с чем оснований для назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательных работ на срок от ста пятидесяти до двухсот часов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
Признать Азимову А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Административный штраф подлежит уплате не позднее следующего дня после вступления постановления в законную силу на <данные изъяты>
Копию квитанции об уплате административного штрафа представить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33, каб.100).
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).
Судья О.В. Кайгородова