Судья Нуждин В.Н. Дело № 66а-2346/2020
(номер дела в суде первой инстанции
3а-152/2020)
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Нижний Новгород 9 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Рогожиной Е.В., Бушминой А.Е.
при секретаре Грязнове Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Овчинникова В.Н. о признании недействующими отдельных положений Генерального плана города Нижнего Новгорода, Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода,
по апелляционным жалобам административных ответчиков городской Думы города Нижнего Новгорода, Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 3 сентября 2020 года,
Заслушав доклад судьи Рогожиной Е.В., объяснения представителя административного ответчика Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области ФИО7, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ ФИО8, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
установила:
Овчинников В.Н. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента вступления решения в законную силу:
- Генерального плана города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года №22 «О Генеральном плане города Нижнего Новгорода», в части отнесения территории, охватывающей земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий Овчинникову В.Н., к зоне С-5 (зона озеленения специального назначения в СЗЗ и т.п.) и отображения на картах генерального плана границы зоны с особыми условиями использования территорий – санитарно-защитной зоны кладбища («Зелено»);
- Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденных приказом от 30 марта 2018 года №07-01-06/22 департамента градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области, в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории, на карте градостроительного зонирования территории границы зоны с особыми условиями использования территорий - санитарно-защитной зоны кладбища («Зелено»), охватывающей земельный участок с кадастровым номером №;
- Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденных приказом от 30 марта 2018 года №07-01-06/22 департамента градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № территориальной зоне ТТ-зона инженерно-транспортной инфраструктуры;
- об обязании административного ответчика установить в Генеральном плане города Нижнего Новгорода, утвержденном постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года №22 «О генеральном плане города Нижнего Новгорода», для территории, охватывающей земельный участок с кадастровым номером №, зону ЖиЗ (зона индивидуальной высокоплотной застройки);
- об обязании административного ответчика установить в Правилах землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденных приказом от 30 марта 2018 года №07-01-06/22 департамента градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области, для территории, охватывающей земельный участок с кадастровым номером № зону ЖиЗ (зона индивидуальной высокоплотной застройки).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объекта недвижимости: земельного участка, площадь 1812+/-15 кв. м, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, адрес объекта: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, <адрес>.
21 февраля 2019 года Овчинников В.Н. обратился в администрацию города Нижнего Новгорода с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по вышеуказанному адресу.
1 марта 2019 года администрацией города Нижнего Новгорода выдано уведомление №-RU № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: Российская Федерация, <адрес> (кадастровый №), поскольку земельный участок с кадастровым номером № расположен в санитарно-защитной зоне кладбища «Зелено» (R=100 м, раздел 7.1.12 класс IV, п.15), режим территории установлен разделом V СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». В санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные дома.
Согласно Генеральному плану города Нижнего Новгорода, вышеуказанный земельный участок расположен в границах функциональных зон: ЖиЗ (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки), С-5 (зона озеленения специального назначения в СЗЗ и т.п.).
В составе Генерального плана города Нижнего Новгорода выполнена схема комплексной оценки состояния окружающей среды (прогноз) с границами зон с особыми условиями использования территорий, на котором отображена санитарно-защитная зона кладбища («Зелено»), в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Согласно Правилам землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, вышеуказанный земельный участок расположен в границах территориальных зон: ТЖи-3 – зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки, ТТ – зона инженерно-транспортной инфраструктуры.
Нахождение земельного участка с кадастровым номером № в двух функциональных и в двух территориальных зонах, а также в указанной санитарно-защитной зоне, нарушает права административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования. Сведения о наличии санитарно-защитной зоны содержатся в Генеральном плане и в Правилах землепользования и застройки города Нижнего Новгорода
Решением Нижегородского областного суда от 3 сентября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Постановлено: «Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года №22 «О Генеральном плане города Нижнего Новгорода», в части отображения на картах генерального плана границы зоны с особыми условиями использования территорий – санитарно-защитной зоны кладбище («Зелено»), охватывающей земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий Овчинникову В.Н.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом от 30 марта 2018 года №07-01-06/22 департамента градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером №, к двум территориальным зонам.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года №22 «О Генеральном плане города Нижнего Новгорода», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к двум функциональным зонам.
Сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:
Правительством Нижегородской области – на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области – на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
городской Думой города Нижнего Новгорода – на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В остальной части административных исковых требований Овчинникова В.Н. отказать».
В апелляционных жалобах городская Дума города Нижний Новгород, Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, неверное применение судом норм материального права, просят отменить судебный акт первой инстанции и принять новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объёме.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, заинтересованным лицом Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и прокуратурой Нижегородской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Административное дело рассмотрено в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ).
Обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Овчинников В.Н. является собственником объекта недвижимости: земельного участка, площадь 1812+/-15 кв. м, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, адрес объекта: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, <адрес>.
Согласно заключению кадастрового инженера образуемые земельные участки находятся в территориальной зоне ТЖи-3 – зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки.
21 февраля 2019 года Овчинников В.Н. обратился в администрацию города Нижнего Новгорода с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по вышеуказанному адресу.
1 марта 2019 года администрацией города Нижнего Новгорода выдано уведомление № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: Российская Федерация, <адрес> (кадастровый №), поскольку земельный участок с кадастровым номером № расположен в санитарно-защитной зоне кладбища «Зелено» (R=100 м, раздел ДД.ММ.ГГГГ класс IV, п.15), режим территории установлен разделом V СанПиН 2.2.1/ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». В санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные дома.
Кроме того, согласно Генеральному плану города Нижнего Новгорода, вышеуказанный земельный участок расположен в границах функциональных зон: ЖиЗ (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки), С-5 (зона озеленения специального назначения в СЗЗ и т.п.).
Так же, согласно Правилам землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, вышеуказанный земельный участок расположен в границах территориальных зон: ТЖи-3 – зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки, ТТ – зона инженерно-транспортной инфраструктуры.
Проанализировав положения статей 8, 8.2, 24, 32 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту ГрК РФ), во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ, Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З, Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Положения о департаменте, Положения о министерстве, Устава Нижегородской области, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки, а равно нормативные правовые акты о внесении в них изменений, приняты в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов (на дату их издания), с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия, включая предусмотренной статьями 24-25, 31-32 ГрК РФ процедуры, и правилам введения их в действие.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа, в соответствии со статьей 18 ГрК РФ.
Документами градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 1 ГрК РФ, зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 42, 52 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, создаются в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений, а также в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В силу статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке, в том числе, нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров и установлении их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года №554, в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее также – Санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 (далее - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Согласно пункту 2.5 Санитарных правил организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Согласно пункту 2.11 Санитарных правил, размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
В соответствии с разделом VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учётом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы которых определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчётами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учётом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1 Санитарных правил).
Пунктом 4.2 Санитарных правил определено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании, в том числе, предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, с учётом действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункт 4.3 Санитарных правил).
В соответствии с разделом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденным постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №74, для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га предусмотрено установление санитарно-защитной зоны размером 100 метров.
Как следует из представленных картографических материалов в суде первой инстанции, на картах (схемах) Генерального плана установлена зона с особыми условиями использования территории – санитарно-защитная зона кладбища смешанного и традиционного захоронения 10 и менее га (R=100 м, раздел 7.1.12 класс IV, п.15), которая распространяется, в том числе, на принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером №
Согласно ответу администрации города Нижнего Новгорода (Департамент градостроительного развития и архитектуры) от 15 октября 2019 года №, земельный участок с кадастровым номером № расположен в 100-метровой санитарно-защитной зоне кладбища «Зелено». Расстояние от участка захоронения кладбища «Зелено» до конца границ указанного земельного участка составляет менее 50 м (л.д.30-33, т.1).
Указанные обстоятельства согласуются с картографическими материалами Генерального плана, включая схему комплексной оценки окружающей среды (прогноз) с границами зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно ответу на запрос Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 24 марта 2020 года №, заявление, проект санитарно-защитной зоны от правообладателя объекта для установления (изменения) санитарно-защитной зоны для кладбища «Зелено» в управление не поступали.
Санитарно-эпидемиологическое заключение на проект, Решение об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны для объекта (кладбище «Зелено») не выдавались. Постановление главного государственного санитарного врача РФ (субъекта РФ) об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны для объекта не оформлялось. Документация в отношении СЗЗ кладбища «Зелено», охватывающая земельный участок с кадастровым номером № в Управлении отсутствует (л.д.226, т.2).
Согласно сведениям, поступившим из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 1 апреля 2020 года №, санитарно-защитная зона кладбища «Зелено» на территории города Нижнего Новгорода не устанавливалась, информация о наличии проектных материалов в Роспотребнадзоре отсутствует (л.д.229, т.2).
Из указанного следует, что решения об установлении санитарно-защитной зоны кладбища «Зелено», в границах которой находится земельный участок с кадастровым номером №, не принимались, санитарно-эпидемиологические заключения по проектам санитарно-защитных зон (санитарных разрывов) не оформлялись.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что санитарно-защитная зона (санитарных разрывов) кладбища «Зелено» (4 класс вредности), в границах которой находится земельный участок с кадастровым номером № определена в нарушение требований действующего законодательства, поскольку на момент разрешения настоящего спора, санитарно-защитная зона (санитарных разрывов) кладбище «Зелено» (4 класс вредности), в границах которой находится земельный участок с кадастровым номером № не устанавливалась, постановление Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации либо его заместителя по данному вопросу не готовилось и не принималось, проект санитарно-защитной зоны с обоснованием её размеров отсутствует.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что отображение в Генеральном плане границы санитарно-защитной зоны (санитарных разрывов) кладбища «Зелено» (4 класс вредности), в границах которой находится земельный участок с кадастровым номером №, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и является основанием для признания его недействующим в той части, в которой эта граница, нанесенная на картах (схемах) Генерального плана города Нижнего Новгорода, охватывает земельный участок с кадастровым номером №.
При рассмотрении настоящего административного дела судом первой инстанции установлено, что на карте границ санитарно-защитных зон города Нижнего Новгорода (статья 20) Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода границы санитарно-защитной зоны кладбища «Зелено», охватывающей земельный участок с кадастровым номером № не отображены (отсутствуют). Текстовая часть Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода также не содержит ссылок на санитарно-защитную зону кладбища «Зелено». На картах градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода отображены иные границы санитарно-защитных зон, в границы которых земельный участок административного истца не попадает.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административных исковых требований Овчинникова В.Н. о признании недействующими Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденных приказом от 30 марта 2018 года №07-01-06/22 департамента градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области, в части отображения на карте градостроительного зонирования территории границы зоны с особыми условиями использования территорий – санитарно-защитной зоны кладбище («Зелено»), охватывающей земельный участок с кадастровым номером № является верным, принятым в соответствии с нормами материального права и установленными фактическими обстоятельствами дела.
Оспаривая в части Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, административный истец указал, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах территориальных зон: ТЖи-3 – зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки, ТТ – зона инженерно-транспортной инфраструктуры, что не оспаривалось стороной административного ответчика.
Как следует из материалов дела, для каждой из указанных зон в Правилах землепользования и застройки города Нижнего Новгорода установлен самостоятельный градостроительный регламент (часть III, Градостроительные регламенты, статья 27): статья 29.4 Градостроительные регламенты зоны индивидуальной жилой застройки ТЖи-3, статья 35.2 Градостроительные регламенты зоны инженерно-транспортной инфраструктуры ТТ.
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).
Статьей 85 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно части 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учётом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Нахождение земельного участка в нескольких территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования создает неопределенность его правового режима, в связи с чем, не может быть принят во внимание довод апелляционных жалоб административных ответчиков об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования.
Следовательно, проанализировав приведенные выше нормы права, с учетом установленных фактических обстоятельств по делу, суд первой инстанции верно посчитал, что положения Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода в части установления территориальных зон: ТЖи-3 – зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки, ТТ – зона инженерно-транспортной инфраструктуры, в отношении земельного участка с кадастровым номером №, противоречат положениям части 4 статьи 30 ГрК РФ и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и подлежат признанию недействующими и удовлетворил административные исковые требования истца в данной части.
Из материалов дела, следует, что, согласно картографическим материалам Генерального плана города Нижнего Новгорода, вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером №, расположен в границах функциональных зон: ЖиЗ (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки), С-5 (зона озеленения специального назначения в СЗЗ и т.п.), что оспаривается административным истцом.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что нахождение земельного участка в двух функциональных зонах в рамках действующего правового регулирования создает неопределенность его правового режима, что ограничивает право административного истца на его использование по назначению, поэтому положения Генерального плана города Нижнего Новгорода в части отнесения земельного участка к двум функциональным зонам подлежат признанию недействующими.
Так, согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в, том числе, с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом городского округа (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить ГрК РФ, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3 и часть 13 статьи 24 ГрК РФ).
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Вместе с тем, корректировка Правил землепользования и застройки в части, оспариваемой административным истцом, входит в противоречие с Генеральным планом в части нахождения того же земельного участка в двух функциональных зонах.
В этой связи, отнесение в соответствии с Генеральным планом земельного участка к двум функциональным зонам осуществлено без учёта требований ГрК РФ и принципов законодательства о градостроительной деятельности.
При таких обстоятельствах, установление в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка двух функциональных зон нарушается принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, в силу требований части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ.
При этом судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административного иска об обязании административных ответчиков принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанную недействующей часть Генерального плана и Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, является обоснованным, поскольку, согласно части 4 статьи 216 КАС РФ, суд вправе возложить на орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части, в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, решение суда первой инстанции является верным и не обжалуется сторонами.
С учётом, установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно частично удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижегородского областного суда от 3 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы городской Думы города Нижний Новгород, Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, через Нижегородский областной суд.
Председательствующий:
Судьи: